Распределение тем семинарских занятий
По курсу «Введение в логопедическую специальность»
Ст. преподаватель Ковалева А.А.
1. Особенности логопедической работы при нарушениях слуха.
2. Особенности логопедической работы при нарушениях зрения.
3. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе.
4. Особенности логопедической работы с детьми, страдающими задержкой психического развития.
5. Отбор в специальные учреждения детей с нарушениями речи.
6. Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи: дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи.
7. Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи: логопункт для детей с нарушениями речи при ДОУ.
8. Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи: школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи).
9. Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи: логопункт при общеобразовательной школе.
10. Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи: детская поликлиника.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Список литературы
Основная литература
1. Инновационные подходы к организации логопедической помощи детям с нарушением речи [Электронный ресурс]: сборник аналитических и научно-методических материалов / Л.Ф. Холоднова [и др.]. – Электрон. текстовые данные. – М.: Московский городской педагогический университет, 2011. – 90 c. – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/26484.html. – ЭБС «IPRbooks».
2. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. высших учебных заведений /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. – 680 с.
|
Дополнительная литература
3. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов /Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2006. – 319 с.
4. Белякова, Л.И.Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: Гуманитарный изд. центр Владос, 2009. – 287 с.
5. Белякова, Л.И. Заикание: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: Академия, 2003. – 208 с.
6. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е. Грибова. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 96 с.
7. Степанова, О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении / О.А. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112 с.
8. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 212 с.
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
9. Акименко, В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В.М. Акименко – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 77 с.
10. Бачина, О.В. Школьный логопункт: Организация и содержание работы / О.В. Бачина, М.П. Вилочева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
11. Богомолова, А.И. Логопедическое пособие для детей / А.И. Богомолова. – СПб.: Библиополис, 1994. – 208 с.
12. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушения речи у детей / Г.А. Волкова. – СПб.: Сайма, 1993. – 96 с.
13. Волкова, Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. – СПб.: Сайма, 1993. – 94 с.
14. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. – 2-е изд., перераб. / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
|
15. Ермакова, И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков /И.И. Ермакова. – М., 1984.
16. Елецкая, О.В. Организация логопедической работы в школе / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.
17. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова – М., 1998. – 280 с.
18. Илюк, М.А. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / М.А. Илюк, Г.А. Волкова. – СПб.: КАРО, 2004. – 40 с.
19. Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет: игровые методы и приемы: пальчиковый тренинг, сопряженная гимнастика / авт.-сост. С.И. Токарева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 171 с.
20. Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 1998. – 136 с.
21. Коноваленко, В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: Гном и Д, 2001. – 48 с.
22. Коноваленко, В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М., 1998.
23. Коноваленко, В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН) / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М., 1998. – 128 с.
24. Коноваленко, В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 16 с.
|
25. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Секачев В.Ю., ООО Центр Гуманитарной Литературы РОН, 2001. – 157 с.
26. Крылова, Н.Л. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедического детского сада по развитию речи детей / Н.Л. Крылова //Дефектология, 1985. – №2. – С.62-68.
27. Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – Ростов н/Д: Феникс, СПб: Союз, 2004. – 224 с.
28. Леонова, С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников / С.В. Леонова. – М.: Владос, 2004.
29. Логопедия в школе: практический опыт / Под ред. В.С. Кукушина. Изд-е 2-е, перераб. и дополн. – М.: ИКЦ МарТ; Ростов н/Д: Издательский центр МарТ, 2005. – 368 с.
30. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: учебное пособие /Под ред. Е.А. Логиновой. – СПб.: Изд-во СОЮЗ, 2004.
31. Логопедическое обследование ребенка /Авт.-сост. С.Е. Большакова. – М., 1995.
32. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.
33. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. – М., 1991.
34. Нищева, Н.В. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Н.В. Нищева. – Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 199 с.
35. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. – СПб., 2001.
36. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений: /Т.В. Волосовец, Н.В. Горина, Н.И. Зверева и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Изд. центр Академия, 2000. – 200 с.
37. О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других высших психических функций. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 декабря 1998 г. № 383 // Логопед. – 2004. – №2. –С. 90-127.
38. Понятийно-терминологический словарь логопеда /Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Академический Проект, 2004. – 480 с.
39. Парамонова, Л.Г. Логопедия для всех / Л.Г. Парамонова. – М.: ООО Издательство АСТ, 1997. – 464 с.
40. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева, ТВ. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л.В. Лопатиной. – СПб., 2014. – 386 с.
41. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи /Автор-составитель сборника Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2008. – 272 с.
42. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений V вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / Автор-составитель сборника д.пед.н., профессор Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2013. – 256 с.
43. Пятница, Т.В. Справочник дошкольного логопеда / Т.В. Пятница, Т.В. Солоухина-Башинская. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 479 с.: ил. + CD.
44. Работникова, Т.П. Организация работы логопеда в детской поликлинике / Т.П. Работникова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
45. Степанова, О.А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов: справочное пособие / О.А. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
46. Степанова, О.А. Справочник учителя-логопеда ДОУ / О.А. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 224 с. – (Справочники).
47. Степанова, О.А. Логопедическая работа в дошкольном образовательном учреждении: организация и содержание / О.А. Степанова. – М.: Форум, 2009. – 126 с.
48. Селиверстов, В.И. Заикание у детей / В.И. Селиверстов. – М., 1994.
49. Трубникова, Н.М. Структура и содержание речевой карты / Н.М. Трубникова. – Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998.
50. Ткаченко, Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника / Т.А. Ткаченко. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2002.
51. Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит / Т.А. Ткаченко. – СПб.: Акцидент, 1997. – 112 с.
52. Ткаченко, Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи / Т.А. Ткаченко. – СПб.: Акцидент, 1998.
53. Ткаченко, Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа / Т.А. Ткаченко. – СПб.: Акцидент, 1998.
54. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. – Воронеж, 1997.
55. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации/ Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. – М.: Дрофа, 2010. – 189 с.
56. Филичева, Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М., 2000. – 80 с.
57. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М., 1999. – 87 с.
58. Филичева, Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с ОНР / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М., 1991. – 44 с.
59. Фуреева, Е.П. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе / Е.П. Фуреева, Е.В. Шипилова, О.В. Филиппова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 208 с.
60. Чиркина, Г.В. Насущные проблемы деятельности логопедических учреждений в современных условиях / Г.В. Чиркина, Е.Л. Черкасова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – №4, 2009. – С. 22-28.
61. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений /Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Изд. центр Академия, 2003. – 240 с.
62. Хватцев, М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками / М.Е. Хватцев. – М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1996. – 384 с.
63. Юртайкин, В.В. Особенности работы воспитателя в группах дошкольников с общим недоразвитием речи / В.В. Юртайкин, Л.Н. Ефименкова //Дефектология, 1981. – №2.
64. Ястребова, А.В. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией) / А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. – М.: Когито-Центр, 1996. – 47 с.
65. Ястребова, А.В. Учителю о детях с недостатками речи / А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова. – М., 1997.