ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО центра
«Если хочешь чтобы ребенок услышал - расскажи, если хочешь чтобы ребенок запомнил – покажи».
![]() |
Воспитатель:
Ткачева И.Н.
Метод экспериментирования, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность. В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.
Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Рассмотрим последовательность детского экспериментирования:
1. Целеполагание.
2. Выдвижение гипотез.
3. Проверка предположений.
4. Если предположение подтвердилось: формулируем выводы.
5. Если предположение не подтвердилось: постановка новой гипотезы, её реализация, подтверждение, формулировка выводов. Т. е. ребёнок сам шаг за шагом выступает исследователем.
В своей группе мы устроили такой центр, который помогает нам изучать мир, который нас окружает. В нашем центре есть различное интересное и необходимое оборудование и разнообразный материал для исследований.
Цель:
Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности, формирование ключевых компетентностей ребёнка.
Задачи:
- формировать целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;
- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления;
- развитие поисково – познавательной, интеллектуальной активности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
-развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств.
Центр экспериментирования делится на следующие компоненты
Компонент дидактический:
1. Наглядно-дидактическое пособие «Явления природы»
2. Календарь сезонных наблюдений
3. Экологические цепочки (воздух, земля, вода)
4. Картотека опытов и экспериментов
5. Зрелищные опыты (исследования, эксперименты)
6. Опыты и эксперименты с веществами и материалами (зима)
7. Опыты и эксперименты с веществами и материалами (осень)
8. Сто научных опытов для детей и взрослых
9. «Наш мир от А до Я» энциклопедия для детей
10. Энциклопедия живой природы
11. Схемы и карточки для проведения опытов
12. Таблицы
13. Модели с алгоритмами выполнения опытов
Компонент оборудования:
приборы-помощники: микроскоп, лупы, увеличительные стекла песочные, механические часы, портновский метр, линейки, магниты, компас, измерительная лента и т.д.
Компонент стимулирующий:
разнообразные сосуды из различных материалов разной конфигурации и объема; сита, воронки разного размера и материала; природный материал, утилизированный материал, технические материалы, разные виды бумаги, красители: пищевые и непищевые, медицинские материалы, прочие материалы.