Развитие фармации в Арабских халифатах




В истории медицины Средневековья были темные и светлые страницы, мертвящее влияние схоластики и живительный воздух гуманизма, великие эпохальные открытия и триумф эпохи Возрождения, была национальная и региональная ограниченность, но было и воистину интернациональное взаимодействие ученых, когда наука развивалась без языковых барьеров и государственных границ.

Средневековая медицина многолика. Став преемницей античного мира, она прошла сложный и тернистый путь и явилась той основой, на которой развивалась научная медицина и аптечное дело Нового времени.

Для эпохи раннего средневековья было характерно теологическое мировоззрение. Католическая церковь жестоко преследовала естественнонаучные исследования, философские, рационалистические искания, светскую науку и культуру. Церковь требовала безоговорочного подчинения ее авторитету, душила передовую мысль. Процветали мрачный аскетизм, безудержный мистицизм, периодически пылали костры инквизиции.

Однако в тот же период в отдельных странах получили дальнейшее развитие культура и образование, были созданы научные центры. На развитие лекарствоведения в этот период оказывали свое влияние магия, астрология и особенно алхимия.

***

В VII–VIII вв. арабы под руководством Мохаммеда и его наследников покорили Аравию и Египет, захватили Сирию, Палестину и Персию, овладели многими провинциями Византии, завоевали часть Индии и северного побережья Африки и вошли в Испанию. Господство арабов и их государства – халифаты – сохранялись до XII–XIII вв. Огромное арабское государство просуществовало недолго и разделилось на Западный халифат с центром в Кордове и на Восточный халифат с центром в Багдаде. Однако экономическое и культурное общение народов, живущих в странах, временно объединенных Арабским халифатом, сохранилось и развивалось в течение почти пяти столетий. Обширная торговля способствовала развитию в странах Востока разносторонней хозяйственной деятельности.

Начиная с VII в. в странах Ближнего и Среднего Востока возникла, сложилась и развилась богатая и разносторонняя культура, именуемая арабской. К числу народов средневекового Востока, внесших свой вклад в сокровищницу мировой культуры, относятся таджики, туркмены, узбеки, грузины, армяне, азербайджанцы, иранцы, арабы и другие.

Арабская культура характеризовалась положительной чертой – стремлением овладеть культурным наследием предыдущих эпох и далее развивать все прогрессивное в нем. Это особенно ярко проявилось в науке.

Cреди ученых в странах Востока исключительное место занимали ученые Хорезма. «Блестящая плеяда представителей естествознания и медицины средневекового Востока – Абу-Бекр Мухаммед Закария ар-Рази, Джабир ибн Хайан, известные в Европе под именами Разеса и Гебера, Абу Юсуф Якуб Исхак ал-Кинди, Абу-Абдуллах Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми – значительно ранее европейских ученых ознакомились с научным наследием древнего мира и, творчески его перерабатывая, своими исследованиями и наблюдениями способствовали развитию этих наук. Благодаря им Ар-Рази (Разес) Европа познакомилась с сохраненными в арабских переводах трудами Аристотеля и многих других», – писал член-корреспондент Академии медицинских наук СССР В. М. Карасик.

Высшего развития средневековая наука в Хорезме достигла в творчестве Ибн Сины и Ал-Бируни, ученых X–XI вв., членов хорезмийской «академии Мамуна», подлинных энциклопедистов. Арабы создали ряд центров науки и просвещения, из которых особенно выделялись Багдад (VIII–IX вв.) и Кордова (X в.).

Наравне с философией, математикой и естествознанием медицина и фармация составляли часть общего образования ученых в Арабских халифатах. На медицину и фармацию в этот период значительное влияние стала оказывать химия.

В VIII–IX вв. появились арабские химики, не только воспринявшие знания и навыки своих александрийских предшественников, но и своеобразно развившие эти знания. Вместо греко-латинского названия «химия» арабы ввели свое название «алхимия». Главное место в алхимии арабы отводили учению о металлах, их получению и очистке, металлическим сплавам и трансмутации металлов.

Одним из первых крупных арабских алхимиков был Джабир ибн Хайан (721-815). Джабиру приписывают авторство «Книги-70», представляющей собой энциклопедию политических, теологических и натурфилософских знаний. Под именем Джабира (Гебера) до нас дошли различные сочинения, одни из них на арабском языке, другие – на латинском. Из этих сочинений следует, что Джабир получил серную и азотную кислоты, серебра нитрат, ртуть хлорную. Азотная кислота была им получена при нагревании смесей селитры, медного купороса и квасцов. Он отметил важное свойство воздействия царской водки (смеси соляной и азотной кислоты) на золото, считавшееся до тех пор не поддающимся изменениям. Также были изучены и соли: натрия хлорид, селитра, соли аммония и др.

К более позднему периоду относится деятельность другого арабского алхимика — Абу-Бекр Мухаммеда Закарии ар-Рази (865-925). Ар-Рази, или Разес, занимался медициной и алхимическими опытами. До нас дошли его сочинения «Книга тайн» и «Книга тайны тайн». Ар-Рази был атомистом, вместе с тем он придерживался учения Аристотеля о стихиях и верил в возможность трансмутации металлов. В сочинениях ар-Рази упоминаются разнообразные вещества, описываются химическая посуда и различные лабораторные приемы. Предполагают, что ар-Рази создал классификацию веществ, известных в то время. Он разделил их на три большие группы: землистые (минеральные), растительные и животные, предвосхищая распространенную впоследствии систему «трех царств природы».

Ар-Рази одновременно занимался медициной и основал больницу в Багдаде. Интересно предание о способе, с помощью которого ар-Рази выбирал место, наиболее подходящее для построения больницы: он развешивал куски мяса в различных частях города и наблюдал, где оно дольше сохраняется и не загнивает. Это место он считал наиболее здоровым и, следовательно, подходящим для постройки лечебного заведения.

Как и во многих больницах Востока, при багдадской больнице существовала школа врачей, которой также руководил ар-Рази, связывая теоретическое обучение с больничной практикой.

Ар-Рази принадлежит до 200 трудов, в некоторых он описывает действие химических препаратов на обезьян.

С точки зрения развития фармации в странах Арабского Востока заслуживает внимания сочинение персидского медика Абу Мансура «Трактат об основах фармакологии», написанное в конце X в. Это сочинение важно как источник сведений о химических знаниях того времени, в частности о разработке способов приготовления препаратов, представляющих собой экстрактивные вещества растительного происхождения. В «Трактате» описываются простейшие способы перегонки для получения эфирных масел и дистиллированной воды.

Вслед за организацией больниц в странах Арабского халифата впервые появились аптеки. Первая регламентированная аптека была открыта в 754 г. в Багдаде (в Европе первые аптеки появились в VIII–X вв.). В этих аптеках арабы ввели правила приготовления лекарств. Они издали эти правила в форме своеобразных фармакопеи под названием диспенсатория «караба-дини». Арабы избегали применения сильнодействующих средств и рекомендовали прибавлять к ним лимонный сок, фиалковый корень и другие вещества. Для лечения больных они широко использовали легкие слабительные вещества: сенну, тамаринд. Особое место в фармации арабов занимало учение о ядах и противоядиях. Слова-термины: алкоголь, юлеп (по-персидски «розовая вода»), лоох, нафта, камфара, безоар и многие другие – арабского происхождения. Арабами введены в фармацевтическую практику сахар (вместо меда) и лекарственные сиропы. С лечебной целью они применяли мускус, корицу, мускатный орех, гвоздику и др. Рецепты арабов отличались сложностью и включали до 60 ингредиентов. Арабы готовили пилюли, кашки, сиропы, пластыри, душистые масла. В Дамаске было организовано специальное производство по перегонке ароматных вод, получению душистых мазей и других фармацевтических продуктов.

Развитие аптечного дела как лекарствоведения в Арабских халифатах было тесно связано с достижениями ученых Востока в области химии. Преследуя в первую очередь практические цели, больницы и аптеки оказывали большое влияние на развитие медицинских знаний. В халифате встречались некоторые зачатки государственной медицины. Там были специальные должностные лица по наблюдению за больницами и аптеками. Существовали научные учреждения, включавшие в круг своих более широких интересов также и вопросы медицины. Среди них видное место занимали учреждения Средней Азии – библиотека Саманидов в Бухаре в X в., «Академия» хорезмшаха Мамуна в Хорезме в начале XI в.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что врачи Арабских халифатов и Византии сыграли большую роль в сохранении ценного наследия медицины древнего мира, в первую очередь античной Греции, Индии и других стран. В то же время они самостоятельно и дальше разрабатывали медицинские знания. Медицина и фармация народов Востока пробудила живое чувство природы, приблизила медицину к природе, естественным наукам, ввела в обиход много новых лекарственных средств и усовершенствовала технологию приготовления лекарств.

Врачи средневекового Востока придавали большое значение опытной проверке лечения, изучали действие лекарств на животных, тщательно наблюдали в больницах течение болезней, проверяли правильность описания их в литературе. «Проверяйте в больницах не всегда верные описания болезней, встречающихся в медицинских сочинениях», — говорил ар-Рази.

Арабская медицинская литература в области анатомии и физиологии была в основном переводной и компилятивной, заимствованной главным образом у Гиппократа и Галена. Ислам запрещал вскрытие трупов и в связи с этим хирургия и акушерство развивались слабее, чем лекарствоведение, гигиена и изучение инфекционных болезней.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: