Как способ познания социальных проблем




СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

И МЕТОДИКА ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ

 

В настоящее время в российском обществе происходят сложные процессы. Глубокий и всесторонний анализ этих проблем в интересах их разрешения требует проведения систематических социологических исследований.

Социологическое исследование

как способ познания социальных проблем

социологическое исследование представляет собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для использования их в практике социального управления.

 

Из определения видно, что социологическое исследование состоит из двух частей:

теоретической и инструментальной.

Теоретическая часть включает в себя

— разработку программы исследования,

— анализ полученной информации,

— формулирование выводов и рекомендаций.

Инструментальная часть – это разработка социологического инструментария, непосредственный сбор и обработка информации.

Социологический инструментарий – это приспособления, с помощью которых осуществляются сбор и обработка информации (анкеты, листы интервью, карточки наблюдения, вычислительная техника).

 

Существует несколько видов социологических исследований.

Прежде всего, исследования подразделяются на

полевые и кабинетные.

При использовании первого вида исследователю необходим выход в «поле», то есть в организации для сбора информации с помощью социологического инструментария.

При использовании второго вида исследовательская проблема может быть решена с помощью

моделирования проблемной ситуации,

мысленного эксперимента,

анализа вторичных источников информации.

 

В зависимости от цели, выдвинутых задач, требуемой глубины анализа предмета исследования различают три основных вида социологического исследования:

разведывательное, описательное и аналитическое.

 

Разведывательное исследование (иногда его называют пилотажным, или зондажным) – это наиболее доступный для проведения вид социологического исследования. Он характеризуется ограниченным кругом решаемых задач, охватом небольших групп людей, проводится по упрощенной программе и с использованием ограниченного инструментария.

 

Данное исследование проводится в следующих случаях:

– когда предмет исследования слабо изучен или не изучен вообще;

– когда необходим предварительный этап перед глубокими и масштабными исследованиями;

– когда необходимо получить дополнительную информацию о предмете и объекте исследования, уточнить и скоординировать гипотезы и задачи, определить инструментарий и границы исследуемой совокупности, а также выявить трудности, которые могут появиться в ходе углубленного исследования (например, проведение пилотажного исследования в отдельных организациях перед тем, как перейти к проведению социологического исследования в больших масштабах: области, республики, отрасли производства и т.д.).

Данный вид исследования проводится с помощью одного из наиболее доступных методов, чаще всего анкетного опроса или интервью.

Широко распространена и такая форма разведывательного исследования, как экспресс-опрос. Его цель – получить отдельные, в данный момент особенно интересующие руководство организации сведения, например, об общественно-политической кампании в регионе, а также в масштабах страны.

 

Описательное исследование имеет целью получение эмпирических сведений, на основе которых можно составить относительно целостное представление об изучаемом объекте. Это достаточно сложное исследование, которое требует подробной программы и апробированного (проверенного) инструментария.

 

При этом шире используются различные методы сбора информации, допускается их сочетание.

Применяется описательное исследование, когда необходимо:

– изучить социально-психологический климат в коллективе;

– исследовать состояние трудовой дисциплины;

– проанализировать содержание и эффективность работы различных категорий сотрудников организации;

– выяснить то, как организуется жизнедеятельность служащих в целом и каждая из отдельных сфер этой жизнедеятельности: служебно-профессиональная, бытовая, культурно-познавательная, досуговая и др.

 

Аналитическое исследование – самый сложный вид социологического анализа. Это исследование на уровне сущности изучаемого объекта. Оно направлено на выяснение причин, лежащих в основе изучаемого явления и воздействующих на его черты – остроту, распространенность, характер.

 

Последнее свойство определяет прикладную ценность этого вида исследования. С его помощью можно выяснить,

с одной стороны, «секрет успеха» передовых коллективов,

с другой – причины отставания в производственной деятельности, низкой активности и эффективности работы руководителей младшего, среднего и высшего звена.

Подготовка данного вида исследования требует значительных затрат времени, высокой компетентности его организаторов, тщательной разработки программы исследования и инструментария. Проводится оно, как правило, с большими массами людей в масштабах город — область — республика — страна, может предваряться разведывательным и описательным исследованиями.

 

Кроме того, исследования могут быть панельными и лонгитюдными, плановыми и внеплановыми.

Панельные исследования – это исследования, в ходе которых информация собирается посредством нескольких (не менее двух) опросов членов выборочной совокупности (панели).

Это позволяет анализировать мотивы, установки, мнения представителей одной и той же социальной группы (например, представителей одного возраста, одного региона, одной профессии, одной категории руководителей и т.д.).

Временнóй интервал, который разделяет точечные замеры (повторные опросы) в таких исследованиях, как правило, находится в пределах от нескольких дней до нескольких месяцев.

Часть замеров проводят накануне или после каких-либо событий (например, до выборов и после них).

 

Повторяя из года в год панельные исследования и систематизируя их результаты, получим другой вид социологического анализа – лонгитюдное исследование.

Лонгитюдное исследование (от английского longitude – долгота) – это повторяющееся исследование, при котором ведется длительное периодическое наблюдение за одними и теми же лицами, социальными объектами.

Применение лонгитюдных исследований дает ощутимый эффект при изучении по единой методике процессов адаптации людей к тем или иным условиям, изучении проблем однотипных организаций, учебных групп, индивидуального поведения отдельных служащих, проблем реформирования той или иной отраслии т.д.

Отличительной особенностью лонгитюдных исследований является то, что в них

фиксируется динамика и взаимообусловленность внутренних факторов (личностных особенностей людей, их семей, характеристик организаций) при относительном постоянстве внешних факторов (решаемых задач, организационно-штатной структуры, этапов жизнедеятельности коллектива).

В лонгитюдных исследованиях, как правило, применяются прямые методы получения социологической информации (наблюдение, тестирование, изучение документов).

Весьма перспективными могут стать лонгитюдные исследования проблем семьи, при анализе характера и степени влияния трудовой деятельности на изменение личности, последующей его адаптации к условиям жизни после ухода с работы.

Сложность данного вида исследования состоит в том, что

оно требует сохранения контактов между исследователем и респондентом на протяжении длительного периода времени,

соблюдения единой методики в течение всего процесса сбора информации.

 

Плановые исследования – это те, которые предусмотрены планами, определяющими деятельность организаций. Они решают задачи, регулярно возникающие и являющиеся типичными для определенных этапов жизнедеятельности коллективов. Внеплановые (оперативные) исследования отличаются сжатыми сроками их подготовки и проведения, ограниченным объемом программ, инструментария и специфическим характером итоговых документов.

 

Если по результатам других исследований составляются аналитические справки, объем которых может иметь несколько страниц, то итогом оперативного исследования будет, скорее всего, экспресс-информация, информационно-аналитическая записка руководству (заказчику), небольшая аналитическая справка объемом от 1 до 3 страниц машинописного текста.

Целью оперативного исследования обычно является получение информации, которая важна в данный конкретный момент (например, зондаж общественного мнения накануне или после принятия управленческих решений, изучение реакции людей на принимаемые законодательные акты, события общественно-политической жизни и т.д.). Несмотря на эту специфику, алгоритм подготовки и проведения внеплановых исследований должен включать все этапы общей их подготовки и проведения (в сокращенном, локальном варианте).

 

Выбор вида социологического исследования – важный момент его организации и проведения. Он влияет на доработку концепции исследования, подготовку и обеспечение исследовательского процесса, содержание и формы итоговых документов.

Чтобы исследование было наиболее эффективным, при выборе его вида необходимо проанализировать:

– каков замысел проведения социологического исследования;

– каковы его цель и задачи;

– какая информация требуется (социологический портрет явления; закономерность и тенденции его развития; его связи с другими явлениями и т.д.);

– какова степень глубины требуемого анализа;

– как предполагается использовать полученную в ходе исследования информацию;

– каким временем, материальными и людскими ресурсами располагает исследователь.

Ответив на эти вопросы, приходят к выводу о необходимости применения того или иного из перечисленных видов социологического исследования.

 

При проведении социологических исследований применяются следующие основные методы сбора социологической информации:

социологический опрос,

анализ документов,

наблюдение.

 

социологический опрос представляет собой непосредственное или опосредованное, письменное или устное обращение к респонденту с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает проблему анализа.

Как метод социологического исследования опрос применяется для изучения любых социальных явлений и процессов.

Тем не менее есть области, в которых он наиболее часто применяется. Это:

– изучение социально-психологических характеристик вновь прибывших;

– оценка морально-психологического климата в подразделениях организации;

– выявление знаний, мнений о прошлых, настоящих и будущих событиях;

– изучение интересов, ценностных ориентаций;

– выявление мотивов поведения, различных видов деятельности;

– оценка деятельности, компетентности, профессиональной подготовки должностных лиц.

Специфика опроса состоит прежде всего в том,

что источником первичной информации является человек (респондент) – непосредственный участник процессов и явлений.

В основе опроса лежит совокупность вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию.

Основными видами опроса являются:

интервью, анкетирование, экспертный и социометрический опросы. Наиболее часто в практике социологического исследования применяются анкетирование и интервью.

Анкетирование – общение исследователя с респондентом с помощью анкет. Интервью – целенаправленная непосредственная беседа. Анализ документов как метод социологического исследования представляет собой отбор, изучение и использование документов, содержащих социологическую информацию, раскрывающую изучаемую проблему.

 

Применяется этот метод чаще всего при формулировании концепции исследования, а также документальном подтверждении социологических фактов.

 

Следующим методом социологического исследования является наблюдение.

Наблюдение представляет собой целенаправленное, планомерное, определенным образом фиксируемое восприятие изучаемого объекта.

Наблюдение как метод сбора социологической информации необходимо отличать от обыденного наблюдения.

Отличительными чертами этого метода являются:

целеустремленность, планомерность, фиксация результатов.

Это означает, что наблюдение как метод социологического исследования,

во-первых, подчинено определенным практическим или теоретическим целям;

во-вторых, оно осуществляется по заранее разработанной программе;

в-третьих, результаты его фиксируются по ходу наблюдения.

Применяется наблюдение тогда, когда другими методами невозможно получить социологическую информацию, например, о поведении военнослужащих в боевой обстановке или в других экстремальных условиях.

 

Содержание перечисленных методов и их практическая реализация будут рассмотрены позже.

 

Социологическое исследование – последовательный, поэтапный процесс, поэтому в его организации и проведении можно выделить ряд этапов.

Первыйподготовительный этап.

Он самый продолжительный по времени и самый сложный по характеру решаемых задач. Основными из них являются следующие:

– уяснение социального заказа на проведение исследования и разработка его концепции;

– анализ возможностей реализации концепции исследования в данных условиях и в установленное время;

– формирование исследовательской группы (или групп при масштабном исследовании);

– разработка необходимых документов для проведения исследования: рабочего плана, программы, инструментария;

– при необходимости – проведение разведывательного исследования, внесение корректив в разработанные документы, тиражирование их в необходимом количестве.

Второй этапполевой, то есть период непосредственного сбора социологической информации. На этом этапе решаются следующие задачи:

– согласуются вопросы о месте, времени и характере деятельности исследователей и респондентов с руководством организаций или их подразделений, в которых будет проводиться исследование;

– осуществляется непосредственный сбор информации;

– анализируются результаты исследования и информируется руководство о наиболее характерных чертах полученной информации;

– сосредоточиваются полученные данные в установленном месте;

– определяются лица, которые будут обрабатывать и анализировать информацию.

Третий этапподготовка полученной информации к обработке и ее обработка. На этом этапе:

– осуществляются выбраковка и редактирование инструментария исследования;

– кодируются открытые вопросы;

– разрабатываются матрицы по каждому виду инструментария и полученные данные переносятся на них или вводятся в ЭВМ;

– осуществляются подсчет и обобщение социологических данных;

– разрабатывается и реализуется программа обработки данных на ЭВМ.

 

Четвертый этапзавершающий. На этом этапе:

– анализируются полученные данные;

– оформляются аналитические документы: отчет и аналитическая справка;

– формулируются выводы и рекомендации;

– предоставляются заказчику аналитические документы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: