Человек отличается от животных наличием речи, развитым мышлением, способностью к трудовой деятельности. Как сформировался современный человек? Каковы движущие силы антропогенеза?
Антропогенез (от греч. antropos - человек и genesis - происхождение) - процесс историко-эволюционного формирования человека, который осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов.
Биологические факторы, или движущие силы эволюции, являются общими для всей живой природы, в том числе и для человека. К ним относят наследственную изменчивость и естественный отбор.
Роль биологических факторов в эволюции человека была раскрыта Ч.Дарвином. Эти факторы сыграли большую роль в эволюции человека, особенно на ранних этапах его становления.
У человека возникают наследственные изменения, которые определяют, например, цвет волос и глаз, рост, устойчивость к влиянию факторов внешней среды. На ранних этапах эволюции, когда человек сильно зависел от природы, преимущественно выживали и оставляли потомство особи с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями (например, особи, отличающиеся выносливостью, физической силой, ловкостью, сообразительностью).
К социальным факторам антропогенеза относят труд, общественный образ жизни, развитое сознание и речь. Роль социальных факторов в антропогенезе была раскрыта ф.Энгельсом в работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" (1896). Этим факторам принадлежала ведущая роль на более поздних этапах становления человека.
Важнейший фактор эволюции человека - труд. Способность изготавливать орудия труда свойственна только человеку. Животные могут лишь использовать отдельные предметы для добывания пищи (например, обезьяна использует палку, чтобы достать лакомство).
|
Трудовая деятельность способствовала закреплению морфологических и физиологических изменений у предков человека, которые называют антропоморфозами.
Важным антропоморфозом в эволюции человека было прямохождение. В течение многих поколений в результате естественного отбора сохранялись особи с наследственными изменениями, способствующими прямохождению. Постепенно сформировались приспособления к прямохождению: S-образный позвоночник, сводчатая стопа, широкие таз и грудная клетка, массивные кости нижних конечностей.
Прямохождение привело к высвобождению руки. Сначала рука могла выполнять лишь примитивные движения. В процессе труда она совершенствовалась, стала выполнять сложные действия. Таким образом, рука является не только органом труда, но и его продуктом. Развитая рука позволила человеку изготавливать примитивные орудия труда. Это дало ему значительные преимущества в борьбе за существование.
Совместная трудовая деятельность способствовала сплочению членов коллектива, вызывала необходимость обмена звуковыми сигналами. Общение способствовало развитию второй сигнальной системы - общению при помощи слов. Сначала наши предки обменивались жестами, отдельными нечленораздельными звуками. В результате мутаций и естественного отбора шло преобразование ротового аппарата и гортани, формирование речи.
Труд и речь влияли на развитие мозга, мышление. Так в течение длительного времени в результате взаимодействия биологических и социальных факторов осуществлялась эволюция человека.
|
Если морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству, то способность к трудовой деятельности, речь и мышление развиваются только в процессе воспитания и образования. Поэтому при длительной изоляции ребенка у него не развиваются совсем или развиваются очень плохо речь, мышление, приспособленность к жизни в обществе.
7) Древнейшие и древние люди Древнейшие люди жили 2 млн. – 500 тыс. лет назад. Питекантроп – «обезьяночеловек». Останки были обнаруженысначала на о. Ява в 1891 году Е. Дюбуа, а затем в ряде других мест.Питекантропы ходили на двух ногах, объем мозга у них увеличился, онипользовались примитивными орудиями труда в виде дубин и слегка обтесанныхкамней. Низкий лоб, мощные надбровные дуги, полусогнутое тело с обильнымволосяным покровом – все это указывало на их недавнее (обезьянье) прошлое. Синантроп, останки которого найдены в 1927 – 1937 гг. впещере близ Пекина, во многом сходен с питекантропом, это географическийвариант человека прямоходящего. Синантропы уже умели поддерживать огонь. Основным фактором эволюции древнейших людей был естественныйотбор. Древние люди Древние люди характеризуют следующий этап антропогенеза,когда в эволюции начинают играть роль и социальные факторы: трудоваядеятельность в группах, которыми они жили, совместная борьба за жизнь иразвитие интеллекта. К ним относятся неандертальцы, останки которых былиобнаружены в Европе, Азии, Африке. Свое название они получили по меступервой находки в долине р. Неандер (ФРГ). Неандертальцы жили в ледниковуюэпоху 200 – 35 тыс. лет назад в пещерах, где постоянно поддерживали огонь,одевались в шкуры. Орудия труда неандертальцев много совершеннее и имеютнекоторую специализацию: ножи, скребла, ударные орудия. Нарошеннее и имеютнекоторую специализацию: ножи, скребла, ударные орудия. Настоящие названиеони получили по месту первой находки в долине р. Неандер (ФРГ). челюстисвидетельствовала о членораздельной речи. Неандертальцы жили группами по 50– 100 человек. Мужчины коллективно охотились, женщины и дети собиралисъедобные корни и плоды, старики изготавливали орудия. Последниенеандертальцы жили среди первых современных людей, а затем были ими оконча тельно вытеснены. Часть ученых считают неандертальцев тупиковой ветвью эволюции гоминид, не участвовавшей в формировании современногочеловека. 8) Современные люди. Возникновение людей современного физическоготипа произошло относительно недавно, около 50 тыс. лет назад. Их останкинайдены в Европе, Азии, Африке и Австралии. В гроте Кроманьон (Франция)было обнаружено сразу несколько скелетов ископаемых людей современноготипа, которых и назвали кроманьонцами. Они обладали всем комплексомфизических особенностей, который характее-цами. Они обладали всемкомплексом физических особенностей, который характ-оитая членораздельнаяречь, на что указывал развитый подбородочный выступ; строительство жилищ,первые зачатки искусства (наскальные рисунки), одежда украшения,совершенные костяные и каменные орудия труда, первые прирученные животные –все свидетельствует о том, что это настоящий человек, окончательнообособившийся от своих звероподобных предков. Неандертальцы, кроманьонцы исовременные люди образуют один вид – Homo sapiens – человек разумный; этотвид сформировался не позднее 100 – 40 тыс. лет тому назад. В эволюции кроманьонцев большое значение имели социальныефакторы, неизмеримо выросла роль воспитания, передачи опыта. Движущие силы антропогенеза. В эволюции человека –антропогенезе – важнейшая роль принадлежит не только биологическим факторам(изменчивость, наследственность, отбор), но и социальным (речь, накопленныйопыт трудовой деятельности и общественного поведения). Особенностичеловека, обусловленные социальными факторами, не фиксируются генетически ипередаются не по наследству, а в процессе воспитания и обучения. На первыхэтапах эволюции решающее значение имел отбор на большую приспособляемость кбыстро меняющимся обстоятельствам. Однако впоследствии способностьпередавать из поколения в поколение генетические приобретения в видеразнообразной научно-технической и культурной информации стала играть всеболее важную роль, освобождая человека от жесткого контроля естественногоотбора. Социальные закономерности приобрели важное значение в эволюциичеловека. Победителями в борьбе за существование оказывались не обязательносамые сильные, а те, кто сохранял слабых: детей - будущее популяции,стариков – хранителей информации о способах выжить (приемы охоты,изготовление орудий и т.п.). Победа популяций в борьбе за существованиеобеспечивалась не только силой и разумом, но и способностью жертвоватьсобой во имя семьи, племени. Человек – общественное существо,отличительной чертой которого является сознание, сформировавшееся на основеколлективного труда. В эволюции человека разумного социальные отношения играют всевозрастающую роль. Для людей современных ведущими и определяющими сталиобщественно-трудовые отношения. В этом качественное своеобразие эволюциичеловека.
|
ЛИТЕРАТУРА:
1. Биология: Пособие для подготовительных отделений и поступающих в вузы / Н.П. Соколова, И.И. Андреева, Л.Н. Катонова, Л.С. Родман; Под редакцией Н.П. Соколовой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.,Высш.шк.,1994.- 399 с.
2. Вернадский В.И. Избранные сочинения в 6-ти томах. М.,1954-1960.
3. Дарвин Ч. Соч. М.,1953, Т. 5, С.274.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т. 20, С. 486, С. 490.
5. Г.П.Зиневич. Человек изучает человека. Киев, Наукова думка, 1988
6. Малькольм Баудер, Обезъянообразный человек. Факт или заблуждение.
Христианский научно-антропологический центр, 1998
7. Антон Антонов. История Земли. Рукопись. 1998 ...
8. Дарвин Ч. О происхождении видов путем естественного отбора. 1859