Стилистические фигуры: анафора, эпифора, антитеза, градация, композиционный стык




Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на занятии узнаем, что такое анафора, эпифора, композиционный стык, антитеза и градация, почему их относят к стилистическим фигурам, а также какую роль они играют в художественном тексте.

Стилистические фигуры (фигура речи) — это обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания. Стилистические фигуры — это особые обороты, выходящие за рамки необходимых норм для создания художественной выразительности. Стилистические фигуры делают нашу речь информационно избыточной, но эта избыточность нужна для выразительности речи, а значит, для более сильного воздействия на адресата. Фигуры речи широко используются в художественных целях, а также в литературных произведениях, как в прозе, так и в поэзии.

Фигу́ра ре́чи (ритори́ческая фигу́ра, стилисти́ческая фигу́ра, оборот речи; лат. figura от др.-греч. σχῆμα) — термин риторики и стилистики, обозначающий различные речевые конструкции, которые придают речи стилистическую значимость, образность и выразительность, изменяют её эмоциональную окраску.

Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что повсеместно используется в художественных целях как в поэзии, так и в прозе.

Античные риторы рассматривали риторические фигуры как некие отклонения речи от естественной нормы, «обыденной и простой формы», некое искусственное её украшение. Современный взгляд, напротив, исходит скорее из того, что фигуры — естественная и неотъемлемая часть человеческой речи.

Среди фигур речи со времён античности выделяют тропы (употребление слов в переносном смысле) и фигуры в узком смысле слова (приёмы сочетания слов) — хотя проблема четкого определения и разграничения того и другого всегда оставалась открытой.

Древнегреческий философ и оратор Горгий (V век до н. э.) настолько прославился новаторским использованием в своих речах риторических фигур, что на долгое время они получили название «горгианские фигуры».

Фигуры речи рассматривал Аристотель (IV век до н. э.) и более подробно разрабатывали его последователи; так, Деметрий Фалерский (IV—III века до н. э.) ввёл разделение на «фигуры речи» и «фигуры мысли».

Риторика активно развивается в древнем Риме: в I веке до н. э. фигуры и употребление слов в переносном значении рассматриваются в анонимном трактате «Риторика к Гереннию» и у Цицерона (который придерживается деления фигур на «фигуры речи» и «фигуры мысли», не стремясь к дальнейшей их систематической классификации); в I веке н. э. у Квинтилиана появляется деление на четыре вида фигур:

прибавление, убавление, замена (одного слова другим), перестановка (слова на другое место).

В эпоху эллинизма, а затем в средние века учёные углубляются в детальную классификацию всевозможных тропов и фигур, коих было в результате выделено более 200 разновидностей.

Сегодня на занятии мы рассмотрим не все стилистические фигуры, а лишь некоторую их часть.

Анафора, или единоначатие, - повторение слов или оборотов в начале каждого предложения:

Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубить, так уж сплеча!

(А. К. Толстой)

Эпифора, или концовка, - повторение слов или выражений в конце смежных предложений:

 

«Не станет нас!» А миру хоть бы что.

«Исчезнет след!» А миру хоть бы что.

Нас не было, а он сиял и будет.

Исчезнем мы – а миру хоть бы что!

(Омар Хайям)

 

Антитеза – фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, свойств.

 

Спят и богатые, и бедные, и мудрые, и глупые, и добрые, и злые (А. Чехов)

Градация такое расположение слов, при котором каждое последующее усиливает значение предыдущего или ослабляет его.

 

Я думаю о тебе, тоскую, вспоминаю, скучаю, молюсь.

 

Композиционный стык – это повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.

Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.

Вопросы и незадания:

1. Почему анафору, эпифору, антитезу, композиционный стык и градацию называют стилистическими фигурами?

2. Почему их любят использовать поэты и писатель в своих произведениях?

3. А пользуемся ли мы, обычные люди, стилистическими фигурами в своей речи?

4. Определите стилистическую фигуру:

4.1. Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

4.2. Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (С. Есенин)

4.3. Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте. (О.Высотская)

4.4. Завыл, запел, взлетел под небо камень,
И заволокся дымом весь карьер. (Н.Заболоцкий)

4.5. На заре зорянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты... (Н.Сладков)

4.6. Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод,Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы...

4.7. Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.

4.8. Волос длинный — ум короткий; Я вчера задыхался от счастья, а сегодня кричу от боли.

4.9. На лице светились, горели, сияли огромные синие глаза. Но ты должен понять это одиночество, принять его, сдружиться с ним и духовно преодолеть...

4.10. Пришёл, увидел, победил!

4.11. Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь восторгом преступления
И вечной правды торжеством… (Лермонтов)

4.12. В синее небо ширя глаза – как восклицаешь: – Будет гроза!
На проходимца вскинувши бровь – как восклицаешь: – Будет любовь!
Сквозь равнодушья серые мхи – так восклицаю: – Будут стихи! (Цветаева)

4.13. И от каждой-то горной улицы, И от каждой-то пары глаз... (И. Северянин).

4.14. Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой.

4.15. Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин)

 

Ответы к заданию 4:

4.1. эпифора;

4.2. анафора;

4.3. анафора;

4.4. градация;

4.5. композиционный стык;

4.6. анафора;

4.7. эпифора;

4.8. антитеза;

4.9. градация;

4.10. градация;

4.11. анафора;

4.12. эпифора;

4.13. анафора;

4.14. антитеза;

4.15. градация.

На сегодня всё! На следующем занятии продолжим разговор о стилистических фигурах речи…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: