в учебном плане.
В учебном плане на изучение курса внеурочных занятий «Мир астрономии» в 7 классе в рамках ФГОС ООО отводится 1 час в неделю, всего 34 часа. Курс внеурочных занятий изучается за счёт часов внеурочной деятельности.
Содержание курса.
Введение
Ознакомление с программой и формами проведения занятий. Роль астрономических наблюдений.
Практические занятия:
- организация проведения астрономических наблюдений небесных тел.
Звёздное небо
Небесная сфера, основные точки небесной сферы. Околополярные созвездия и их наиболее яркие звёзды. Вращение небесной сферы. Изменение вида звёздного неба в течение года. Определение географической широты по астрономическим наблюдениям. Навигационные звёзды. Астрономические приборы и их роль для наблюдений.
Практические занятия:
- распознавание ярких звёзд и созвездий (без карты и с помощью карты);
- наблюдение околополярных созвездий;
- наблюдение вида зимнего звёздного неба;
- наблюдение суточного вращения небесной сферы;
- ориентировка с помощью ярких звёзд;
- возможности астрономических приборов, наблюдение объектов небесной сферы визуально и с помощью астрономических приборов.
Движение Луны
Обращение Луны вокруг Земли. Движение Луны по небесной сфере. Смена лунных фаз. Ориентировка по Луне. Солнечные и лунные затмения.
Практические занятия:
- наблюдение и зарисовка фаз Луны;
- наблюдение изменения положения Луны среди звёзд;
Солнце и его движение
Видимое суточное движение Солнца по небу (на географическом полюсе, на экваторе и в средних широтах). Ориентировка по Солнцу. Солнечные часы. Солнечные и лунные затмения.
Практические занятия:
- определение времени астрономического полдня места наблюдения;
- наблюдение изменения положения Луны среди звёзд;
- наблюдение зодиакальных созвездий;
- наблюдение за изменением высоты Солнца в течение года.
Календарь
Календарные системы различных народов. Солнечные, лунные и солнечно-лунные календари. История календаря в России и СССР. Всемирный календарь.
Планета Земля
Форма и размеры Земли. Внутреннее строение и атмосфера нашей планеты. История гелиоцентризма. Закон всемирного тяготения. Строение и состав солнечной системы. Исследование Земли и околоземного пространства с помощью ИСЗ и орбитальных комплексов. Значение космических исследований в народном хозяйстве.
Планеты Солнечной системы
Планеты земной группы. Их сходство с Землёй и отличительные особенности. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Изучение планет с помощью космических аппаратов.
Малые тела Солнечной системы
Кометы, их движение и физическая природа. Метеоры и их связь с кометами. Метеорные потоки. Астероиды и метеориты.
Солнце – типичная звезда
Физическая природа и строение Солнца. Современные космогонические гипотезы. Место Солнечной системы в Галактике и Вселенной.
Солнечная система
Планетные системы у других звёзд.
Календарно-тематическое планирование.
7 класс
№п/п | Перечень разделов, тем | Количество часов теоретических занятий | Дата |
Астрономия как наука. Что изучает астрономия. Ее значение и связь с другими науками | |||
Звёздное небо. Созвездия и мифы. | |||
Астрономия Междуречья. Астрономия в Древнем Египте. | |||
Астрономия в Древнем Китае. Астрономия в Древней Греции | |||
Астрономия средневековья | |||
Николай Коперник. Джордано Бруно. | |||
Небесная сфера. | |||
Происхождение солнечной системы | |||
Развитие взглядов на строение мира. Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира. | |||
10-11 | Планета Земля | ||
Луна-спутник Земли. | |||
Приливы и отливы. | |||
Солнечные и лунные затмения | |||
Планеты земной группы | |||
Планеты-гиганты | |||
Малые тела Солнечной Системы | |||
Общие характеристики Солнца. Энергия и видимая поверхность. | |||
Солнечная атмосфера | |||
Влияние Солнца на жизнь. Общие характеристики Солнца. | |||
Календарь. Календарные системы различных народов. | |||
Всемирный календарь. История календаря в России и СССР | |||
Основная характеристика звезд. Солнце - рядовая звезда | |||
Млечный путь- наша Галактика. | |||
Освоение космоса. | |||
Невесомость. | |||
К.Э.Циолковский (презентация) | |||
С.П. Королев (презентация) | |||
Ю.Гагарин- первый космонавт | |||
Первая женщина космонавт- В.Терешкова | |||
Первая высадка человека на Луну. | |||
Жизни на международной космической станции | |||
Загадки, которые оставил нам космос. | |||
Космическое «чудо» Заключительное занятие. | |||
ИТОГО: |
Материально-техническое обеспечение программы:
- мультимедийный курс «Открытая астрономия» (автор Н.Г. Гомулина под ред. В. Сурдина);
- астрономические приборы: подзорная труба, телескоп, цифровой фотоаппарат, угломер;
- подвижные карты звездного неба, атлас, астрономические календари;
- модель небесной сферы, глобусы звездного неба, планет Солнечной системы, таблицы.
- мультимедийное оборудование.
Список литературы и интернет ресурсов
1. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н. Поливанова. - 2-е изд. - М.:Просвещение,2011.
2. СD “Планетарий” НФПК. ООО Физикон 2007.
3. Андрианов Н.К., Марленский А.Д. Астрономические наблюдения в школе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
4. Цесевич В.П. Что и как наблюдать на небе. – 6-е изд., перераб. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1984.
Литература, адресованная учащимся, родителям:
1. Керрод Робин. Космическое пространство: иллюстрированный атлас для детей. – М.: ОНИКС 21 век, 2001.
2. Космос. – Смоленск: Русич, 2001. (Школьная энциклопедия).
3. Цветков В.И. Космос. Полная энциклопедия / Ил. Н. Красновой. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
4. Школьный астрономический календарь на 2008/2009 учебный год. Вып. 59: учеб.пособие для учащихся 7 -11 кл. / авт.-сост. М.Ю. Шевченко, О.С. Угольников. – М.: Дрофа, 2008.
5. Е.П. Левитан: Физика. Астрономия. 7-11 кл. / Сост. Ю.И. Дик, В.А. Коровин. – М.: Дрофа, 2002.
6. Ресурсы Интернета:
https://www.astronomy.ru–астрономический портал;