В |
ы знаете, что и в ЛЯ МИНОРНОМ и МИ МАЖОРНОМ аккордах, пальцы, участвующие в извлечении звука, занимают одинаковое положение по отношению друг к другу. Воспользуемся этим обстоятельством для упрощения их смены.
Поставим на гриф ЛЯ МИНОРНЫЙ аккорд. Затем, одновременно снимем пальцы, участвующие в его постановке, и, не меняя их расположения по отношению друг к другу, по небольшой плавной дуге перенесём на одну струну вверх (перенос осуществляется при неподвижной кисти, путём разгибания пальцев в средних суставах). Опустив три пальца одновременно на гриф, прижмём ими струны. Аккорд МИ МАЖОР поставлен.
Теперь, поправив, при необходимости, положение пальцев на струнах так, как это нужно в МИ МАЖОРНОМ аккорде, проделаем движение в обратном направлении: из МИ МАЖОРНОГО аккорда – в ЛЯ МИНОРНЫЙ аккорд. Для этого, одновременно приподняв пальцы над струнами, перенесём, по небольшой плавной дуге, не меняя их расположения по отношению друг к другу, на одну струну вниз (перенос осуществляется при неподвижной кисти, путём сгибания пальцев в средних суставах). Опустив три пальца одновременно на гриф, прижмём ими струны. Аккорд ЛЯ МИНОР поставлен.
При смене аккордов держите кисть неподвижно, но без напряжения, работайте только пальцами, сгибая-разгибая их, в основном, с помощью средних суставов. Возможно, смену аккордов будет производить удобней, если держать пальцы тесной группой, сохраняя сплочённость пальцев на протяжении всего их перемещения. В этом случае, вероятность того, что один из пальцев (как правило 1-й) при смене «убежит» вперёд или отстанет, будет значительно снижена.
Основных моментов, обеспечивающих правильность смены ЛЯ МИНОРНОГО и МИ МАЖОРНОГО аккордов, два:
|
1. Снятие и постановка пальцев, принимающих участие в игре, осуществляется одновременно;
2. При переносе пальцев из одного аккорда в другой, работают только пальцы (немного разгибаясь, или чуть-чуть сгибаясь в СРЕДНИХ суставах), кисть же, по большому счёту, остаётся неподвижной. Под неподвижностью кисти, как всегда, следует понимать ситуацию, когда кисть НЕ продолжает движение пальцев при их сгибании-разгибании. Любое другое изменение положения кисти по отношению к грифу – не в счёт.
Если при смене аккордов с перестановкой пальцев никаких проблем не возникло, то продолжайте изучение данной главы с пункта в). Но, при возникновении затруднений, отрабатывайте смену аккордов, начиная с пункта а).
а) Из положения ЛЯ МИНОР, переставляйте только 2-й и 3-й пальцы, оставив 1-й палец на месте. Осваивая это движение, попробуйте не разъединять 2-й и 3-й пальцы, а держать их вместе, избегая, однако, слишком уж плотного их сжатия.
б) Из положения ЛЯ МИНОР, переставляйте один только 1-й палец, оставив 2-й и 3-й пальцы на месте.
в) Переставляйте все пальцы участвующие в игре, добиваясь одновременности их снятия и постановки в новое положение. Поменяв аккорд и прижав струны, убедитесь в правильности положения пальцев.
г) Добейтесь точной и безошибочной перестановки пальцев, не глядя на левую руку.
д) Озвучьте каждый аккорд, проведя большим пальцем левой руки по всем струнам (от шестой до первой).
Внимание! К следующему упражнению можно приступить только тогда, когда добьётесь высокой точности постановки пальцев и качественного звучания ЛЯ МИНОРНОГО и МИ МАЖОРНОГО аккорда, при произвольной их смене (без счёта).
|
Л |
евая рука. Размер упражнения – четыре «четверти». Значит, считать, чтобы играть под собственный ровный счёт, нужно до четырёх – «четвертями»: «Раз и, два и, три и, четыре и», и так далее, в каждом новом такте. Счёт нужен, во-первых, для того, чтобы определить время звучания каждого аккорда (то есть, момент начала и момент окончания звучания), а во-вторых, чтобы стимулировать более быстрое перемещение пальцев в момент смены аккордов, необходимое для обеспечения эффекта перетекания звучания аккордов.
В упражнении – два такта, которые, судя по знаку «реприза» – повторяются. В каждом такте – два аккорда «половинной» длительности. Условием длины звучания ноты «половинной» длительности, является счёт «Раз и, два и» (где «Раз и» – одна «четверть», а «два и» – вторая «четверть»). Поэтому, каждый аккорд должен звучать на протяжении двух «четвертей» отсчёта долей размера: первый – на протяжении счёта «Раз и, два и», а второй – «три и, четыре и» (смотрите схему распределения длительностей нот по цифрам и буквам отсчёта долей размера). Обратите внимание, первый аккорд любого такта, начавшись точно на счёт «Раз», звучит вплоть до счёта «три», а второй аккорд, начавшись на счёт «три», звучит вплоть до следующего счёта «Раз», являющегося началом звучания первого аккорда нового такта. Таким образом, теоретически, между аккордами никакой паузы нет. Но и практически, момент смены аккордов должен выглядеть как «момент», то есть, быть очень коротким. Коротким настолько, чтобы между аккордами не возникло ощутимого перерыва в звучании. Для того чтобы обеспечить это условие, движение пальцев, в момент постановки их в новое положение, должны быть достаточно быстрым. Только в этом случае, волна звучания предыдущего аккорда, сможет скрыть паузу, непременно возникающую в момент смены аккордов.
|
Исполняйте упражнение под ровный, и, главное, медленный счёт. Медленный темп позволит вам продумать свои дальнейшие действия и морально подготовиться к исполнению следующего аккорда. Играть же под быстрый счёт, чередуя аккорды с высокой скоростью, – не имеет смысла. Ведь в вашу задачу входит не отработка скорости чередования аккордов, а отработка момента их смены. Ну, а момент – он всегда момент, независимо от скорости отсчёта долей размера.
Правая рука. Стрелка с буквой «p» в основании указывает на то, что каждый аккорд надо исполнять большим пальцем правой руки, проводя им по всем струнам, от шестой – до первой. Движение руки должно быть достаточно быстрым, таким, чтобы звуки аккорда почти слились бы воедино. Не напрягайте кисть. Извлекайте звук свободным, не закрепощённым движением.
ТРЕТЬЕ УПРАЖНЕНИЕ