К |
азалось бы, сыграть на гитаре аккорд – просто. Достаточно прижать струны, в нужных местах грифа, левой рукой и провести большим пальцем правой руки по всем струнам. А что делать, если ноты аккорда располагаются через струну, через две. Ведь, в этом случае, одним только большим пальцем сыграть аккорд не удастся? Вот здесь-то и пригодится навык, полученный в этом и следующем уроке, в котором вы научитесь использовать, для исполнения аккордов, все рабочие пальцы правой руки.
В упражнении, предлагаемом вашему вниманию, указательный и средний пальцы исполняют вторую и первую струну, а большой палец работает с третьей струны по шестую и обратно. Прежде, чем приступить к игре, поставим большой палец на третью струну, указательный палец – на вторую, и средний палец – на первую струну. Внимание! Положение пальцев, когда они длительное время находятся на струнах, можно считать нормальным только для начала исполнения. В процессе же игры пальцы касаются струн быстрым, скользящим движением (разумеется, под прямым к ним углом), задерживаясь на них ровно столько, сколько это необходимо для извлечения звука. И не более того. Как видите, порядок расстановки пальцев по струнам не меняется. Большой палец от вашей головы – первый (впрочем, поставить его как-то иначе, вряд ли удастся), затем указательный, и, наконец, – средний.
Если сравнить исполнение аккордов, которые вы будете играть сейчас, с исполнением созвучий, которые вы играли в предыдущем, 10-м уроке, то обнаружится, что кроме добавления среднего пальца, никаких перемен нет. То есть:
ü Кисть правой руки по-прежнему неподвижна по отношению к тем струнам, на которых работают указательный и средний пальцы;
|
ü Большой палец движется сверху – вниз по своей линии, находящейся в стороне от линии указательного пальца;
ü Указательный палец работает под углом в 900 по отношению к той струне, которую исполняет (в данном случае, ко второй) и движется в направлении под ладонь. Те же движения совершает и средний палец, но на первой струне;
ü Касание струн осуществляется верхушками пальцев;
ü Расстояние между указательным и средним пальцем во время игры не изменяется. Как не меняется и их конфигурация (эти пальцы сгибаются только в одном суставе, суставе, разделяющем кисть и пальцы).
Аккорд, как вы знаете, это одновременное исполнение нескольких звуков (не менее трёх). Поэтому и движения пальцев, участвующих в извлечении звука, должны быть одновременным. Сыграем, очень тихо, первую, вторую и третью струну, так, чтобы три звука слились в один (очень тихо надо сыграть для того, чтобы избежать «подпрыгивания» кисти, освоив эти движения, громкость звука можно будет немного увеличить). После того, как раздался звук, не продолжайте движения указательного – среднего пальцев, проводя их далеко под ладонь, а верните к нужным струнам, подготавливая, таким образом, исполнение следующего аккорда. Большой палец, после извлечения звука, касается указательного пальца, что нормально, ведь работают они сейчас на соседних струнах (точно такая же ситуация складывалась, как вы помните, и при исполнении созвучий). Но, только касается, а не нажимает на него и, тем более, не сбивает в сторону. Играйте аккорды на первой, второй и третьей струне ТИХО, достаточно БЫСТРО и СВОБОДНО, сохраняя при движении пальцев неподвижность кисти.
|
Далее, большим пальцем перейдём на четвёртую струну (указательный и средний пальцы остаются на второй и первой струне). Теперь, когда большому пальцу не мешает встреча с указательным пальцем, его движения могут быть более свободными и размашистыми. Но, только могут. На самом деле, никакого практического смысла в увеличении амплитуды движения большого пальца нет. Поэтому действуйте экономно, как бы, «привязав» большой палец к той струне, которую он исполняет. Однако, обратите внимание, слово «привязать» означает, всего лишь, ограничение траектории движения, а вовсе не скованность кисти, ограничивающую подвижность большого пальца (подвижность пальца определяется количеством звуков, сыгранных за единицу времени). Его движения, впрочем, как и движения остальных пальцев, должны быть лёгкими и свободными. Играйте аккорды на первой, второй и четвёртой струне ТИХО, достаточно БЫСТРО и СВОБОДНО, сохраняя при движении пальцев неподвижность кисти.
Далее, большим пальцем перейдём на пятую струну (указательный и средний пальцы остаются на второй и первой струне). Действовать большим пальцем стало теперь не столь комфортно, как на четвёртой струне. Но, всё же, ещё достаточно удобно. Играйте аккорды на первой, второй и пятой струне ТИХО, достаточно БЫСТРО и СВОБОДНО, сохраняя при движении пальцев неподвижность кисти.
Далее, большим пальцем перейдём на шестую струну (указательный и средний пальцы остаются на второй и первой струне). Это самый трудный фрагмент упражнения, который нужно отрабатывать до тех пор, пока не исчезнет чувство неловкости. Обратите внимание, большой палец, по-прежнему, сгибается только в рабочем суставе, а его конфигурация остаётся такой, как это было описано в 3-м уроке. Играйте аккорды на первой, второй и шестой струне ТИХО, достаточно БЫСТРО и СВОБОДНО, сохраняя при движении пальцев неподвижность кисти.
|
Давайте посмотрим в нотный текст. Здесь, кроме дроби размера, о котором речь пойдёт ниже, мы видим три ноты, записанные на одной вертикальной линии, на одном штиле. Вы уже знаете, что так пишут всегда, когда хотят показать, что несколько нот нужно сыграть в одно и то же время. Причём, на одном штиле могут быть ноты только одной и той же длительности. Следовательно, длительностью любого аккорда упражнения (точнее, трёхзвучного аккорда, ведь на одном штиле находятся три ноты) является «четверть». Далее, над первым аккордом упражнения вы видите буквы «m », «i » и «р », так же, как и ноты аккорда, записанные в столбик, и указывающие, что верхнюю ноту аккорда следует играть средним пальцем, среднюю ноту – указательным пальцем, а нижнюю ноту – большим пальцем правой руки. Ну, а пунктирные линии, с правой стороны от букв, показывают, что, тем же самым способом должен быть исполнен любой аккорд упражнения. Упражнение написано на открытых струнах, которые вы должны уже давно знать. Поэтому никаких подсказок, типа цифр в кружочках, показывающих номера струн, в тексте нет.
Размер упражнения – четыре «четверти», значит, считать, чтобы играть под собственный ровный счёт, нужно до четырёх – «четвертями»: «Раз и, два и, три и, четыре и», и так далее, в каждом новом такте. И все аккорды так же имеют «четвертную» длительность звучания. Поэтому, первый аккорд любого такта звучит на протяжении счёта «Раз и» (вплоть до счёта «два»), второй – на протяжении счёта «два и» (вплоть до счёта «три»), третий – на протяжении счёта «три и» (вплоть до счёта «четыре»), а четвёртый аккорд – на протяжении счёта «четыре и» (вплоть до следующего счёта «Раз») (смотрите схему распределения длительностей нот по цифрам и буквам отсчёта долей размера)). Таким образом, теоретически, между аккордами никаких пауз не предусмотрено. Избежать их можно и практически, если не накладывать пальцы на струны заранее, подготавливаясь таким образом к исполнению следующего аккорда, а касаться их быстрым, скользящим движением, и только в нужный момент. И чем короче будет время взаимодействия пальцев и струн, тем короче пауза между аккордами, и, тем лучше зазвучит гитара. Однако, обратите внимание, «быстро» вовсе не означает нервно, рывком. Движения пальцев – достаточно плавные. Для этого, кисть и запястье должны быть «мягкими», ненапряжёнными, а, работа по извлечению звука, осуществляться одними только пальцами, без всякого участия остальной части руки.
Играйте упражнение в темпе «Не спеша» или «Медленно» (что гораздо трудней), избегая напряжения кисти, и контролируя не только равномерность движения аккордов, но и силу их звучания (громкость звука от всех пальцев должна быть одинаковой). И помните, что независимо от скорости исполнения и используемых струн, кисть правой руки – неподвижна (но, повторяю, НЕ напряжена), а касание струн осуществляется быстрым, но плавным, исключающим рывки и какую-либо нервозность, движением, и только в нужный момент.
Освоив упражнение на открытых струнах, в левой руке можно поставить любой знакомый вам аккорд. Однако, в этом случае, нужно проконтролировать, так же, и чистоту его звучания. Разнообразить исполнение упражнения можно и иным способом, начиная играть его с шестой струны.
Игра аккордами является мощным средством выразительности не только при создании аккомпанемента (музыкальное сопровождение голосу или другому музыкальному инструменту), но и при игре соло (solo по-итальянски, буквально, – один). Поэтому, настоятельно рекомендую работать над этим упражнением до тех пор, пока ваши действия не приобретут автоматизма.
О |
сновные ноты на третьей струне по V-й лад включительно, которые вам надлежит выучить, следующие: СОЛЬ – 0-й лад, ЛЯ – II-й лад, СИ – IV-й лад, ДО – V-й лад. Давайте, используя систему «Тон, полутон», выясним, почему их нужно прижимать именно на указанных ладах:
Нота СОЛЬ – открытая струна – 0-й лад (пальцы левой руки не ставятся).
За нотой СОЛЬ, по порядку, идёт нота ЛЯ. Между нотами СОЛЬ и ЛЯ – один тон. А расстояние в один тон на гитаре – это расстояние через один лад. Значит, ноту ЛЯ надо прижимать через лад, на II-м ладу.
За нотой ЛЯ (II-й лад), по порядку, следует нота СИ. Между нотами ЛЯ и СИ – один тон. А расстояние в один тон на гитаре – это расстояние через один лад. Поэтому ноту СИ нужно прижимать через лад, на IV-м ладу.
За нотой СИ (IV-й лад), по порядку, следует нота ДО. Между нотами СИ и ДО – половина тона. А половина тона на гитаре – это расстояние между соседними ладами. Поэтому ноту ДО надо прижимать на следующем, V-м ладу.
Таким образом, основные ноты на третьей струне находятся на следующих ладах: СОЛЬ – 0-й, ЛЯ – II-й, СИ – IV-й, ДО – V-й. Там, где расстояние между нотами составляет один тон, некоторые лады оказались пропущены (в данном случае, I-й и III-й). На этих, пропущенных ладах, располагаются две альтерированные ноты (всегда две), образующихся путём изменения основных нот знаками «диез» и «бемоль». Каким образом? – Если ноту СОЛЬ, местом расположения которой является 0-й лад, с помощью знака «диез» повысить на половину тона, то нота будет называться уже СОЛЬ ДИЕЗ и прижиматься, по сравнению с обычной нотой СОЛЬ, на половину тона выше, то есть, на I-м ладу. С другой стороны, если ноту ЛЯ, местом расположения которой является II-й лад, с помощью знака «бемоль» понизить на половину тона, то нота будет называться уже ЛЯ БЕМОЛЬ и прижиматься, по сравнению с обычной нотой ЛЯ, на половину тона ниже, то есть, на I-м ладу. Вот и выходит, что на I-м ладу, располагаются сразу две ноты – СОЛЬ ДИЕЗ и ЛЯ БЕМОЛЬ (напомню, ситуация, когда разные по названию ноты находятся на одном и том же ладу, называется энгармоническим равенством). Точно так же образуются ноты и на III-м, НЕ являющимся местом расположения основной ноты, ладу: нота ЛЯ ДИЕЗ появляется в результате повышения ноты ЛЯ (II-й лад) на половину тона, а нота СИ БЕМОЛЬ – в результате понижения ноты СИ (IV-й лад) на половину тона.
Обратите внимание, на IV-м ладу третьей струны находится нота СИ (третья линия нотного стана), которая является такой же точно нотой, как и открытая вторая струна. И, увидев ноту, находящуюся на третьей линии нотного стана, вы можете играть её (если, конечно, нет никаких специальных указаний), как открытую вторую струну, или, как ноту, прижатую на третьей струне на IV-м ладу (несмотря даже на то, что открытая струна звучит несколько звонче).
При изучении нот не ограничивайтесь запоминанием одного лишь названия ноты и места её прижатия (номера лада), а непременно увяжите два этих параметра с третьим – расположением ноты на нотном стане. Учить ноты (а учить следует только основные ноты СОЛЬ, ЛЯ, СИ и ДО) надо следующим образом:
Нота СОЛЬ – пишется на второй линии нотного стана и является открытой третьей струной;
Нота ЛЯ – пишется между второй и третьей линией нотного стана и прижимается на третьей струне на II-м ладу;
Нота СИ – пишется на третьей линии нотного стана и прижимается на третьей струне на IV-м ладу;
Нота ДО – пишется между третьей и четвёртой линией нотного стана и прижимается на третьей струне на V-м ладу.
И последнее. Нота СОЛЬ, расположенная на второй линии нотного стана (открытая третья струна), является для третьей струны самой низкой нотой. Более низкие по написанию и, как следствие, по звучанию ноты (то есть, ноты, расположенные между первой и второй линией нотного стана, на первой линии, и так далее), возможно исполнить только на других, более толстых струнах.
Домашнее задание:
Упражнение на синхронизацию движений пальцев. Играть от III-го лада. По два раза каждую ноту. По четыре цикла на каждой струне. Не менее двух кругов ежедневно. Добиться предельно возможной скорости. При игре соблюдать равномерность движения звуков. Контролировать и, при необходимости, исправлять постановку левой руки. Освоив исполнение упражнения с указательного пальца правой руки, играйте, начиная со среднего.
Отработать технику смены ЛЯ МИНОРНОГО и МИ МАЖОРНОГО аккордов, без счёта. Добиться чётких и уверенных движений пальцев, не глядя на левую руку.
Упражнение на смену ЛЯ МИНОРНОГО и МИ МАЖОРНОГО аккордов. Добиться точной и своевременной перестановки пальцев при невысокой скорости отсчёта долей размера.
Освоив исполнение упражнения, нелишне потренироваться в постановке ЛЯ МАЖОРНОГО и МИ МАЖОРНОГО аккорда «с лёта». Для этого, нужно, сняв левую руку с грифа, опустить её вниз, а затем, попытаться поставить аккорд одним движением (то есть, все пальцы левой руки, участвующие в извлечении звука, должны встать на гриф вместе, одновременно). Навык полученный при работе над этим вспомогательным упражнением, облегчит вам процесс изучения смены аккордов в песнях или в классических произведениях. Однако, поставив аккорд, полезно иногда проверить правильность положения руки по отношению к грифу. Для чего, не снимая 2-го (ответственного за правильное положение руки) пальца и не изменяя его изгиба, переставьте на ЧЕТВЁРТУЮ (если это проверка ЛЯ МИНОРНОГО аккорда), или на ПЯТУЮ струну (если это проверка МИ МАЖОРНОГО аккорда) остальные пальцы, установив 3-й палец – на III-й лад, а 1-й палец – на I-й лад. Конфигурация пальцев должна быть, примерно, ТАКОЙ ЖЕ, как при исполнении упражнения на синхронизацию движения пальцев. Если проверка показала, что пальцы излишне выпрямлены, значит, в постановку левой руки, при исполнении аккорда, следует внести корректировку, придвинув ладонь ближе к грифу.
Упражнение для правой руки. Игра трёхзвучными аккордами (большой, указательный, средний пальцы). Добиться одновременных и своевременных движений, участвующих в игре пальцев.
Выучить основные ноты на третьей струне по V-й лад включительно (где пишутся, как называются, на каком ладу прижимаются).