Предмет, объект исследования. Актуальность темы дипломной работы




КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА

 

НЕОДНОНАПРАВЛЕННЫЕ ГЛАГОЛЫДВИЖЕНИЯ И ИХ ПРОИЗВОДНЫЕ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

 

Дипломная работа

студентки 153группы

Еженовой Алмы

Есенгельдыевны

 

Научный руководитель:

Д.ф.н., профессор

Вараксин Л.А.

Тюмень 2000

 

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА

 

НЕОДНОНАПРАВЛЕННЫЕ ГЛАГОЛЫДВИЖЕНИЯ И ИХ ПРОИЗВОДНЫЕ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Автор _______________________________________________Еженова А.Е

Науч. руководитель ___________________________________Вараксин Л.А

Рецензент _________________________________________Филиппова Л.С.

Зав. кафедрой_______________________________________ Вараксин Л.А

Декан _______________________________________________Летаева Л.А.

 

 

Тюмень 2000


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

§1 Предмет, объект исследования. Актуальность темы дипломной работы

§2 Цель и задачи исследования

§3 Источники исследования

§4 История изучения вопроса в лингвистической литературе

§5 Научная новизна, практическая значимость исследования

§ 6 Апробация исследования

§ 7 Методы исследования

§ 8 Структура дипломного сочинения

Глава 1 Основные единицы словообразовательной системы русского языка

§ 1 Производное слово как основная единица словообразовательной системы языка

§ 2 Понятие словообразовательном типе

§ 3 Вопрос о словообразовательном значении

§ 4 Понятие о словообразовательной цепочке

§ 5 Словообразовательная парадигма и словообразовательный потенциал слова

§ 6 Словообразовательное гнездо как комплексная единица языка

Глава2 Словообразовательный потенциал глаголов неоднонаправленного движения

§ 1 Мотивационные возможности неоднонаправленных глаголов движения

§2 Глагольный блок производных от неоднонаправленных глаголов движения

2.1. Префиксальное образование, особенности его проявления в пределах категории глагола

2.2. Категория вида и неоднонаправленные глаголы движения

2.3. Разграничение омонимичных производных, мотивированных глаголами движения

2.4. Вопрос о разграничении мутации и модификации во внутриглагольном образовании

2.5. Вопрос о способах глагольного действия в лингвистической литературе

2.6. Модификаты неоднонапрвленных глаголов движения, образующие специально-результативные способы глагольного действия

2.7. Производные от неоднонаправленных глаголов движения, принадлежащие к временным способам действия

2.8. Количественные способы действия, образованные модификатами неоднонаправленных глаголов движения

§3 Субстантивный блок образований, мотивированных неоднонаправленными глаголами движения

3.1. Синтаксические дериваты, мотивированные неоднонаправленными глаголами движения и их производными

3.2.Лексические дериваты неоднонаправленных глаголов движения со значением лица (предмета или орудия) действия

3.3.Сложные существительные с опорными компонентами неоднонаправленными глаголами движения

§ 4 Адъективный блок производных, мотивированных неоднонаправленными глаголами движения

4.1.Суффиксальные производные

4.2.Сложные прилагательные, мотивированные неоднонаправленными глаголами движения

§ 5 Наречные производные, мотивированные неоднонаправленными глаголами движения

§ 6 Деривационный потенциал глаголов неоднонаправленного движения и характеристика тенденций в их развитии

Заключение

Литература

Словари

Приложение 1

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Предмет, объект исследования. Актуальность темы дипломной работы

 

В русском языке есть небольшая группа глаголов: обозначающих различные способы перемещения в пространстве. Это глаголы движения. По определению Н.С.Авиловой, они являются архаическим и структурно – семантическим типом русского глагола [Авилова,1976:107].

В данную группу лексем включаются глаголы однонаправленного движения (бежать, брести, везти, вести и т.д.) и неоднонаправленного движения (бегать, бродить, возить, водить и т.п.). Те и другие, являясь глаголами несовершенного вида, противопоставлены по значению однонаправленности - неоднонаправленности.

Эта своеобразная «парность «, семантическая и морфологическая взаимосоотнесенность обоих членов противопоставления (бежать - бегать, нести - носить) является наиболее характерной приметой глаголов движения.

Традиционно выделяются четырнадцать пар глаголов движения [См. Приложение 1.: ]. Но некоторые исследователи (Н. С. Авилова, Г. А. Багдасарова, Ю. М. Гордеев, В. Л. Ибрагимова, Л. А. Телегин и др.) расширяют круг данных глаголов, включая сюда «глаголы, означающие перемещение, но не входящие в … группу соотносительных парных глаголов движения типа идти - ходить (например, гулять, блуждать, рысить, семенить и др.)» [Авилова, 1976:107].

В нашем исследовании под глаголами движения понимается группа глаголов, которые не только семантически, но и морфологически связаны.

Объектом данной работы являются неоднонаправленные глаголы движения, в семантике которых нет каких - либо указаний на однонаправленность действия. В зависимости от контекста глаголы серии ходить могут обозначать движение направленное (Он ходит в школу через парк), а могут указывать на разнонаправленность действия (Он ходит по лесу). Условно это движение можно изобразить следующим образом:

1). (движение в одну сторону и обратно);

2). (движение в разных направлениях);

3). (движение по кругу);

но невозможно движение глаголов типа ходить изобразить, как движения в одну сторону.

В связи с вышеизложенным мы называем глаголы типа ходить неоднонаправленными.

Глаголы неоднонаправленного движения являются производными от однонаправленных, они характеризуются большей формальной сложностью основ и меньшей функциональной активностью [См.: Попова, 1996:14]. Но мы искусственно разграничиваем глаголы движения и считаем неоднонаправленные глаголы непроизводными. Это позволяет нам сделать стилистическая немаркированность последних, их высокий деривационный потенциал, а также принципиальное отличие производных от однонаправленных и неоднонаправленных глаголов движения.

Как отмечает Т. В. Попова, словообразовательный потенциал непроизводных глаголов примерно в полтора-три раза превышает деривационные возможности существительных и прилагательных[Там же: 5]. Глаголы движения, в свою очередь, находясь у истоков словообразования, мотивируют множество таких словообразовательных типов, по модели которых уже образовались и до сих пор образуются другие, в том числе новые слова. Например, «присеменить «в значении «прийти «, «ухромать «в значении «уйти «и др.

Необходимо выявить все производные от глаголов движения, все словообразовательные типы. Это поможет выявить образцы для появления новых слов.

Предметом исследования являются производные от неоднонаправленных глаголов движения.

Само обращение к группе глаголов движения является актуальным и онтологически значимым: с движением непосредственным образом связано всеобщее развитие и сама жизнь.

Исследование глаголов движения и их производных мы проводим по данным современного русского языка, под которым понимаем русский язык со времен Пушкина и до наших дней.

 

§ 2 Цель и задачи исследования

Целью исследования является выявление и анализ словообразовательного потенциала глаголов неоднонаправленного движения.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. показать специфику глаголов неоднонаправленного движения в словообразовательном и морфологических отношениях;

2. охарактеризовать словообразовательные гнезда глаголов неоднонаправленного движения;

3. описать мотивационный потенциал глаголов неоднонаправленного движения;

4. провести классификацию производных по частеречным блокам и по словообразовательным типам;

5. выяснить роль разных словообразовательных средств в формировании семантики производных;

6. определить деривационный потенциал глаголов неоднонаправленного движения и выявить тенденции в их развитии.

 

§ 3 Источники исследования

 

Источниками исследования являются словари русского языка.

В первую очередь мы обратились к материалам двухтомного Словообразовательного словаря А. Н. Тихонова. Данный словарь построен по гнездовому принципу и отражает ступенчатый характер русского словообразования. В нем раскрыта словообразовательная структура около 145000 слов, в том числе глаголов движения и их производных. Это первый большой гнездовой словообразовательный словарь русского языка [Тихонов,1990].

Лексическое значение глаголов неоднонаправленного движения и их производных установлены на основе данных следующих толковых словарей русского языка.

Во-первых, это Словарь современного русского литературного языка в семнадцати томах, или Большой академический словарь (БАС). Этот словарь охватывает лексическое богатство русского литературного языка с грамматической его характеристикой, преимущественно от эпохи Пушкина до сороковых годов двадцатого века. Помимо толкований слов и иллюстраций их значений цитатами из литературы, БАС дает справки о происхождении слов и нормативные указания при словах ограничительного употребления [Словарь современного русского литературного языка,1950-1965].

Во-вторых, четырехтомный Словарь русского языка под редакцией А. П. Евгеньевой. Мы использовали третье стереотипное издание словаря, которое является повторением второго, исправленного и дополненного. Словарь содержит более 80000 слов современного русского языка. Во втором издании нашли отражение изменения в лексике за двадцать лет, прошедшие после выхода первого издания словаря (1957 - 1961) [Словарь русского языка, 1985-1988].

В-третьих, однотомный Словарь русского языка С. И. Ожегова. Это издание содержит около 57000 слов. Каждое слово снабжено кратким толкованием.В словарных статьях приводятся примеры употребления слова в речи, фразеологические сочетания, а также производные слова[Ожегов, 1986].

В-четвертых, Толковый словарь русского языка, вышедший под редакцией Д. Н. Ушакова. Это четырехтомное издание содержит более 80000 слов современного русского литературного языка. При слове дается толкование его значений, приводятся основные грамматические формы, слово снабжено нормативным ударением, стилистическими пометами, речениями.В конце каждого тома дается точный подсчет вошедших в него слов [Толковый словарь русского языка, 1984].

В настоящей работе были использованы не один, а четыре толковых словаря для того, чтобы наиболее точно определить значение глаголов движения и их производных, выявить общие семы слов, адекватно сформировать словообразовательные значения типов, которые образуют производные от анализируемых глаголов.

Для выявления тенденций в развитии глаголов движения мы подключили к работе словари серии «Новое в русской лексике «. Двенадцать выпусков данной серии информируют читателя о новых словах, новых значениях слов, новых сочетаниях слов, появившихся в русском языке и еще не вошедших в словари. Часть включаемых в выпуск слов является окказиональными, или индивидуально - авторскими новообразованиями. Для серии проводится сплошное обследование следующих источников: газет «Правда «, «Известия «, «Комсомольская правда «, «Литературная газета «, «Неделя «, журналов «Огонек «, «Новый мир «, «Наш современник «, «Крокодил «, «Юность «за четыре месяца года. Каждый из выпусков содержит от двух до пяти тысяч слов со словарными статьями и сочетаниями. Кроме того, приводится список слов с неполным описанием [Новое в русской лексике, 1980-1989; Новое в русской лексике, 1996].

 

§ 4 История изучения вопроса в лингвистической литературе

 

Глаголы движения принадлежат к праславянской лексике. Они имеют соответствия не только в славянских, но и в индоевропейских и балтийских языках. Несмотря на свой архаический характер, они активно употребляются в русском языке на протяжении многих веков.

Уникальность этих глаголов была отмечена А. А. Шахматовым [См.:Шахматов,1936: 151-152,195].

Некоторые характеристики глаголов движения исследовал В.В.Виноградов. Говоря об отличии соотносительных групп данных глаголов, ученый выявляет следующую особенность однонаправленных глаголов движения: они в прямом значении соединяются с отрицанием не только в форме настоящего времени (не везу его сегодня) и в форме повелительного наклонения для выражения запрета, и то лишь при условии, если запрещение относится к наличному действию (не беги так быстро) [Виноградов,1986: 429].

Материал о свойствах глаголов движения представлен во всех учебниках по морфологии (например, Милославский И. Г. Морфологические категории современного русского языка. М., 1981. С. 171-172; Авилова Н. С. Вид глагола и семантика глагольного слова. М., 1976. С. 107 - 112, 184 - 185; Русская грамматика: 2 т. М., 1980. ТI. С. 590-591; и др.).

И. Г. Милославский отмечал, что глаголы движения можно выделить в одну группу не только на семантических, но и на морфологических основаниях, одно из которых характеризует только часть указанной группы, а именно пары: бежать - бегать; гнать - гонять; катить - катать; лететь - летать; плыть - плавать; ползти - ползать; тащить - таскать. Суффикс -а- у вторых членов этих пар, будучи противопоставленными другим элементам у первых членов пар, не только указывает на несовершенный вид (поскольку оба члена пары принадлежат несовершенному виду, и, следовательно, видовая характеристика принадлежит уже самому корню), но и дает характеристику движения, которое представляется как либо много раз совершавшееся в одном, определенном направлении, либо как некое неупорядоченное, разнонаправленное движение [См.: Милославский, 1981:171-172].

В лингвистической науке существуют положения, касающиеся глаголов движения, с которыми трудно согласиться.

Так, например, вызывает сомнение точка зрения А. Н. Гвоздева, считавшего, что глаголы неоднонаправленного движения выделяются среди всех групп глаголов тем, что «присоединение приставок может не изменить вида и образует глаголы также несовершенного вида: носить - выносить, приносить, относить, вносить, подносить » [Гвоздев,1967:313].

Требует дополнительной аргументации следующее утверждение В. В. Виноградова: «префиксация глаголов моторно-кратных очень часто не меняет их вида «[Виноградов, 1986:429].

Говоря о видовой парности глаголов, Э. М. Мухаммадиев указывал на то, что видовая соотносительность в сфере глаголов движения сильно нарушена, дефектна. Последнее проявляется, во-первых, в том, что более 70 % глаголов движения выступают как одновидовые и, во-вторых, «у значительной части глаголов, обладающих парными видовыми формами, наблюдается неполная соотносительность лексических значений»[ Мухаммадиев,1987:48-49].

Значительная часть производных от неоднонаправленных глаголов движения образована префиксальным путем.

В 1940 г. в журнале «Русский язык в школе «в первых пяти номерах были опубликованы статьи П. К. Ковалева, под общим названием «Функции литературных префиксов в русском языке «. В них автор рассматривает «частные положения в отношении функций каждого префикса в отдельности с указанием на возможные семантические оттенки, которые префикс вносит в основное значение глаголов » [Ковалев,1940.1:27].

А. И. Конова также затрагивает этот вопрос и подчеркивает роль контекста в формировании приставочного глагола [См.:Конова,1961:50-57].

Большой вклад в исследование приставочного внутриглагольного образования внесли такие ученые, как П. И. Павленко, Е. А. Волохона, З. Д. Попова, Е. А. Земская, Г. А. Пастушенков и другие лингвисты [См, например, Павленко,1988; Волохина, Попова,1993;Земская,1960; Пастушенков,1991].

Особо следует выделить монографию Л. А. Вараксина «Семантический аспект русской глагольной префиксации «, в которой рассматривается не только вопрос о значении глагольных префиксов, но и их структурно - семантическое своеобразие. Отдельно анализируются префиксальные глаголы с мутационным и модификационным словообразовательными значениями [См.: Вараксин,1996].

С явлением глагольной модификации связана категория способов глагольного действия, глубокий анализ которой представлен в книге Н. C. Авиловой «Вид глагола и семантика глагольного слова «[См.:Авилова,1976].

Детальному исследованию кумулятивного,терминативно -продолжительного, дистрибутивно - суммарного способов действия посвящены несколько работ М. А. Шелякина [См., например, Шелякин.1969].

Глаголы движения занимают центральное положение в глагольной системе и являются словообразовательной базой в русском языке.

Именно так представлены глаголы движения в статье Г. А. Багдасаровой и Л. А. Телегина. Исследователи анализируют лишь те из них, «в семантике которых содержится указание на интенсивность совершаемого действия [Багдасарова, Телегин,1982:204].

Н. С. Дмитриева, Р. Ф. Газизова, Л. М Новикова устанавливают словообразовательные возможности однонаправленных и неоднонаправленных глаголов движения в диахронном аспекте [См.: Дмитриева, Газизова, Новикова, 1982].

Объектом научного исследования становятся различные специфические характеристики глаголов движения. Таковы, например, работы Ю. М. Гордеева, В. Л. Ибрагимовой, А. М. Хамидуллиной [См.: Гордеев, 1971; Ибрагимова,1978, Хамидуллина,1973].

Несмотря на большой интерес, проявляемый учеными к глаголам движения, есть вопросы, которые на сегодняшний день либо недостаточно изучены, либо вообще открыты. До сих пор не предпринималась попытка выявить словообразовательный потенциал глаголов движения в синхронном аспекте, не произведен целостный анализ производных от глаголов неоднонаправленного движения.

§ 5 Научная новизна, практическая значимость исследования

 

В настоящей работе впервые дан систематический анализ производных от глаголов неоднонаправленного движения, выявлен и охарактеризован словообразовательный потенциал исследуемых глаголов, указаны тенденции в развитии глаголов движения.

Материалы исследования могут быть использованы в практике школьного преподавания (при изучении темы «Глагол «и раздела «Словообразование «), в практике вузовского преподавания (при изучении в курсе морфологии тем «Категория вида глаголов «, «Способы глагольного действия «и курса «Словообразование «), для характеристики современных тенденций в развитии языка.

 

§ 6 Апробация исследования

 

По материалам дипломного сочинения были сделаны доклады на сорок девятой, пятидесятой и пятьдесят первой студенческих научных конференциях. Материалы исследований были одобрены.

 

§ 7 Методы исследования

 

Основной метод нашей работы - описательный. В ходе исследования и описания материала применялись следующие приемы:

1.прием лингвистического наблюдения (извлечение производных из словарей и предложений, демонстрирующих значения этих производных);

2.прием классификации и систематики (разбиение производных в зависимости от категориальных признаков на частеречные блоки, распределение производных по словообразовательным типам).

В работе использован прием количественной характеристики. На основании его данных делаются выводы о продуктивности того или иного типа, о количественной стороне словообразовательного потенциала глаголов неоднонаправленного движения.

 

§ 8 Структура дипломного сочинения

 

Построение дипломного сочинения обусловлено целями и задачами исследования.

Оно состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка изученной литературы и словарей, Приложения 1.

Во Введении излагаются цель, задачи дипломной работы, характеризуются методы исследования, описывается предмет, объект работы, раскрывается актуальность, новизна темы дипломного сочинения, подчеркивается практическая значимость исследования и излагается история изучения вопроса в лингвистической литературе.

В первой главе, которая называется «Основные единицы словообразовательной системы русского языка «, выявляется роль производного слова в словообразовательной системе русского языка, даются определения словообразовательным типу, цепочке и парадигме, характеризуются словообразовательные гнезда глаголов движения, решается вопрос о словообразовательном значении, рассматривается проблема выявления словообразовательного потенциала слова.

Во второй главе анализируется словообразовательный потенциал неоднонаправленных глаголов движения. Эта глава состоит из шести параграфов. В первом из них в общих чертах характеризуются мотивационные потенции глаголов неоднонаправленного движения. В четырех последующих параграфах представлен анализ глагольных, субстантивных, адъективных и наречных производных. В последнем параграфе выявляется деривационный потенциал анализируемых глаголов и описаны тенденции их развития.

В Заключении подводятся общие итоги исследования.

Список изученной литературы содержит 119 источников.

В Приложении 1 приводится список глаголов движения в русском языке.

ГЛАВА 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: