Искусство древнерусских мастериц.




Искусство древнерусских мастериц ярко проявилось как в лицевом, так и в орнаментальном и жемчужном шитье. Жемчугом богато украшали не только роскошные парадные одеяния представителей знати, но даже праздничные крестьянские одежды, поскольку он в большом количестве добывался в реках русского Севера. Широко использовался жемчуг как местный, так и привозной, морской, для украшения облачений духовенства. Жемчугом обнизывали на изделиях контуры фигур святых, вышивали разнообразные орнаментальные узоры, часто дополняемые сверкающими самоцветами.

В 18 - 19 веках происходит упадок церковного искусства. Внешняя украшенность храмовой утвари не всегда соответствует ее символическому и богослужебному смыслу. В предметах этого периода практически отсутствуют композиции с шитыми ликами, само шитье серебром и золотом стремится к подражанию ювелирных техник. Октябрьская революция тоже не способствовала развитию этого вида искусства. Хотя абсолютного забвения церковного рукоделия не произошло.

В современных женских монастырях из поколения в поколение передаются навыки шитья. Но и в миру древнее искусство находит все больше и больше приверженцев. Для современного церковного шитья характерно отсутствие единой школы; соборный ранее труд стал более индивидуальным. Большинство мастериц учится на собственных ошибках, по крупицам накапливая опыт, ориентируясь на разные эпохи, скудные сведения из книг.

Одним из новых наметившихся направлений церковного шитья является "живописное" лицевое шитье, близкое к иконописи, или вышитая икона. Проблематика этого направления скорее кроется не в отсутствии материалов, адекватных древним, а в тех требованиях, которым должна соответствовать создательница вышитой иконы. Помимо высоких технических навыков, она должна обладать и внутренней духовной жизнью, иметь художественный вкус и знать иконописный канон, обладать навыками рисования, чтобы делать прориси. Для того чтобы икона была окном в духовный мир и служила средством общения между верующим и Богом, а не между зрителем и художником, нужна скромность и дисциплинированное воображение, не привносящее в образ никаких личностных толкований. Необходимым условием здесь должно стать благоговейное отношение к святыне.

Различные способы шитья золотом

При вышивке золотой нитью наиболее подходящей тканью являются шелковые или атласные. Ткань необходимо туго натянуть и заправить в рамку или же в специальные пяльцы, которые должны быть более большого размера, чем сама вышивка, в противном случае края рамки могут при работе повредить золотую нить. Непосредственно для шитья требуются две разные иглы: толстая иголка с достаточно широким ушком, с помощью которой выводится нить из золота и иголка с острым кончиком и узким ушком для «прикрепа». Такая техника вышивки позволяет применять самые разные металлизированные нити, «трунцал» — полую металлизированную трубку с крученой поверхностью, тонкую проволоку- «канитель», «галун» — полую трубку, «люрекс», «шнур», «пайетки», бисер.

 

Искусные рукодельницы в старину вышивали нитью из золота так, как это делают при обычной вышивке — пропускали нить через ткань. Позднее, более распространенным стал способ вышивки в «прикреп», когда золотые нити располагаются на ткани параллельными рядами и прикрепляются поперечными стежками с помощью шелковой нити, которая могла быть золотистого цвета и становиться малозаметной на готовом изделии.

 

Заключение

 

Кроме всего выше сказанного надо отметить, что русская вышивка была очень подвержена влиянию рукоделия Византии. Поэтому переплетение стилей часто присутствует в работах мастериц. Сочетание исконно русских мотивов с наследием иностранных школ вышивания привносит в этот вид рукоделия особую прелесть и неповторимость.

А еще недавние исследования показали, что по вышивке можно было прочесть все о человеке, который ее носил: семейное положение, наличие и количество детей, из какой семьи этот человек и т.д. Многие узоры и различный орнамент до сих пор так и остаются просто украшением для большинства наших современников, которые даже не подозревают, какую интересную информацию несут в себе эти изображения. "Полотняный фольклор" сохранил в механической передаче то, что уже выветрилось из памяти людей. В этом и состоит величайшая ценность вышивок.

 

 

Список литературы.

1. https://xreferat.com/47/423-2-vyshivka-na-rusi.html

2. https://cult.bobrodobro.ru/2426

3. https://modnoerukodelie.ru/school/articles/history/24624/

4. "Любимое дело. ру" - Вышивка: История и современность

5. Статья из журнала "ЛЕНА - Рукоделие", 4 - 2002 (автор Н. Цветкова).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: