Теоретический материал для самостоятельного изучения. Конспект урока. А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»




Конспект урока

Литература

Класс

Урок № 28

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

· фрагменты биографии А. П. Чехова и его творчество;

· главные действующие лица рассказа «Толстый и тонкий»;

· характеристика и нравственная оценка героев;

· речевая характеристика персонажей;

· ирония, юмор, сатира в рассказе.

Тезаурус

Рассказ – это эпический жанр небольшого объёма.

Сатира – разновидность литературы, специфическими формами обличающая и высмеивающая пороки людей и общества.

Ирония – насмешливое выражение, состоящее в приписывании лицу или предмету качеств, противоположных тем, какими он обладает; насмешка в виде похвалы.

Юмор – интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комичные, смешные стороны. Чувство юмора связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающем мире.

Лютеранка – последовательница лютеранства (лютеранство – крупнейшее направление протестантизма, провозглашённое Мартином Лютером).

Флёрдоранж – настойка из цветов померанцевого дерева (померанец – цитрусовое дерево, а также сочный ароматный плод), использовалась как туалетная вода.

Департамент – отдел министерства, высшего государственного учреждения.

Вельможа – знатный и богатый сановник, то есть крупный чиновник, занимающий высокое положение.

Херес – сорт крепкого виноградного вина.

Душонок – милый, приятный человек.

Герострат – житель древнегреческого города Эфеса, сжёгший храм Артемиды, чтобы его имя помнили потомки.

Эфиальт (предатель) – сын Эвридема, изменнически указавший персам обход в Фермопильском ущелье в тыл спартанцев.

Приватно – неофициально.

Коллежский асессор – один из младших рангов чиновников.

Статский советник – ранг чиновника среднего звена.

Тайный советник – один из высших рангов чиновников, соответствующий генералу в армии.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Что мы знаем об Антоне Павловиче Чехове? Он родился 17 января 1860 года в Таганроге в семье купца. С ранних лет вместе с братьями Антон помогал отцу в его лавке.

После окончания гимназии Антон Чехов начал обучение в Московском университете на медицинском факультете. Получив диплом врача, он занялся врачебной практике.

Ещё на первом курсе состоялся литературный дебют Чехова. Он отправил в журнал «Стрекоза» свои рассказ и юмореску.

Рассказы Чехова были впервые изданы книгой в 1884 году («Сказки Мельпомены»). На творчество Чехова того периода значительное влияние оказали произведения Льва Николаевича Толстого.

Антон Павлович Чехов никогда не считал себя детским писателем. Однако для детей он написал несколько произведений: «Каштанка» и «Белолобый» – «две сказки из собачьей жизни», как выразился сам писатель в письме к издателю.

У Чехова было две любимые собаки породы такса. У них были необычные имена с медицинским уклоном: Бром Исаевич и Хина Марковна.

В 1890 г. Чехов побывал на Сахалине. Это было место ссылки осуждённых. Чуть позже он посетил Японию, Китай, Турцию, Австрию, Италию, Францию.

Рассказ «Толстый и тонкий» был написан в 1883 году. Название произведения даёт намёк на безликость образов главных персонажей, а значит, их обобщённость.

Реалистичность сюжета вполне обоснована.

Друзья детства не связаны служебными отношениями, но тонкий лебезит перед толстым «по привычке», ведь толстый занимает высокую должность.

Современники восприняли рассказ позитивно, как достойное «художественное отражение пороков общества». Название произведения построено на антитезе (противопоставлении), антонимы-прилагательные выражают абсолютную противоположность героев произведения не только физическую, но и духовную.

Противопоставлены не только образы главных героев.

Если в начале автор рассказывает о вкусном завтраке толстого, то в конце сухо комментирует состояние персонажа (от выражения лица тонкого его стошнило).

Большое значение в рассказе имеют диалоги двух товарищей с вкраплениями описания мимики персонажей. Изредка фигурируют образы жены и сына тонкого, которые меняют своё поведение в соответствии с новыми фактами, всплывающими в процессе разговора.

Тема и идея рассказа взаимосвязаны и практически идентичны: раб, живущий в каждом из нас, должен быть побеждён нами самими.

Анализ произведения позволяет сделать следующие выводы: автор условно обозначает общество «тонких» и «толстых».

«Тонкие» раболепствуют перед высокими чинами, это их привычная система отношений с миром, они не представляют другого взаимодействия с людьми. Суть их жизни – делить людей на высших и низших.

«Толстые» привыкли жить просто и легко, не замечая чинов и должностей, они видят людей. Жизнь была слишком благосклонна к ним и взрастила здоровые отношения с обществом

Чехов подчёркивает, что когда-то оба главных героя были детьми, жили беззаботно и были равны друг другу. Они проказничали, веселились и имели одинаковые возможности в обществе.

Именно служебная иерархия сделала тонкого морально «нездоровым» человеком. Он привил даже своему ребёнку раболепные взгляды.

Антон Павлович Чехов пытается вызвать отвращение к раболепству и угодничеству как к самой низкой идеологии в мире. Самоуважение – это основа личности.

Чехов, как врач, видел все болезни современного ему общества и пытался вскрыть и обнародовать проблемы, излечив тем самым людей от страшнейших пороков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: