КУРСОВАЯ РАБОТА
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДА «direct-costing»
ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕТА И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ
СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
(по дисциплине «Экономика и планирование
производственной фирмы»)
студентки
3 курса
экономического факультета
1 группы
МИНАКОВОЙ Т. Ю.
Научный руководитель
к.э.н.
доцент
Самойлова Л.Б.
Калининград 1998
Содержание:
Введение...................................................................................... 3
Себестоимость и методы ее учета и
калькулирования..................................................................... 5
1.1. Экономическая сущность понятия себестоимость.5
1.2. Методы учета и калькулирования себестоимости.................. 6
1.3. Возникновение метода «direct-costing»................................ 10
1.4. Использование метода «direct-costing» в разных
странах................................................................................... 11
2. Основные составляющие метода «direct-costing»................. 14
2.1. Учет по видам затрат............................................................ 14
2.2. Учет по местам возникновения затрат.................................. 15
2.3. Учет по носителям затрат (калькулирование себестоимости единицы изделия)........................................................................................................... 16
2.4. Учет результатов по носителям затрат................................. 17
2.5. Учет результатов за период.................................................. 18
2.6. Многоступенчатый учет сумм покрытия по системе
«direct-costing»...................................................................... 19
Практическое применение метода «direct-
costing».................................................................................... 23
3.1. При изменении объемов производства................................. 25
3.2. При складировании непроданной продукции...................... 27
3.3. При наличии нескольких отделов или нескольких
видов продукции................................................................... 29
|
Примеры принятия решений с использованием метода
«direct-costing»........................................................................ 31
4.1. Принятие специального заказа............................................. 31
4.2. Снятие продукта с производства.......................................... 33
4.3. Выбор ассортимента при наличии ограничивающих факторов 37
4.4. Производить или покупать................................................... 40
Заключение................................................................................ 42
Список использованных источников....................................... 43
Введение
В современной, быстро меняющейся, обстановке перехода к рынку, управлению предприятия постоянно необходимо проводить анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда показателей, одним из которых является себестоимость. Себестоимость можно рассчитать несколькими различными методами, одним из подобных методов является мало известный в нашей стране «direct-costing», который рассмотрен в данной работе. Этот метод основан на расчете себестоимости по усеченным затратам, что принципиально отличает его от всех ранее существовавших методов. Как и любой метод, «direct-costing» имеет ряд преимуществ и недостатков, но во многих случаях он дает более объективную оценку ситуации, нежели методы, основанные на учете полных издержек. В данной работе проведен анализ того, в каких случаях это происходит, а также когда наиболее выгодно применять именно данный метод планирования учета и калькулирования себестоимости.
В первой главе данной работы освещена экономическая сущность понятия себестоимости и приведена классификация методов учета и калькулирования себестоимости. Также здесь приведены статистические данные использования метода «direct-costing» в разных странах.
|
Во второй главе более подробно рассмотрены основные составляющие метода «direct-costing».
В третьей и четвертой главах приведены примеры практического использования метода «direct-costing». В частности в третьей главе рассмотрено практическое применение метода «direct-costing» в различных ситуациях, а в четвертой главе приведены примеры принятия управленческих решений с использованием метода «direct-costing».
В данной работе приведено 11 формул и 3 рисунка, числовая информация сведена в 18 таблиц.
Себестоимость и методы ее учета и калькулирования
1.1. Экономическая сущность понятия себестоимость.
Себестоимость продукции, товаров или услуг это денежное выражение суммы затрат, необходимых на производство и сбыт данной продукции, а более точно ее единицы. Она является синтетическим показателем. План по себестоимости продукции разрабатывается на основе прогрессивных норм использования оборудования, расхода сырья, топлива, материалов, заработной платы и так далее. В целях анализа производственной деятельности и разработки рациональной и эффективной концепции развития предприятия в процессе изготовления продукции исчисляется также и ее фактическая себестоимость. Сравнение плановой и фактической себестоимости позволяет объективно оценить степень рентабельности предприятия и рациональность использования как материальных, так и интеллектуальных ресурсов. Себестоимость показывает все успехи и неудачи предприятия в организации производства того или иного продукта. Если себестоимость такого же или аналогичного продукта конкурентов ниже, то это означает, что производство и сбыт на нашем предприятии были организованны нерационально. Следовательно, необходимо внести изменения. Решить, какие нужны изменения, поможет опять же себестоимость, так как она является одним из факторов формирования ассортимента. Кроме того, себестоимость является основным ценообразующим фактором. Чем больше себестоимость, тем выше будет цена при прочих равных условиях. Разница между ценой и себестоимостью составляет прибыль. Следовательно, для увеличения прибыли необходимо либо повысить цену, либо снизить себестоимость. Снизить ее можно путем сокращения включенных в нее затрат. Но то, какие затраты и в какой мере включаются в себестоимость, зависит от метода ее учета и калькулирования.
|
1.2. Методы учета и калькулирования себестоимости.
Существует множество методов расчета себестоимости. Конечно же, они все чем-то различаются, но в принципе их можно разделить на две группы: методы учета на основе полных и на основе неполных или переменных издержек.
В теории отечественного учета существует хорошо разработанная система нормативного учета, во многом схожая с западной системой «standard-costing», которая порой также именуется «absorption-costing». Что означает учет полных (стандартных или поглощающих) издержек. Расчет себестоимости при данной системе происходит следующим образом. Берется вся сумма расходов, без деления на постоянные и переменные, и делится на количество произведенной продукции. В общем-то, эта система достаточно проста и потому пользуется большой популярностью.
Фактически ее представляют четыре метода планирования учета и калькулирования себестоимости, используемые в практике и приспособленные для разных видов производства.
· Простой метод.
Данный метод применяют на предприятиях с простой организацией производства, производящих однородную продукцию, например в добывающих отраслях. Обычно на таких предприятиях нет незавершенного производства, а все затраты относят на один вид вырабатываемой продукции. В таком случае себестоимость определяется путем деления всех затрат на количество готовой продукции. Если же незавершенное производство все же присутствует, то возникает необходимость в распределении затрат между готовой продукцией и незавершенным производством, которое определяется инвентарным методом. Если же на предприятии производят несколько видов продукции, то затраты учитывают в целом по производству, а калькулирование себестоимости осуществляют путем распределения затрат пропорционально количеству выпущенной продукции, умноженной на оптовую цену товарной продукции или плановой калькуляции.
· Позаказный метод.
Позаказный метод применяется на предприятиях с мелкосерийным и индивидуальным производством, а также на ремонтных предприятиях и в экспериментальных работах. Объектом планирования и учета затрат при этом методе является отдельный заказ, открываемый на одно изделие или определенный объем выполненных работ. Каждому заказу присваивается порядковый номер, который проставляется в карточке учета данного заказа и на всех документах по расходу материалов, заработной плате и других. В карточке учета собираются все затраты, произведенные по данному заказу, и на основании карточки учета определяется себестоимость произведенной продукции.
· Попередельный метод.
Попередельный метод применяется в массовом производстве обрабатывающей промышленности. На таких предприятиях технологический процесс состоит из ряда последовательный переделов, которые и являются в данном случае объектами планирования учета затрат. Затраты при данном методе учитываются по отдельным фазам, стадиям, переходам, которые обобщенно называются переделами. В итоге после каждого передела вырабатывается готовая продукция. Перечень переделов на предприятии устанавливают на основе данных о технологических процессах с учетом используемого оборудования и форм организации производства. При попередельном методе затраты планируются и учитываются в каждом переделе, обычно включая себестоимость полуфабрикатов, изготовленных в предыдущем переделе. Таким образом себестоимость продукции каждого последующего передела складывается из произведенных здесь затрат и себестоимости направленных в производство полуфабрикатов.
* Нормативный метод.
Нормативный метод применяется в основном на предприятиях с массовым производством, но может быть применен и в среднесерийном производстве. Фактическая себестоимость здесь рассчитывается от нормативной себестоимости путем учета изменений норм и отклонений от этих норм. Учет отклонений от норм организуется в зависимости от технических особенностей сырья и материалов, нормирования их расхода и технологии процесса производства. Сами отклонения от действующих норм определяются путем сопоставления фактического расхода материалов на выпуск продукции по партиям с нормативным расходом. Если применение данного метода затруднено, то используют инвентарный метод, которым получают отклонения путем сопоставления фактического расхода материалов с расходом по нормам. Для определения фактического расхода материалов производится инвентаризация неизрасходованных материалов на рабочих местах.
Все эти методы, широко применяемые в практике отечественного учета базируются именно на принципе включения в себестоимость всех затрат.
* Однако в мировой практике существует один метод в корне отличающийся от данного подхода. Чаще всего данный метод упоминается под названием «direct-costing». Сущность его заключается в принципиально новом подходе к включению затрат в себестоимость. Они разделяются на постоянные, то есть не зависящие от объема выпуска продукции, и переменные, меняющиеся в прямой связи с изменениями объема выпуска. Только переменные затраты включают в себестоимость. Для ее определения сумму переменных затрат делят на количество произведенной продукции.
Постоянные же затраты вообще не включают в расчет себестоимости изделий, а как расходы данного периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены. Существует множество мнений о правомерности такого неполного включения затрат в себестоимость. Основным аргументом против этого выдвигают мысль о том, что постоянные затраты тоже участвуют в процессе создания продукции. Проще говоря, без завода и станков ничего бы вообще не создали, а значит они тоже создают себестоимость наравне с рабочей силой и прочими переменными издержками. Но с другой стороны получается, что постоянные затраты по-разному участвуют в создании себестоимости разного объема одной и той же продукции. То есть если мы производим 20 единиц продукции на одном станке, то стоимость данного станка делится на 20 единиц и в себестоимость одной единицы включается 1:20 стоимости станка. Если же мы будем производить 25 единиц, то в стоимость каждой будет включаться уже 1:25 станка. Но это абсурдно, ведь станок одинаково производит как 20, так и 25 деталей. А значит, будет несправедливо по-разному включать стоимость станка в разное количество деталей. Рассчитать действительное участие постоянных затрат в создании себестоимости практически невозможно, поэтому их стоимость просто списывают из полученной предприятием прибыли.
1.3. Возникновение метода «direct-costing».
Система учета переменных затрат «direct-costing» возникла в США в период Великой депрессии и получила широкое распространение в пятидесятых годах двадцатого века. До начала Великой депрессии (1928г.) для расчета себестоимости использовалась система учета полных издержек, что, по мнению аналитиков того времени, приводило к искусственному искажению прибыли. Для решения данной проблемы была разработана новая система, получившая название «direct-costing». Оно было введено в 1936 году американцем Д. Харрисом. Данное название возникло не случайно. На первых этапах практического применения этой системы в себестоимость, исчисляемую по переменным затратам, включались только прямые расходы, а все виды косвенных расходов списывались непосредственно на финансовые результаты. Вследствие этого общая сумма переменных затрат совпадала с суммой прямых затрат, что и нашло отражение в названии. Ведь «direct-costing» означает буквально учет прямых затрат. В настоящее время «direct-costing» предусматривает включение в себестоимость не только прямых переменных, но и части переменных косвенных затрат. Поэтому здесь налицо некоторая условность названия. Так как дословный его перевод означает «учет прямых затрат». Поэтому часто эту систему называют «variable-costing», что означает учет переменных затрат и более соответствует принципу, используемому в данном методе. Кроме того, в разных странах эта система именуется по-разному. В Германии и Австрии для обозначения метода «direct-costing» используют термины «Teilkostenrechnung» или «Grenzkostenrechnung», то есть учет частичных, либо граничных затрат, или же «Deckungsbeitragsrechnung» – учет суммы покрытия. В Великобритании «direct-costing» называют еще «marginal-costing» – учет маржинальных затрат. А во Франции «La Comptabilite» - маржинальный учет. Однако, несмотря на все это разнообразие терминов, определяющих систему учета переменных издержек, «direct-costing» является самым употребляемым и популярным, возможно потому, что он был первым названием, данным этому методу учета себестоимости. Поэтому в дальнейшем мы тоже будем упоминать данный метод планирования учета и калькулирования себестоимости под названием «direct-costing».
1.4. Использование метода «direct-costing» в разных
странах.
Для нашей страны «direct-costing» это новый и в общем-то мало известный метод. Но во многих других странах он пользуется большой популярностью.
Например, в настоящее время «direct-costing» широко распространен в Германии, чаще всего на крупных предприятиях. Данный метод применяют здесь 54% предприятий. Особо популярна данная система в пищевой промышленности – 71,4%, и в строительстве - 67,4% предприятий.
Г.Беннер /3/ приводит результаты выборочного обследования, проведенного им на предприятиях обрабатывающей промышленности в районе города Штуттгарта, где численность работников составляла от 50 до 1000 человек: на 40,8% ведут учет по местам возникновения затрат в соответствии с системой «direct-costing», а на 28,9% калькулируют себестоимость по системе «direct-costing».
В 1988 году было опубликовано исследование Д.Линкома /3/ об организации учета затрат на северо-немецких промышленных предприятиях. Для данного исследования были выбраны как крупные, так и мелкие предприятия различной структуры. Результаты показали, что 65,7% проанкетированных предприятий калькулируют результаты по изделиям по методу «direct-costing».
Вообще по всему миру от 30% до 50% компаний используют метод «direct-costing» для внутренних расчетов (табл.1).
Таблица 1
Статистика использования методов учета себестоимости в разных странах.
Таким образом, мы видим, что помимо Германии «direct-costing» широко распространен в Канаде и Великобритании. В то время как в США и Японии его используют сравнительно мало, но, тем не менее, доля его все же значительна, она превышает 30%. Следует также учесть, что «standard-costing» обязателен для применения. Так как подавая информацию о деятельности предприятия в государственные органы надо использовать именно данный метод. Поэтому можно увидеть, насколько «direct-costing» выделяется из общей массы различных методов. Ведь, несмотря на обязательность использования «standard-costing», этот метод в некоторых странах используется на более чем 50% предприятий.