Многомерный мир – многомерный человек
Человек, воспринимаемый на одном уровне, фрагментарен. В реальности человек существует в многомерном мире, все богатство и красота которого не сводимы к набору общепринятых законов и понятий. Механистический и даже системный подходы во многом основаны на упрощениях и редукции. Сложный внешний мир подразумевает и сложную внутреннюю структуру человека.
Необходим целостный (холистический) подход к миру и всему творению. Что означает восприятие того, что мы о нем уже знаем, того, чего еще не знаем, и того, чего никогда не узнаем (1). Холистический подход основан на доверии вселенной, требует относиться с уважением ко всему, что еще не познано.
В разных культурах существуют теории о сложной, многоуровневой структуре человека. Древнеиндийская культура описывает энергетические оболочки и чакры. В древнеславянской культуре тоже описывается система девяти чакр человека. Наши «светские» русские матрешки олицетворяют эту многослойность и много-вложенность структур человека. А.В. Трехлебов пишет, что «Эволюция Ж и вы нашего «я» неразрывно связана с образованием ее тел и оболочек, а также – использованием их способностей и возможностей. Наиболее упрощенным – девятеричным – олицетворением этих тел является русская матрёшка. Ж и ва сама их создает, взращивает и использует». (4, с. 402).
В подходе прикладной кинезиологии «Единый мозг. 3-в-1» Гордон Стокс и Дениэл Уайтсайд выделяют три «тела» человека: физическое, ментальное и сущностное, и говорят о том, что каждое из этих тел имеет своё сознание.
В современной психологии популярно определение Стивена Кови. Он говорит о том, что целостный человек имеет четыре отличительных особенности: физическое тело, разум, способный на независимое суждение и анализ, сердце, которое испытывает эмоции, и дух – душу или философский центр» (5, с.39). То есть существование и развитие человека осуществляется на физическом уровне, эмоциональном, ментальном и духовном.
|
Подлинный контакт
Оба автора статьи являются приверженцами концепции подлинного контакта Биргитт Уильямс (1):
Вступить в Подлинный контакт с собой означает способность работать на всех четырех уровнях: физическом, эмоциональном, ментальном и духовном. Не так легко вступить в подлинный контакт с собой как целостной личностью, поскольку разум перекрывает прямой контакт с подсознанием, а через него и с собственной мудростью, и с универсальной мудростью.
И не только это. Исходя именно из этой структурной сложности, необходимо строить отношения с окружающими субъектами. Для общения с другим человеком нужно вступить с ним в подлинный контакт на всех уровнях, потому что другой человек (каждый другой) – такая же сложная многоуровневая личность.
То есть в повседневном общении с другим человеком нужно быть внимательным к посланиям: ощущениям своего тела, потоку своих мыслей, эмоций и чувств, к сообщениям своей Души. И при этом быть внимательным к такой же сложной структуре другого человека. К языку его тела, к его речи, его эмоциям и к той атмосфере, которую создает его Душа.
Вступить в подлинный контакт с собой означает добиться целостности, активировать все свои ощущения, чувства, способности, идеи и ценности.
Биргитт Уильямс говорит о важности одномоментного подлинного контакта с четырьмя аспектами общения: с собой, другим, группой людей и миром.
|
Человек включен в разные группы и коллективы, и для эффективной деятельности и коммуникации также необходим подлинный контакт в коллективе. Если каждый член коллектива включается в работу как целостная личность, в их совместной деятельности возникает новое качество – синергия, которая иначе не достигается.
Человек должен быть в подлинном контакте и с миром и со вселенной.
Это возможно, если правое полушарие включается раньше, чем начинает доминировать левое. Когда они оба работают как единый мозг, в целостности и гармонии. В этом случае открывается творческое состояние, непосредственное восприятие, появляется 100% включенность, становится возможным видение новых альтернатив, повышается продуктивность.
Методы, стимулирующие подлинный контакт
Существуют множество различных способов и методов, которые облегчают доступ к интуиции и внутренней мудрости.
Занятия кинезиологией, по нашему опыту, постепенно раскрывают для человека возможность вступить в подлинный контакт со всеми аспектами бытия, потому что они направлены на активацию правого полушария.
Гордон Стокс и Дениэл Уайтсайд говорят о нескольких вариантах.
1. Кинезиологические коррекции стимулируют доступ к ресурсным состояниям и активируют правое полушарие. Мышечный тест, минуя разум, позволяет выйти на контакт с целостным «я» на всех уровнях.
2. Стимулирование светом области глабеллы,
Добавим, что осознанное задавание себе вопроса: «Что нового в происходящем, в данный момент? На что мне стоит обратить внимание? Какие новые возможности это открывает мне?» работает на эти же задачи.
|
Психологическая кинезиология Psych-K (Сай Кей) (2) позволяет «пробиться» к внутренней сущности и настроить ее на достижение нужного результата, позволяет перенести осознанные нами убеждения на наш подсознательный уровень и теперь эти убеждения становятся базовыми, и определяют наше восприятие реальности (поведение, отношения, мысли, эмоции) и начинают действовать автоматически. При этом все перестройки и изменения в подсознании и в жизни происходят с разрешения СВЕРХСОЗНАНИЯ или ВЫСШЕГО Я человека, получающего сеанс.
Трансформационная игра (3) позволяет игрокам проработать интересующие их проблемы на физическом, эмоциональном, ментальном и духовном уровнях.
Технология работы с «Медицинским колесом» (Medicine Wheel) активно используется в подходе Подлинный контакт. Эта технология имеет древние корни и заимствована у северо-американских индейцев. Справедливости ради заметим, что все древние этносы используют эту символику. Работа с Колесом касается работы с четырьмя стихиями. Классическое описание Медицинского Колеса как философской концепции, разработанной и практически применяемой коренными народами Земли, и связанными с ним архетипами воина, учителя, целителя и видящего, дано уникальной исследовательницей шаманизма Энжелес Эрриен в книге «Путь четырех дорог» (9). Медицинское Колесо применяется Х. Оуэном и Б. Уильямс как инструмент рефлексии в парситипаторном методе «Технология Открытое Пространство», о котором будем говорить ниже. А также как отдельное средство целостного, холистического подхода к человеку, организации и их деятельности.
Есть и множество других методов, таких как медитации и инициации, загрузки в Тетта-Хилинге, правополушарное рисование, импровизационные танцы, свободные движения и т.п.