В каких поступках проявляется великодушие?




Итоговое сочинение по направлению «Месть и великодушие» (пример)

(422 слова) Можно ли оправдать месть? Это сложный этический вопрос, на который каждый ответит по-своему. Однако никто не может сказать честно, пока сам не окажется в ситуации, когда правосудие и месть в его сознании сольются воедино. Кто-то сможет превозмочь себя и отказаться от зла в ответ на зло. Но большинство людей, как я думаю, ответит ударом на удар. И в некоторых ситуациях я могу их оправдать. Приведу примеры из литературы.

Бывают случаи, когда месть — единственное средство добиться правосудия. Например, в книге В. П. Астафьева «Людочка» молодую девушку изнасиловали преступники. Один из них, зачинщик, только что вернулся из тюрьмы и набросился в темном парке на героиню, заставив и других сообщников овладеть ею силой, чтобы все они были связаны одним преступлением. Несчастная жертва ни у кого не нашла поддержки: наставница ее сказала, что это норма, мать была занята созданием новой семьи, а знакомый парень и вовсе стал одним из насильников. Никто не проявил должного участия к ее судьбе. Отчаявшаяся Люда повесилась, так и не найдя выхода. Узнав об этом, ее отчим пошел и зверски избил Стрекача, того самого мужчину, который первым набросился на девушку. Я понимаю, что это самосуд, но осуждать героя не могу, ведь его гнев достоин оправдания, раз власть бездействовала, а преступников никто не смог остановить.

В книге М. Горького «Макар Чудра» молодые цыгане не смогли найти общий язык. Радда и Лойко любили друг друга, но были слишком горды и независимы, чтобы признать власть чувства над собой. Героиня поставила перед возлюбленным ультиматум: либо он встает на колени перед ней при всем таборе, либо она никогда не выйдет за него замуж. После разговора он долго и напряженно думал. И вот они вдвоем стоят друг напротив друга, и женщина уже предвкушает победу. Но вдруг Лойко убивает ее и падает перед ней на колени, как она того и хотела. Героиня лишь прошептала, что избранник все сделал правильно. Но отец Радды думал иначе и убил молодого цыгана. Он отомстил за дочь, и Лойко знал, что так будет. Старика нельзя осуждать, ведь потеря ребенка – это самое ужасное потрясение в жизни родителя, и этого горя никак не забыть и не смягчить. Тем более молодой человек прекрасно понимал, на что идет, убивая дочь на глазах отца.

Таким образом, в некоторых случаях месть можно оправдать, ведь иногда людям больше не на кого рассчитывать, кроме них самих. Оставляя преступников без наказания, они обрекают на заклание новых жертв. Также бывают случаи, когда злоумышленник сам призывает возмездие, осознавая вину и принимая ту меру, которую избрал тот, кто имеет моральное право воздать преступнику по заслугам. Я считаю, что в этих ситуациях месть может быть оправдана.

 

 

В каких поступках проявляется великодушие?

(417 слов) Все люди хотят казаться лучше, чем есть на самом деле, поэтому многие из нас стараются произвести впечатление своим великодушием. Однако нередко оно оказывается истинным лишь на словах, а на деле улетучивается вместе с хорошим впечатлением. Как же узнать по-настоящему великодушного человека? По каким поступкам? Я думаю, ответ на этот вопрос стоит поискать в отечественной литературе.

Например, в рассказе А. П. Чехова «Дом с мезонином» героиня проводит всю жизнь на своеобразной работе. Она занимается тем, что помогает народу: организует школы и больницы, борется за права угнетенных слоев общества, проповедует высокую мораль среди богатых и знатных соседей. Лидия – принципиальная девушка, она восстанавливает социальную справедливость, показывая ее на своем примере. Дворянка устраивается на службу в школу и сама себя обеспечивает. Ее поступки и вправду производят хорошее впечатление, героиня кажется великодушной и сильной женщиной. Но за отвлеченными идеалами и суетой беспрестанной деятельности прячется жестокая и мстительная натура Лидии. Узнав о том, что художник предложил ее младшей сестре руку и сердце, она запретила матери и самой Жене соглашаться на предложение. По ее инициативе мать и младшая дочь покинули усадьбу, и рассказчик остался ни с чем, получив отказ. Так, защитница бедняков испортила жизнь собственной сестре, разрушила любовь двух молодых людей, повинуясь собственному капризу. Таким образом, о великодушии говорит не то, что человек делает напоказ, а то, как он поступает вдали от зрителей и судей.

Другой пример описал А. Платонов в произведении «Юшка». Героя годами высмеивали и обижали, его никто не уважал, ведь сограждане считали его ничтожеством. Все думали, что его замкнутость и экономность – следствия тайного порока, или же свойства души «мелкой сошки», которой от жизни ничего не надо. Однако после трагической смерти мужчины стало известно, что он все это время оплачивал образование и проживание несчастной сироты, а летом ездил к ней, чтобы проведать одинокую девочку. Этот ребенок вырос и приехал к своему благодетелю, но того уже не стало. Героиня получила профессию врача и осталась в городе своего приемного отца, чтобы помогать людям в память о нем. Юшка жертвовал всем, что у него было, чтобы помочь сироте, но никому не говорил об этом, не желая похвал. Ему было достаточно осознания того, что он все делает правильно. В этом поступке я вижу истинное великодушие, ведь он сделан ради благих целей, а не для того, чтобы прослыть благодетелем.

Таким образом, великодушие проявляется в делах, которые совершаются ради блага людей, а не ради их внимания. О нем мы можем никогда и не узнать, ведь великодушный человек не будет хвастаться своим благородством, в отличие от того, кто лишь хочет казаться добрым и милосердным. Истинную добродетель всегда отличает скромность.

 

Месть и великодушие как нравственный выбор человека (


Из всех предложенных тем я выбрал именно эту, потому что она не может оставить меня равнодушным. Каждый день мы стоим перед дилеммой — как поступить в той или иной жизненной ситуации, как выстроить отношения с окружающими людьми? А ведь это и есть нравственный выбор — выбор, продиктованный теми морально-этическими принципами, которые были сформированы у нас нашими родителями, условиями жизни, социумом. И одной из самых сложных проблем, по-моему, является отношение к поступкам людей, не оставляющих нас равнодушными, затрагивающими наше внутреннее «я». Ответить на нанесенную обиду или простить? Отомстить или проявить великодушие? Я думаю, на эти вопросы нет и не может быть однозначного ответа, но, бесспорно, мстительность — отрицательное человеческое качество.

Вспомним Швабрина, героя повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Человек самовлюблённый, без нравственных убеждений, он выбирает путь мщения за нанесённые ему (пусть и невзначай!) обиды. Привыкший безнаказанно сплетничать о живущих рядом с ним в Белогорской крепости людях (якобы поручик находится в «непозволительной связи» с женой коменданта крепости; Маша Миронова — девица лёгкого поведения), он требует «сатисфакции» у Гринёва, назвавшего его «мерзавцем». Воспользовавшись тем, что тот обернулся на оклик Савельича, Швабрин подло наносит удар шпагой противнику сзади. Именно Швабрин доносит на Гринёва, обвиняя своего соперника (оба неравнодушны к Маше) в государственной измене, в сотрудничестве с Емельяном Пугачёвым. Поистине мстительность — признак слабого человека.

Напротив, великодушие проявляет «кровавый» Пугачёв, от которого трудно ожидать чего-то подобного. Он помнит добро, проявленное по отношению к нему, тогда никому неизвестному бродяге, когда Гринёв отдаёт ему свой заячий тулупчик. А нравственная стойкость этого дворянина, перед лицом смерти не отказавшегося от чести и долга, не может не вызвать уважения у новоявленного «царя». И Пугачёв проявляет великодушие — не только дарит жизнь Гринёву, но и впоследствии помогает тому освободить Машу Миронову от притязаний Швабрина. Таким образом, в душе даже жестокого предводителя крестьянского восстания есть место «чувствам добрым».

В повести Пушкина мы видели проявления мстительности и великодушия у разных героев, но (я уверен!) в душе каждого человека эти качества могут сосуществовать и проявляться в разных жизненных ситуациях. Пример тому — Андрей Болконский, герой романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Узнав о попытке Анатоля Курагина тайно увезти Наташу Ростову, с которой Болконский был обручён, он, будучи глубоко оскорблён и уязвлён, отправляется в армию с целью вызвать Курагина на дуэль. Болконским движет желание отомстить прежде всего за честь Наташи, и он ищет повод для дуэли. Но почему-то это желание отомстить не вызывает у читателя тех чувств, которые мы испытываем от поступков Швабрина. Когда же смертельно раненный Болконский видит искалеченного Анатоля Курагина, он забывает о своей цели наказать обидчика. Его душу охватывает великодушие к врагу, открывшее герою путь к всеобъемлющей христианской любви ко всему человечеству.

Подведём итоги. Мстительность по каждому, даже незначительному, поводу как навязчивая идея — это черта недалёкого, душевно неразвитого человека. Великодушие же — проявление лучших человеческих качеств, способность понять и простить другого. Каждый из нас может оказаться перед соблазном отомстить, и выбор — отомстить или великодушно простить — зависит от глубины и прочности нравственного стержня личности.

 

 

Что такое великодушие?

Что такое великодушие? В первую очередь с этим понятием у меня ассоциируется благородство, добродушие, в общем величие души, что можно заметить в структуре слова. Это разного рода добродетель человека, которая возвышается над мелочными проблемами и потребностями. Это умение превозмогать себя, идти на риск ради достижения какой-либо великой цели, при этом используя порядочные методы и оставаясь на «доброй» стороне.

К примеру, в произведении «Война и мир» Льва Николаевича Толстого главный герой Пьер Безухов представляет великодушного человека. Это проявляется в его поступках, в его стремлении обрести смысл жизни и помочь близким людям. Он искренне переживает за судьбу Болконского, пытается его всячески поддержать и направить на путь истинный. Он не обязан этого делать, но Пьер не представляет, что можно поступить как-то иначе, оставить друга в беде, забыть о чести и достоинстве. Он бескорыстен в своих делах и нередко проявляет великодушие, прощая обиды. Так, он уходит от своей жены, узнав об её измене, и при этом оставляет ей огромную часть своего имущества, не желая препираться из-за денег. А также прощает Долохова, когда узнаёт, что у него старая мать, которую Долохов искренне и нежно любит. В таких поступках и выборах заключается великодушие Пьера.

Другим примером является произведение Солженицына «Матрёнин двор». Главная героиня находит в себе силы не таить зла на своих обидчиков, даже продолжать им помогать, не ожидая взамен ни платы, ни даже доброго слова. Она осознанно идёт на эту покорность, потому что просто хочет помогать людям в меру своих возможностей. И это показывает её с хорошей стороны, благородной и, конечно, великодушной.

Таким образом, великодушие — это не просто качество, а выбор человека. Каждый из нас может и должен стремиться к тому, чтобы стать великодушным человеком. Научиться не держать зла на обидчиков, научиться прощать. Не черстветь душой, а стремиться к улучшению мира и, прежде всего, жизни людей вокруг.

Может ли месть быть оправдана?

На свете нет идеальных людей. Каждый из нас хотя бы раз в жизни поступал плохо. Действительно плохо по отношению к другим людям. Или так поступали с нами. И в душе сразу же загорается желание отомстить. Кому-то удаётся сдержать себя в руках, а кто-то, в порыве чувств или с холодной расчётливостью, мстит. По сути, месть – это кара за вред, причинённый ранее. Может ли месть быть оправдана? Нельзя однозначно ответить на этот вопрос. С одной стороны месть – единственный способ дать восторжествовать справедливости, с другой – месть отравляет душу человека, увеличивает количества зла в мире.

В литературе есть примеры, показывающие, что месть может быть оправдана. Одним из таких произведений является роман Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский». Автор рассказывает нам об истории семьи Троекуровых и Дубровских и о том, как Троекуров в отместку за гордость отнял у Дубровского имение. Владимир решил отомстить богатому соседу после кончины отца. Им руководствовали не только эмоции, но и расчёт. Пушкин показывает, до каких мелочей был продуман план Владимира Дубровского. Автор обращает внимание читателя на то, что месть в некоторых случаях необходима. Нельзя оставить виновных безнаказанными, особенно, если собственная душевная рана от причиненной боли настолько сильно болит, что нет сил ждать возмездия или восстановления справедливости.

Вспомним роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», который показывает, как месть отравляет душу человека, не принося желаемого удовлетворения. Родион Раскольников – человек с большой душой. Он мстит старухе-процентщице из лучших, по его мнению, побуждений. Достоевский показывает, что Раскольников убивает старуху, потому что хочет освободить мир от человека, недостойного в нём жить, от человека, принёсшего много вреда. Но после убийства он понимает, что ничего, по сути, не изменилось. В душе Раскольникова происходит разлом. На примере этого произведения автор показывает, что месть – это бессмысленное желание удовлетворить свои чувства, что-то кому-то доказать. Но такая месть ничуть не оправдана.

Заканчивая размышления, хочется сказать, что в некоторых случаях месть можно оправдать, потому что иногда людям не на кого рассчитывать, кроме их самих. Нередко бывают такие случаи, когда, отомстив, мы понимаем, что не испытываем чувства радости и удовлетворения. Но никогда не стоит забывать о том, что жизнь, это не математика. И если минус на минус даёт плюс, то зло на зло никогда не даст в итоге добра.

·

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: