Мотив эскейпизма в романе Ж.К. Гюисманса “Наоборот” и М.Уэльбека «Покорность»




Роман Мишеля Уэльбека «Покорность» (2015) стал событием не только для Франции, но и для всей читающей Европы. Роман вызвал неоднозначную оценку, в том числе у видных политиков Франции. Так, Манюэль Вальс, бывший премьер-министр Франции, заявил, что Франция – это не Уэльбек: в ней нет нетерпимости, страха и ненависти, а Марин Ле Пен, лидер правой французской партии, согласилась с автором «Покорности», говоря, что описываемая фантастика может обернуться реальностью.

Роман об исламизации Франции в ближайшем будущем является не только антиутопией, но и текстом, насыщенным аллюзиями. Автор вступает в диалог, например, с Достоевским и Ницше, но особенно часты отсылки к фигуре Гюисманса и его роману «Наоборот» (1884). Главный герой «Покорности» сопоставляет свои поступки с биографией Гюисманса, подобно Дез-Эссенту, выстраивает альтернативную реальность вместо того, чтобы реагировать на политические события, вовлекающие страну в серьёзные потрясения.

Для Франсуа, главного героя “Покорности”, Гюисманс и его произведения имеют особое значение, о чём говорится в начале книги. Он автор диссертации, которая называется “Жорис-Карл Гюисманс, или выход из тупика”. Франсуа – преподаватель французской литературе в Сорбонне. Несмотря на успех написанной им диссертации и место преподавателя в университете, Франсуа убеждён, что не имеет способностей к преподаванию. Все яркие моменты его жизни остались в молодости, его развлекают только редкие романы со студентками, скрашивающие рутину его жизни.

С первых страниц романа Франсуа сравнивает свою жизнь с тем путём, который проделал Гюисманс. И в этом одно из главных сходств между ним и героем “Наоборот” Дез-Эссентом, который закрывается от мира в своём доме. Большую часть биографии героя “Наоборот” составляют не события случившиеся с ним, а прочитанные книги и то искусство, которое затронуло его жизнь. После короткого повествования о ярком детстве Дез-Эссента, читатель погружается в искусственно сконструированный мир воображения, философских размышлений об искусстве и религии. Дез-Эссент предпочитает искусственность во всём, начиная с восприятия реальности, заканчивая цветом обоев и мебели в его доме: “Искал он только цвета, которые лучше всего проявляются при искусственном освещении, и, если при дневном свете они сухи и тусклы, не имело значения”. Слово “искусственность” постоянно возникает в книге в разных ситуациях и является одним из главных его лейтмотивов: “Искусственность восприятия казалась Дез-Эссенту признаком таланта” или “давно пора заменить, насколько это возможно, всё естественное искусственным”, размышляет Дез-Эссент, переехав в новый дом, откуда будет стараться не выходить. Вместо реальной жизни он предпочитает жизнь воображения и в любой ситуации ищет ответы в искусстве, которое ценит выше личного человеческого опыта. То же самое делает Франсуа, герой “Покорности”, соотнося свою жизнь с биографией Гюисманса с самого начала книги: “Моя жизнь своей предсказуемой пресностью и монотонностью напоминала жизнь Гюисманса полутора столетиями раньше”.

Символично, что толчком для путешествий у обоих героев тоже является литература. Дез-Эссент, герой “Наоборот” едет в Англию, чтобы посмотреть на места, описанные Диккенсом, а Франсуа, путешествуя по Франции, ссылается на биографию и произведения Гюисманса: “Мне всегда нравилась та глава в “Наоборот”, где Дез-Эссент, запланировав поездку в Лондон, идея которой возникла у него, когда он перечитывал Диккенса, застревает в таверне на улице Амстердам, будучи просто не в состоянии встать из-за стола. Мне-то хотя бы удалось уехать из Парижа”. Франсуа хочет сбежать из Парижа из-за волнений, охвативших город. Часто происходят террористические акты, а исламская партия набирает популярность во Франции. Но, уехав из Парижа, он понимает, что бежать ему некуда, и пожив в провинции, возвращается обратно. Франсуа ведёт себя схожим образом, как многие люди из французской профессуры. При описании стрельбы в городе, Уэльбек подчёркивает, что преподаватели делают вид, как будто ничего не происходит, и тихо расходятся по кабинетам. Такое событие стало привычным для Франции и не вызывает протеста или другой бурной реакции. После прихода к власти партии “Мусульманское братство”, преподавателям предлагают выйти на пенсию, получая достойные деньги, (в каком бы возрасте они ни были) или согласиться работать на новых условиях – принять ислам. Вернувшись из провинции в Париж, Франсуа поначалу отказывается работать в Сорбонне и пытается жить, не замечая случившегося в стране. Став затворником, Франсуа начинает мучиться от возникших болезней: острый геморрой, экзема, грибок на ногах. Спустя некоторое время Франсуа начинает плакать по ночам без каких-либо причин. Жизнь перестала быть ему интересной и начала приносить только страдания, вот что он говорит об этом сам: “Оказалось, что я не способен жить ради себя, а ради кого ещё я мог бы жить? Человечество меня не интересовало, более того, внушало мне отвращение, я вовсе не считал всех людей братьями, особенно если рассматривать достаточно узкий фрагмент человечества, состоящий, например, из моих соотечественников или бывших коллег. При этом, как ни досадно, я вынужден был признать этих людей себе подобными, и именно сходство и побуждало меня избегать их”. Дез-Эссент, герой “Наоборот”, тоже начинает болеть, находясь взаперти своего дома. Искусственность его жизни мучает его организм, и в конце романа ему приходится есть искусственную пищу, поскольку никакой другой организм не принимает. Герои обоих книг пытаются найти смысл жизни, обратившись к христианству. Но если Дез-Эссент воспитывался священниками в пансионе и относился к религии, как к источнику духовных поисков, то для Франсуа – это ещё один коридор во вселенной писателя Гюисманса. Франсуа называет себя атеистом и считает католичество устаревшим и непонятным для современного человека. Когда он видит в церкви молодых людей, он спрашивает себя: понимают ли они то, о чём говорится в молитвах? Является ли это для них священным? И если да, то готовы ли они умирать за то, что они считают правдой.

Пытаясь найти выход из тупика, который был найден когда-то Гюисмансом (судя по названию диссертации), Франсуа перебирает разные способы, обращаясь попеременно то к религиозным исканиям, то к услугам эскорта. Сначала Франсуа решает бежать из Парижа, а потом становится затворником. Уэльбек представляет читателю портрет современного потребителя, который ищет нужный “товар”, который сделает его счастливым. Но было бы нелепо сводить смысл книги к критике общества потребления, Уэльбек указывает на то, что считает основной проблемой. В конце романа Франсуа принимает Ислам, легко поддаваясь на предложения нового ректора Сорбонны возобновиться в качестве преподавателя. Франсуа отказывался не из-за своей принципиальной позиции, а скорее из-за экзотичности этого мировоззрения для современного европейца. В споре между ректором Сорбонны и Франсуа, Уэльбек предлагает читателю мысль, к которой сводится сюжет книги – современный европейский человек воспитывался в идеологии, в центре которой стоит он сам. Он и есть центр мира. Для ислама картина мира совершенно другая. Ключевая разница состоит в том, что современному европейцу есть для чего жить, а мусульманину есть за что умирать.

С точки зрения Уэльбека, современный человек, как и герой Гюисманса, подменяет реальную жизнь искусственной, жизнью воображения. Пассивность приобретает политическое измерение, становясь покорностью перед надвигающейся угрозой исламизациии. Покорность сегодняшней Европы, описанная Уэльбеком в романе, ‒ это новый феномен, который писатель связывает, с одной стороны с традицией эскейпизма в европейской культуре, а с другой ‒ с появлением виртуальной реальности и уходом в неё современных интеллектуалов. Проследив традицию, к которой нас отсылает автор, мы считаем, что нужно и дальше анализировать вопросы, поставленные Уэльбеком, и в дальнейшем осмыслять взаимодействие человека с виртуальным пространством.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: