ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫПО ДИСЦИПЛИНЕ
«АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ»
Для студентов заочной формы обучения
направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)
профиля подготовки «Машиностроение и материалообработка»
профилизации «Технология и оборудование машиностроения»,
«Сертификация, метрология и управление качеством в машиностроении»,
«Технологии и технологический менеджмент в сварочном производстве», «Подъёмно-транспортное оборудование»
Екатеринбург
РГППУ
Заданияи методические указания к выполнению контрольной работы подисциплине «Автоматизация проектирования изделий машиностроения» (ФГОС). Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально- педагогический университет», 2013. 38с.
Составители: к. п. наук, доцент Унсович Т.А.
ст. преподаватель Щипачева А.Г.
ст. преподаватель Захарова Л.Ю.
Одобрены на заседании кафедры автоматизации проектирования и инженерной графики, протокол № 2 от 19.09.2013
Зав. кафедрой МХ О.С. Лехов
Рекомендованы к печати методической комиссией Машиностроительного института РГППУ. Протокол № 2 от 16.10.2013
Председатель методической комиссии МаИ А.В. Песков
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2013 |
© Унсович Т.А, Щипачева А.Г., 2013
ВВЕДЕНИЕ
Автоматизация - одно из направлений научно-технического прогресса, использующее саморегулирующие технические средства и математические методы с целью освобождения человека от участия в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов, изделий или информации, либо существенного уменьшения степени этого участия или трудоёмкости выполняемых операций.
|
|
Автоматизация позволяет повысить производительность труда, улучшить качество продукции, оптимизировать процессы управления, отстранить человека от производств, опасных для здоровья.
Автоматизация проектирования является частью современного производства изделий различного назначения и входит в состав системы автоматизированного проектирования (САПР).
Основная тенденция развития систем автоматизации идет в направлении создания автоматических систем, которые способны выполнять заданные функции или процедуры без участия человека. Роль человека заключается в подготовке исходных данных, выборе алгоритма (метода решения) и анализе полученных результатов.
Важной составляющей автоматизации проектирования изделий машиностроения являются прикладные программы AutoCAD, КОМПАС и др.
Целью выполнения контрольной работы по дисциплине «Автоматизация проектирования изделий машиностроения» является изучение средств работы с векторной графикой в системах автоматизированного проектирования (САПР) и способов создания конструкторской документации на основе создания различных моделей с использованием компьютерных программ.
СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Выполните конструкторскую документацию изделия, представленного в задании, используя графические программы КОМПАС или AutoCAD. Индивидуальные варианты заданий приведены в таблице 1.
|
|
В контрольную работу должны входить следующие документы:
- рабочие чертежи всех деталей, входящих в сборочный узел (кроме стандартных), форматы А3, А4,
- спецификация изделия,
- сборочный чертеж, формат А3.
Задание должно быть представлено в бумажном и электронном виде.
Все листы задания сшиваются в альбом с титульным листом.
Титульный лист выполните на листе формата А3. Все надписи выполните шрифтами №7 и №10. Пример оформления титульного листа приведен на рис.1.
Российский государственный профессионально-педагогический университет Кафедра механики АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Студент гр.ЗПМ-104 Гусев В.В Преподаватель Сергеева С.А. Екатеринбург 2013 |
Рис. 1. Пример оформления титульного листа
ЧЕРТЕЖИ ДЕТАЛЕЙ
На каждую деталь выполняется отдельный чертеж в соответствии с ГОСТ 2.109-73. Рабочий чертеж детали должен содержать:
- все необходимые изображения,
- размеры, необходимые для ее изготовления и контроля, предельные отклонения,
- обозначение шероховатости поверхностей,
- технические требования,
- в основной надписи – наименование детали, обозначение марки материала и номер стандарта (ГОСТ).
СБОРОЧНЫЙ ЧЕРТЕЖ
Сборочный чертеж (код СБ) – это конструкторский документ, содержащий изображения сборочной единицы и другие данные, необходимые для ее сборки (изготовления) и контроля.
|
|
Сборочная единица – это изделие, составные части которого подлежат соединению между собой на предприятии - изготовителе путем сборочных операций (свинчиванием, сваркой, клепкой, пайкой, опрессовкой,склеиванием и т.п.).
Правила выполнения сборочного чертежа
Сборочный чертеж изделия выполняетсяв соответствии с ГОСТ 2.109-73.
Изображения сборочной единицы, должны давать полное представление о расположении и взаимной связи ее составных частей, соединяемых по данному чертежу, и обеспечивать возможность сборки (изготовления) и контроля сборочной единицы. Для этого:
• Виды, разрезы, сечения располагают в проекционной связи и их количество должно быть минимальным, но достаточным (не в ущерб ясности чертежа).
• Для симметричных изделий применяют половинчатый разрез (соединение половины вида с половиной разреза), частичные изображения, обрывы изображений и т.п. с целью экономии места на сборочном чертеже.
• При выборе главного изображения руководствуются тем, чтобы он давал наиболее полное представление о сборочной единице, и располагают изделие в таком положении, которое оно занимает в процессе сборки. Обычно в качестве главного изображения выбирают фронтальный или половинчатый разрез.
• Для выявления поперечной конфигурации и размеров элементов деталей (спиц, рычагов, ребер жесткости и т.п.) применяют наложенные или вынесенные сечения.
• Смежные детали в разрезах и сечениях выделяют разной по направлению и плотности (расстояния между линиями) штриховкой, или со сдвигом штрихов. При этом для одной и той же детали на всех изображениях сборочного чертежа сохраняют один и тот же наклон и одно и то же расстояние между линиями штриховки.
• В продольных разрезах не рассекают и не штрихуют цельные, не пустотелые детали, такие как: валы, оси, стержни, болты, винты, шпильки, рукоятки, шпонки, штифты, шарики и т.п., а также шайбы и гайки.
• Собранные в сборочную единицу отдельные детали на сборочном чертеже изображают в рабочем положении. Перемещающиеся в работе части допускается изображать в крайнем или промежуточном положении, используя штрихпунктирные тонкие линии, с указанием соответствующего размера (рис. 2).
Рис. 2. Пример изображения перемещающихся частей изделия
• Пробковые трубопроводные краны изображают открытыми, т.е. проходное отверстие пробки должно совпадать на чертеже с отверстием в корпусе крана.
|
|
• Клапанные и золотниковые устройства насосов, вентилей и других механизмов изображают закрытыми.
• Для облегчения чтения сборочного чертежа допускается помещать на нем изображения соседних (пограничных) изделий – обстановку, используя сплошные тонкие линии. Предметы обстановки изображают упрощенно и приводят необходимые данные для определения мест установки, методов крепления и присоединения изделия. Части изделия, расположенные за обстановкой, изображают как видимые. При необходимости допускается изображать и как невидимые.