технология Социальной профилактики лиц аддиктивного поведения




Сегодня человечеству открыта глобальная информационная среда, но взаимодействие с ней вызывает как позитивные, так и негативные последствия, влияя на адаптационные возможности. В современном инновационном быстроменяющемся мире компьютер, Интернет и различного рода гаджеты стали мощными средовыми факторами, под влиянием которых происходит формирование личности современного поколения. Безобидное пользование мобильными телефонами постепенно может привести к аддикции. Дефицит взаимодействия со средой негативно влияет на адаптационный потенциал личности и способствует усилению склонности к аддиктивному поведению.

Средства массовой коммуникации, по выражению известного социолога М. Маклюена, стали “продолжением” нервной системы человека. Одной из характеристик нового времени является быстрая связь. Связь сегодня - это уже не просто чудо техники, а самое настоящее социальное явление, ставшее необходимым для всех, вне зависимости от возраста и социального положения. Она, в первую очередь, – средство достижения целей.[1]

Необходимость изучения мобильной зависимости обусловлена редким вниманием сегодня со стороны наук, также важностью разработки теоретических основ для реализации научно-обоснованной государственной политики в области казахстанской культуры и духовной жизни, в том числе социально-культурной политики. Успешное решение имеющихся в данной области проблем позволит выйти на новые уровни казахстанской социальной политики и культурного развития. Всё вышеперечисленное подтверждает чрезвычайную актуальность исследуемой проблемы.

Целью данной статьи является рассмотреть сущность проблемы мобильной зависимости и разработать рекомендации по профилактике мобильной зависимости современного поколения.

Для начала следует разобраться, что представляет собой, слово «зависимость». Сам термин «зависимость» или «аддикция» обозначает навязчивую потребность в использовании привычного вещества либо предмета, сопровождающегося привыканием и выраженными физиологическими и психологическими симптомами [2, с. 10].

Существует три вида аддикции:

1. Химические (наркомания, токсикомания, алкоголизм)

2. Биохимические (анорексия, булемия)

3. Нехимические (подсознательные) - именно к ним и относится мобильная зависимость.

Как отмечает российский психолог В. Л. Малыгин, аддиктивное поведение следует рассматривать как до болезненную форму девиантного поведения [3, с. 16]. Психолог А. В. Хомич уточняет, что «….аддиктивное поведение представляет собой частный случай отклоняющегося поведения - объём первого понятия включается в объём второго» [4].

Проблема мобильной зависимости впервые была поднята несколько лет назад, но сейчас, когда мобильник есть у многих жителей развитых стран, это приобрело масштаб настоящей эпидемии. Уже сейчас ученые из Великобритании выделяют три типа владельцев сотовых телефонов:

- «Киборги» - считают телефон своим продолжением, чуть ли не частью тела, не могут без него обходиться.

- «Протезированные» - жить без «трубы» в принципе могут, но испытывают при этом дискомфорт.

- «Непривязанные» - для них телефон это просто телефон, не больше, чтобы звонить, когда действительно нужно.

Американские психологи Генри Уилмер и Джейсон Чейн раскрыли корни «телефонной наркомании» - оказалось, что в ее появлении виноваты нетерпеливость людей и отсутствие у них чувства самоконтроля, а нежелание получить удовольствие. В журнале Psychonomic Bulletin & Review (журнал «Психономика: Бюллетень и ревю») психологами отмечалось, что «…некоторые люди не могут провести и минуты, не глядя на экран смартфона, и проявляют другие признаки «телефонной зависимости» из-за неспособности контролировать свои импульсы». «Зависимость от гаджетов, похоже, является следствием импульсивного поведения, а нежелания получить какое-то сиюминутное удовольствие или вознаграждение», - заявил Генри Уилмер из Темпльского университета в Филадельфии. Доктор Чунг Чан-хо, заведующий психиатрической больницы, специализирующейся на подростковых расстройствах, отмечает, что «…зависимость от мобильника серьезнее, чем от интернета или обычных компьютерных игр, потому что телефон можно взять с собой везде, нет ограничений ни во времени, ни в пространстве».[6]

Сегодня существуют некоторые симптомы психологической зависимости от гаджетов: 1) хорошее самочувствие или эйфория при использовании прибора; 2) невозможность оторваться от гаджета; 3) неспособность контролировать траты, связанные с использованием мобильного телефона; 4) увеличение количества времени, потраченного на занятия с гаджетом; 5) ощущение пустоты и депрессии без мобильного телефона или регулярной покупки новых гаджетов; 6) невозможность удержаться от покупки новой «игрушки»; 7) пренебрежение семьей и друзьями; 8) ложь и чувство вины перед близкими; 9) проблемы с работой или учебой. [5, с.16]

Причин для возникновения мобильной аддикции может быть множество, это вполне может быть самая обыкновенная неуверенность в себе, которая выливается в желание выделится или преподнести себя, возможно, кого-то смущает каждая минута, проведенная в одиночестве, и он старается ни на минуту не выпускать телефон из рук.

В перечне функциональных технологий социальной работы социальная профилактика занимает особое место. Именно с помощью профилактических мер можно устранять социальные проблемы личности или группы лиц в период зарождения проблематики, тем самым создавая основу для снижения темпов прироста проблемного поля социума.

В общем виде социальную профилактику можно представить как совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера и другие, социально неблагоприятные отклонения в поведении или социальном статусе индивида. Ее целью является создание предпосылок для формирования социально-приемлемого поведения индивидов, стабильного взаимодействия индивида и социума.

Профилактика аддиктивного поведения – одно из важнейших и эффективных направлений профилактики зависимого поведения. Профилактика мобильной зависимости может подразделяться на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика осуществляется с целью предупреждения еще не возникшей проблемы. Так, в отношении проблемы мобильной зависимости первичная профилактика может выглядеть как комплекс мероприятий, направленных на население, еще не имеющего проблемного поведения, связанного с потреблением нерационального, неосмысленного использования мобильного телефона. Эта форма профилактики является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогическое, психологическое и социальное влияние.

Вторичная профилактика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на реабилитацию и социальную адаптацию лиц, уже имеющих незначительный опыт зависимости мобильного устройства, гаджетов. Это могут быть дети, подростки и молодежь группы риска. Главной целью здесь является формирование мотивации на изменение поведения личности.

Третичная профилактика - это комплекс мероприятий, направленных на социальную адаптацию лиц, имеющих выраженные симптомы мобильной зависимости. Ее задача будет состоять в создании поддерживающей и развивающей среды. Это может быть организация социально-поддерживающих сообществ, реализация локальных и территориальных программ (проектов), а также программ в образовательных учреждениях, создание групп самопомощи и многие другие мероприятия.

Этапами профилактической деятельности лиц с мобильной зависимостью могут иметь следующие составляющие:

• Диагностический, включающий в себя диагностику личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование мобильной зависимости (повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, неустойчивая Я-концепция, низкий уровень интернальности, неспособность к эмпатии, некомуникабельность, повышенный эгоцентризм, низкое восприятие социальной поддержки, стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, направленность на поиск ощущений и др.), а также получение информации о положении ребенка в семье, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о его увлечениях и способностях, о его друзьях и других возможных референтных группах.

• Информационно-просветительский этап, представляющий собой расширение компетенции подростка в таких важных областях, как психосексуальное развитие, культура межличностных отношений, технология общения, способы преодоления стрессовых ситуаций, конфликтология и проблемы мобильной зависимости с рассмотрением основных механизмов, видов и динамики развития аддиктивного процесса и последствий.

• Тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой.

Профилактика мобильной зависимости должна применяться во всех сферах жизни: в семье, в образовательной среде, в общественной жизни в целом.

Таким образом, перспективным методом борьбы с мобильной зависимостью является профилактика, ведь проблему легче предупредить, чем потом лечить. В наше время профилактические мероприятия направлены в основном на детей и молодежь, как на наиболее подверженные вероятности негативного влияния слои населения. В ходе профилактических мероприятий у участников процесса формируется:

1) стратегическая мотивация, благодаря которой слушатели определяют свои жизненные приоритеты, дабы, потеряв ориентир, не попасть в плен к зависимости;

2) производится включение подростков в социальные группы по интересам, разнообразные творческие кружки и объединения с целью расширения социальных связей и уменьшения шанса появления желания впасть в зависимость от чего-либо;

3) переориентация молодежных и детских ценностей в сторону использования мобильных телефонов, гаджетов с целью переосмысления их влияния на организм;

4) формирование личной ответственности за свое поведение и привычки.

Выделенные стратегии, безусловно, не исчерпывают всех возможных вариантов деятельности социального работника. Каждая может иметь свою траекторию в зависимости от конкретной ситуации и индивидуальности клиента. Формы профилактической работы включают просвещение, беседы, консультирование, социальную терапию, терапию развлечения и досуга.

Некоторые рекомендации по профилактике мобильной зависимости:

1. Постарайтесь, чтобы один разговор не длился больше десяти минут. Этого времени точно хватит, чтобы обсудить какую-то проблему.

2. Возьмите за правило считать отправленные SMS, постепенно сокращайте их количество. В идеале вы должны отправлять менее десяти сообщений в день.

3. Постарайтесь дома класть свой мобильник в определенное место и не носить его за собой по всей квартире. Если пока это трудно, хотя бы ночью оставьте его в одиночестве и не кладите под подушку. Поверьте, если вам позвонят, и вы не услышите, мир не рухнет. Вы всегда сможете перезвонить.

4. Нужно убедить себя оставлять телефон дома, когда идете за почтой, выносить мусор или гулять с собакой. С вашей семьей за это время ничего не случится, а у вас не будет лишнего повода сделать очередной ненужный звонок или отправить SMS.

5. Установите лимит средств, которые вы можете потратить на общение по телефону. Удобно подключиться к пакетному тарифу с абонентской платой.

6. Отключите телефон на сутки. Это самый радикальный, но, пожалуй, самый действенный метод. Увидите, сколько появится свободного времени. Постарайтесь провести его с пользой: почитайте, сходите в гости, в кино или в театр, погуляйте с ребенком. Если вы выдержите, значит, всё еще поправимо.

В заключении хотелось бы пожелать всем нам побольше живого общения взамен виртуальному, ведь на данный момент сбываются очень грустные слова Альберта Эйнштейна: «Я боюсь, что обязательно наступит день, когда технологии превзойдут простое человеческое общение и мир получит поколение идиотов».

 

Список используемой литературы:

1. Маклюен М. Понимание Media. – Англия. - 1964.- 234с.

2. Королькова Л. Н. Интернет-сообщество с чертами тотального института как фактор десоциализации [Текст] / Л. Н. Королькова, К. В. Корольков. - Ставрополь: СТИС ЮРГУЭС, 2010. - 149с.

3. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика и профилактика /В. Л. Малыгин и др. - М.: Арсенал образования, 2010. - 136с.

4. Хомич А. В. Психология девиантного поведения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: // khomich.narod.ru/ DEVIANTNOE-POVEDENIE/ Deviantnoe-osobie.htm Toc244441184.

5. Корягина О.П. Проблемы мобильной зависимости и причины их возникновения // Вопросы психологии. - 2006. - №1. - С.14-19

6. Подростки, телефоны и зависимость. https://www.mobiset.ru/articles/text/?id=214

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: