ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК ФОРМА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО САДА И СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЁРОВ.
Гук Наталья Валерьевна,
старший воспитатель
Крохалёва Ирина Александровна,
зам. зав. по УВР
МАДОУ «Детский сад 482 г. Челябинска», Россия, г. Челябинск
В статье рассматривается инновационная форма взаимодействия дошкольной организации с социальными партнерами в форме волонтёрского движения. Определён понятийный аппарат, основные формы волонтёрства и участники данного движения.
Ключевые слова: волонтёрская деятельность, цель и задачи волонтерского движения, участники волонтерского движения.
Проблеме социального партнёрства в сфере дошкольного образования в настоящее время уделяется достаточно большое внимание. Реализация ФГОС дошкольного образования предполагает тесное сотрудничество дошкольного учреждения с социальными партнёрами. Активизация взаимодействия с социальными партнерами в современных условиях приводит к появлению новых форм и направлений сотрудничества. Одним из таких инновационных направлений работы в ДОУ №482 стало волонтёрское движение. На этапе разработки модели данного вида деятельности мы обнаружили противоречие между возможностью изучения опыта организации волонтёрского движения и отсутствием широкой апробации данных моделей в практике работы, и в частности в дошкольном учреждении. В ходе планирования и создания системы взаимовыгодного сотрудничества с социумом в ДОУ №482 возникла идея реализации долгосрочного проекта «Дари добро!».
Новизна данного проекта в том, что волонтёрское движение организуется в условиях детского сада и предполагает объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей, детей старшего дошкольного возраста и социальных партнёров для участия в добровольческих мероприятиях. Внедрение волонтёрского движения в дошкольном учреждении на основе свободного объединения родителей, педагогов, детей и социальных партнёров, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением привела к более эффективному формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность, самостоятельность, укрепление детско – родительских отношений, повышению рейтинга образовательного учреждения. Участниками проекта осознанно принято образовательное пространство «Семья - Детский сад – Социум».
Слово волонтёр произошло от французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского voluntarius, что в дословном переводе означает «Доброволец».
Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. [2, с. 8].
Цель волонтерского движения - воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. [2, с. 10].
Задачи:
1. Формирование активной жизненной позиции, толерантности и уважение к окружающим.
2. Создание условий, позволяющих педагогу, ребёнку, родителю проявить свой творческий потенциал и уверенность в себе.
3. Организация общественно-полезной деятельности в ДОУ.
Основные принципы волонтёрского движения:
- Желание помогать людям;
- Желание делиться своим опытом;
- Желание учиться самому;
- Добросовестность.
Основные направления волонтёрского движения в ДОУ №482:
- Социальное;
- Экологическое;
- Пропаганда здорового образа жизни;
Второй год в нашем детском саду активно действует волонтёрская команда «Лучики». Девиз волонтёрской команды «Поделись своей добротой!». Каждое доброе дело – это лучик добра, который зажигается в нашем детском саду. Это уникальная возможность протянуть руку помощи, изменить жизнь людей, в том числе и свою, в лучшую сторону. Волонтёрство – это приобретение практических знаний, навыков. Волонтёрство – это встречи с интересными людьми. Волонтёрство - это способность доказать себе, что ты человек, что ты способен приносить пользу другим. Участники волонтёрского движения убеждены, что самым ценным в человеке является доброе сердце и добрые поступки. «Доброта - слабых делает сильнее, сильных великодушнее, а весь мир чище и ярче» - именно такие слова являются для наших активных участников руководством к действию!
Мероприятия, проводимые в рамках реализации волонтёрского движения:
Ребенок – волонтёр:
- Тематические мероприятия «Зажги огонь добра!»
(13 ноября – Всемирный день доброты);
- «Неделя доброты в ДОУ»;
- Концерт ко дню пожилого человека «Мы желаем Вам здоровья!»;
- Изготовление поздравительных открыток.
Родитель – волонтёр:
- Участие в экологических акциях «Дом для птиц», «Большой вред маленькой батарейки»;
- Мастер – класс «Знаешь сам-научи другого!» (творческая мастерская для детей и взрослых);
- Участие в организации благотворительных мероприятий для детей ФГБУ «Федеральный центр сердечно – сосудистой хирургии г. Челябинска»;
Педагог – волонтёр:
- Участие в Благотворительной акции совместно с телеканалом
«Домашний» - новогодние подарки для пожилых людей;
- Мастер – класс «Новогодняя игрушка» (творческая мастерская для детей детского отделения областной клинической больницы;
- Участие в благотворительных мероприятиях для детей, находящихся на стационарном лечении в медицинских учреждениях г. Челябинска.
Школьная волонтёрская команда:
- Шефство групп ДОУ (трудовая, социально – коммуникативная деятельность);
- Участие в мероприятиях ДОУ.
Добровольческая деятельность даёт ребёнку, педагогу, родителям возможность проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и исполнительской деятельности, которая является осознанной и естественной социальной потребностью. Немаловажным мотивом участия в добровольческой деятельности является возможность организации свободного времени родителей совместно с детьми.
Таким образом, организация деятельности волонтёрского движения в детском саду при активном участии детей, родителей, педагогов – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребёнка, на становление его нравственных качеств.
Список литературы
1. Волонтерское движение родителей // URL: www kovcheg1321.com›materials/doskol/volontery.pdf (дата обращения: 13.01.2017).
2. Титова И.В., Шатунова Е.М. Дорогою добра: методическое пособие по развитию добровольческого движения. - 2-е изд., перераб. и доп. - Вологда, 2011. 75 с.