А на базаре, при входе,
В створе ворот, как в раме,
Желто-лимонный ходя
Торгует цветными шарами.
Ум в глазах его узких,
Но понять — не пытайся:
Я говорю по-русски,
Он говорит по-китайски. (1989)
Н. И. Басовский
В отличие от спроса предложение отражает иную сторону рыночных отношений — поступление товаров на рынок для их продажи или обмена на другие экономические блага. Если спрос формируют покупатели, то предложение — продавцы.
Глава 2, Спрос и предложение. Рыночное равновесие
Предложение на рынке является результатом производства и отражает желание производителей продать свой товар.
Предложение возникает, когда данный экономический субъект будет готов произвести сделку по продаже данного доставленного на рынок товара. Объем (величина) предложения определяется максимальным количеством какого-либо товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при данных условиях.
Как и спрос, объем предложения является потоком, протекающим во времени. В связи с этим надо четко отдавать себе отчет, к какому периоду времени относится данная величина предложения.
Функцию предложения, построенную с учетом условий (факторов), можно представить следующим образом:
Qf = у + е,Р. + e2Ps + е3Рс + е4Л + е5К + е6Г + е7С + е&Е + е9М, (2.6)
где Qf — предложение данного товара г,
у — часть объема предложения, определяемая экзогенно или переменными, специально не упомянутыми в функции предложения;
е,, е2,...е9 — коэффициенты функции предложения, иллюстрирующие предельное влияние каждой независимой переменной на количество предлагаемо-
го блага; | |
Р. | — цена предлагаемого товара г; |
Р 5 | — цена товара-субститута; |
Р С | — цена комплементарного товара; |
R | — цены ресурсов; |
К | — уровень технологии; |
Т | — налоги и субсидии; |
С | — природные условия; |
Е | — ожидания производителей; |
М | — количество продавцов. |
Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него множества различных факторов.
Проведем с функцией предложения манипуляции, аналогичные тем, которые мы осуществили с функцией спроса, тогда функцию предложения от цены (или линию предложения) можно записать следующим образом:
0? = В + е{Рг (2.7)
Как и в случае со спросом, функцию предложения можно выразить тремя традиционными способами: графическим, табличным и аналитическим. Если функция линейна, то ее можно описать в виде:
Pf-c + dxQ, (2.8)
где с — длина отрезка, который линия предложения отсекает на оси ординат; d — показатель угла наклона линии предложения к оси абсцисс.
Часть I. Основы рыночного анализа
Очевидно, что линия предложения может быть и нелинейной. Нормальная линия предложения имеет положительный наклон, что свидетельствует о прямой зависимости между ценой и количеством предлагаемого товара (рис. 2.8).
Наклон = APt / Aqt = d = 1/ е}
Рис. 2.8. Свойства линии предложения
Как и в случае со спросом, изменение цены, товара вызывает перемещение значений количества товара вдоль линии предложения, а изменение прочих факторов сдвигает линию предложения вправо и вниз (если предложение увеличивается) или влево и вверх (если предложение уменьшается), как это изображено на рис. 2.9 и 2.10.
Поведение кривой предложения может поведать экономисту об очень многом. К примеру, сдвиг кривой предложения вправо и вниз может явиться следствием снижения налогов или начисления производству дотаций. А может быть результатом увеличения эффективности производства, повышения конкурентоспособности.
о Q
Рис. 2.9. Изменение величины предложения
Глава 2. Спрос и предложение. Рыночное равновесие
Р
Рис. 2.10. Изменение предложения
Оглядываясь на первые шаги «реформаторского правительства» Е. Т. Гайдара, можно отметить, что оно пошло противоположным путем: резко повысило цены на энергоресурсы и транспортные перевозки под предлогом «доведения их до мирового уровня». В результате издержки производства и транспорта драматически возросли. Линия предложения резко сдвинулась влево и вверх, и тем самым был нанесен первый сокрушительный удар по конкурентоспособности отечественного производства. Вслед за этим был нанесен и ряд других ударов, после чего отечественное производство стало напоминать недобитого мамонта.
Обратим внимание на одно обстоятельство. Речь идет о так называемом «законе предложения». В ряде отечественных учебников по микроэкономике утверждается, что такой закон (прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта) существует.'
Авторы других учебников занимают в этом вопросе более осторожную позицию и вовсе не упоминают о существовании такого закона.2
И наконец, существует еще одна группа авторов, которая более или менее категорично отрицает существование данного закона.3
Проблема заключается в том, что кривая предложения ведет себя гораздо более «капризно», чем кривая спроса (рис. 2.11).
На рис. 2.11 показаны некоторые типы кривых предложения. Так, кривая 5, иллюстрирует «нормальную» кривую предложения. Кривая 52 — кривую долгосрочного периода; кривая 53 — кривую сверхкраткого периода; однако возможны и типы кривых 54, и 55, в чем мы убедимся позже.
1 См.: Емцов Р. Г., Лукин М. Ю. Микроэкономика. М., 1997. С. 41; Ивашковский С. Н.
Микроэкономика. М., 1998. С. 67; Нуреев Р. М. Микроэкономика. М., 1999. С. 85.
2 См.: Микроэкономика / Под ред. Яковлевой Е. Б. СПб., 1999. С. 30-34.
3 См.: Овчиннников Г. П. Микроэкономика - Макроэкономика. СПб., 1997. С. 47; Галь
перин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. Т. 1. СПб., С. 47.