Функция и линия предложения




А на базаре, при входе,

В створе ворот, как в раме,

Желто-лимонный ходя

Торгует цветными шарами.

Ум в глазах его узких,

Но понять — не пытайся:

Я говорю по-русски,

Он говорит по-китайски. (1989)

Н. И. Басовский

В отличие от спроса предложение отражает иную сторону рыночных отношений — поступление товаров на рынок для их продажи или обмена на другие экономиче­ские блага. Если спрос формируют покупатели, то предложение — продавцы.


Глава 2, Спрос и предложение. Рыночное равновесие



Предложение на рынке является результатом производства и отражает желание производителей продать свой товар.

Предложение возникает, когда данный экономический субъект будет готов произвести сделку по продаже данного доставленного на рынок товара. Объем (величина) предложения определяется максимальным количеством какого-либо товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или группа продав­цов в единицу времени при данных условиях.

Как и спрос, объем предложения является потоком, протекающим во времени. В связи с этим надо четко отдавать себе отчет, к какому периоду времени отно­сится данная величина предложения.

Функцию предложения, построенную с учетом условий (факторов), можно представить следующим образом:

Qf = у + е,Р. + e2Ps + е3Рс + е4Л + е5К + е6Г + е7С + е&Е + е9М, (2.6)

где Qf — предложение данного товара г,

у — часть объема предложения, определяемая экзогенно или переменными, специально не упомянутыми в функции предложения;

е,, е2,...е9 — коэффициенты функции предложения, иллюстрирующие пре­дельное влияние каждой независимой переменной на количество предлагаемо-

 

го блага;
Р. цена предлагаемого товара г;
Р 5 — цена товара-субститута;
Р С — цена комплементарного товара;
R — цены ресурсов;
К — уровень технологии;
Т — налоги и субсидии;
С — природные условия;
Е — ожидания производителей;
М — количество продавцов.

Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него множества различных факторов.

Проведем с функцией предложения манипуляции, аналогичные тем, которые мы осуществили с функцией спроса, тогда функцию предложения от цены (или линию предложения) можно записать следующим образом:

0? = В + е{Рг (2.7)

Как и в случае со спросом, функцию предложения можно выразить тремя тра­диционными способами: графическим, табличным и аналитическим. Если функция линейна, то ее можно описать в виде:

Pf-c + dxQ, (2.8)

где с — длина отрезка, который линия предложения отсекает на оси ординат; d — показатель угла наклона линии предложения к оси абсцисс.



Часть I. Основы рыночного анализа


Очевидно, что линия предложения может быть и нелинейной. Нормальная линия предложения имеет положительный наклон, что свидетельствует о прямой зависимости между ценой и количеством предлагаемого товара (рис. 2.8).

Наклон = APt / Aqt = d = 1/ е}

Рис. 2.8. Свойства линии предложения

Как и в случае со спросом, изменение цены, товара вызывает перемещение зна­чений количества товара вдоль линии предложения, а изменение прочих факто­ров сдвигает линию предложения вправо и вниз (если предложение увеличива­ется) или влево и вверх (если предложение уменьшается), как это изображено на рис. 2.9 и 2.10.

Поведение кривой предложения может поведать экономисту об очень многом. К примеру, сдвиг кривой предложения вправо и вниз может явиться следствием снижения налогов или начисления производству дотаций. А может быть резуль­татом увеличения эффективности производства, повышения конкурентоспособ­ности.

о Q

Рис. 2.9. Изменение величины предложения


Глава 2. Спрос и предложение. Рыночное равновесие



Р

Рис. 2.10. Изменение предложения

Оглядываясь на первые шаги «реформаторского правительства» Е. Т. Гайда­ра, можно отметить, что оно пошло противоположным путем: резко повысило цены на энергоресурсы и транспортные перевозки под предлогом «доведения их до мирового уровня». В результате издержки производства и транспорта дра­матически возросли. Линия предложения резко сдвинулась влево и вверх, и тем самым был нанесен первый сокрушительный удар по конкурентоспособнос­ти отечественного производства. Вслед за этим был нанесен и ряд других уда­ров, после чего отечественное производство стало напоминать недобитого ма­монта.

Обратим внимание на одно обстоятельство. Речь идет о так называемом «за­коне предложения». В ряде отечественных учебников по микроэкономике утверж­дается, что такой закон (прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта) существует.'

Авторы других учебников занимают в этом вопросе более осторожную пози­цию и вовсе не упоминают о существовании такого закона.2

И наконец, существует еще одна группа авторов, которая более или менее ка­тегорично отрицает существование данного закона.3

Проблема заключается в том, что кривая предложения ведет себя гораздо бо­лее «капризно», чем кривая спроса (рис. 2.11).

На рис. 2.11 показаны некоторые типы кривых предложения. Так, кривая 5, иллюстрирует «нормальную» кривую предложения. Кривая 52 — кривую долго­срочного периода; кривая 53 — кривую сверхкраткого периода; однако возможны и типы кривых 54, и 55, в чем мы убедимся позже.

1 См.: Емцов Р. Г., Лукин М. Ю. Микроэкономика. М., 1997. С. 41; Ивашковский С. Н.
Микроэкономика. М., 1998. С. 67; Нуреев Р. М. Микроэкономика. М., 1999. С. 85.

2 См.: Микроэкономика / Под ред. Яковлевой Е. Б. СПб., 1999. С. 30-34.

3 См.: Овчиннников Г. П. Микроэкономика - Макроэкономика. СПб., 1997. С. 47; Галь­
перин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И.
Микроэкономика. Т. 1. СПб., С. 47.





Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: