Паутинообразная (codweb) модель




Кто вяжущей липкой рутины — заботливые отцы? Дизайнеры паутины, возвышенные творцы. Любой паутинный дизайнер в паучьей своей глубине считает, что даже дерзает, когда он висит на слюне. (1980)

Евгений Евтушенко

В длительных временных периодах цены и объемы выпуска многих благ со­вершают циклические колебания. В то время как цены совершают циклические колебания (вверх-вниз), объемы выпуска совершают контрциклические колеба­ния (вниз-вверх). Одним из способов объяснения природы таких колебаний яв­ляется «паутинообразная модель».

Разделим имеющийся временной отрезок на ряд периодов. Для простоты предположим, что величина каждого периода равна году. Предположим также, что количество произведенной (и предложенной к продаже) продукции (Qs( + 1) является функцией цены прошлого года (Р():


Qsl+1=f(Pt)-


(2.13)



Часть I. Основы рыночного анализа


Объем спроса нынешнего года (Q^) является функцией цены этого же года (Р):

ОЦ-ЛР,). (2-14)

Равновесная цена первого года — это цена, при которой объем предложения равен объему спроса, т. е. Qst = QDt. Предположим, что предложение равно произ­веденному объему продукта. Если речь пойдет о сельскохозяйственном продукте, то новая его партия может появиться лишь во время урожая следующего года.


& й2 е о 1 2 з

Рис. 2.35. Паутинообразная модель с монотонными колебаниями (d = b)


4 t


Случай монотонных колебаний цен и объемов изображен на рис. 2.35. Предпо­ложим, что в первый год начальная цена товара равна Р{ (выше равновесной Р*) при объеме предложения Qr На рынке возник избыток товара. Цена упадет до уровня Р2 (рис. 2.35, а). В следующем году производители сократят объем прелага­емого товара до Qy желая продать его по цене Р2. В результате возникшего дефи­цита цена возрастет до Pv На третий год продавцы вновь увеличат предложение товара до величины Q2, надеясь продать его по цене Ру Но, как и в первый год, образуется излишек продукции и цена упадет до уровня Р2 и т. д. На рис. 2.35, б цена и объем производства совершают монотонные колебания от Р до Р, а объем производства монотонно изменяется от Q2 до QY Модель паука генери­рует монотонные колебания, если наклон линии спроса (Ь) равен наклону ли­нии предложения (d).

Если угол наклона линии предложения больше угла наклона линии спроса (d > Ъ), то колебания будут затухающими (рис. 2.36).

Если же угол наклона линии предложения будет меньше угла наклона линии спроса (d < Ъ), то колебания будут взрывными, или расширяющимися (рис. 2.37).

Все эти ситуации описываются алгебраически. Обозначим линии спроса и предложения следующим образом:

QtD = a-bPr (2.15)

Qf-c + dP (2.16)


Глава 2. Спрос и предложение. Рыночное равновесие



Р Pi Рз Р

 

 

А \ а) (S pt б)
\ J      
        \ У\ Цена
  / \ V        
  ! 1 1\ Л—►     1---------- L_^

о <2з G* Ол Q.2 Q ° 1 2 3 t

Рис. 2.36. Затухающие колебания паутинообразной модели (d > b) Уровень рыночной цены в данный момент времени t определяется уравнением:


Р,=[Ц-Р*]


+р*,


(2.17)


 


met = 1, 2, 3;

Pj — цена в начальный момент времени; Р* — равновесная цена.

Как мы знаем, при равенстве спроса и предложения Р* =


а-с 1+1'


Q* Q 0 1 2 3 t

Рис. 2.37. Взрывные колебания модели паука (d < b)

Проанализировав эту формулу, нетрудно показать, что при d = b колебания постоянные, при d< b — взрывные и при d> b — стремящиеся к равновесию.



Часть I. Основы рыночного анализа


Взаимовыгодность обмена

Брат младший старшему давал Сто колесниц за злого пса! Чем объяснялся их обмен И почему не удался?

Цюй Юань (340-273 гг. до н. э.)

Поскольку обмен является добровольным актом, и покупатель, и продавец рассчитывают получить в результате сделки выгоду. Мерой такой выгоды является излишек потребителя и излишек производителя. С помощью рис. 2.14 мы уже рассматривали понятие рынка продавца и покупателя, определили, что сделки между ними могут совершаться на взаимовыгодной основе только в зоне АЕС. Рассмотрим эту область еще раз более подробно. Для этого представим, что количество товаров и покупателей дискретно: при цене 6 р. товар X готовы купить 6 покупателей, при цене 7 р. — 5 покупателей, при цене 8 р. — 4 покупате­ля, при цене 9 р. — 3 покупателя, при цене 10 р. — 2 покупателя, при цене 11р. — один покупатель. При цене 12 р. желающих купить данный товар не найдется (рис. 2.38).

Максимальная готовность индивида платить за определенное благо называется ре­зервной ценой для этого покупателя.

Индивид, согласный заплатить за товар 11 р., фактически заплатит за него лишь 6 р., ибо такова равновесная цена продажи товара. Таким образом, чистая выгода, или излишек, данного потребителя составит 5 р.


Рис.2.38. Излишек потребителя и производителя и общественная выгода

Другой потребитель согласен купить товар за 10 р., но заплатит лишь 6 р. Чис­тая выгода этого потребителя составит 4 р. Таким образом, выгода наших потре­бителей составит: 5 + 4 + 3 + 2 + 1 + 0 = 15 р.


Глава 2. Спрос и предложение. Рыночное равновесие



Геометрически величина излишка всех потребителей равна площади заштри­хованной ступенчатой фигуры. Если покупателей не 6, а неопределенное число, то величина излишка потребителя равна площади треугольника AEF.

Излишек потребителя — это разница между резервной ценой покупателей и коли­чеством денег, которые покупатели действительно заплатили за товар.

Рассуждая аналогичным образом об особенностях продажи товаров произво­дителями, получим понятие излишка производителя. Для продавца резервной ценой является готовность продать товар при минимальной цене за определен­ное благо. Поэтому излишек производителя равен площади треугольника FEC.

Излишек производителя — это разница между резервной ценой продавца и коли­чеством денег, которые продавцы действительно получили за товар.

Сумма излишка потребителя и излишка производителя называется обще­ственной выгодой продавцов и покупателей. Геометрически величина обществен­ной выгоды равна площади треугольника ЛЕС, т. е. совпадает с рынком продав­цов-покупателей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: