Коммуникация нуждается в средствах, наиболее адекватно отображающих действительность, наибольший эффект в этом плане можно получить с помощью телевидения, синтеза устного слова с изображением.
Телевидение
- Реализует концепцию социальной информации, интегрирующую в себе три основных направления: просветительское (распространяет сообщения, являющиеся основой полезной информации, знания), познавательное (формирует представление о совокупности знаний на основе полученной логической и прагматической информации), прогностическое (распространяет сведения, формирующие представления о будущем, вероятную оценку будущего).
* Объединяет общество вокруг острых проблем, национальных интересов.
* Создает фон нашего быта, досуга, деловой активности, всей нашей жизни.
* Расширяет наш кругозор, формирует вкусы, меняет привычки. Привлекает к обсуждению насущных социальных проблем, воспитывает взгляды, гуманистическую позицию, экологическую этику, формирует жизненную позицию каждого члена общества и создает оперативную обратную связь с много миллионной аудиторией, эти контакты формируют общественное сознание, способствуют всестороннему и гармоничному развитию общества, дают чувство нравственной связи с эпохой.
* Способно стать общественной трибуной и местом, с которого власть — центральная и региональная, законодательная и исполнительная — может отчитаться перед
народом, разъяснить свою политику, мобилизовать ряды своих сторонников.
* Решая главную задачу социальной информатизации общества, пытается реализовать направления психологических законов взаимодействия общества и информатики, основанной на использовании чувственной, логической и прагматической информации.
|
* Сохраняя оперативность радио, добавляет эффект сиюминутности происходящего, психологическое ощущение присутствия, сопричастности зрителя к происходящим событиям и тем самым повышает результативность передач; телезритель знает, что одновременно с ним передачу смотрят миллионы, и, тем не менее, он воспринимает выступление с телеэкране как обращение непосредственно к нему.
* Способствует формированию цивилизованных товарно-денежных отношений для всех участников рыночного оборота, сообщая открыто и правдиво экономическую информацию, расширяя набор коммерческих тем, имен, товаров и услуг, фирм и компаний, закрытых ранее для анализа и критики, что стало возможным потому, что федеральные телеканалы сегодня независимы друг от друга, оценки их часто не совпадают, появились новые коммерческо-публицистические телепередачи. Эффективность рассмотрения экономических проблем на ТВ обусловлена, прежде всего, возможностью привлекать к разбору наболевших проблем представителей органов власти, ведущих экономистов, ученых, первых лиц регионов. На передачах «Герой дня», «Здесь и сейчас», «Мы», «Подробности», «Герой дня без галстука», «Клуб сенаторов», «Спросите у Лившица», «Закон и порядок» часто присутствуют не только официальные лица из парламента, Правительства, но и эксперты из научных и правительственных учреждений.
* Сообщает телезрителю информацию о широком спектре противоречивых мнений, предоставляя тем самым возможность выбора.
В современных условиях перехода к рыночным отношениям и развития демократии система телевидения в Российской Федерации основывается на взаимодействии телевизионных программ, подготовленных компаниями различных форм собственности — государственной, общественной, муниципальной, акционерной, кооперативной, частной.
|
Постепенно формируется правовая база деятельности телекомпаний, определяются их права и круг обязанностей перед обществом. Все телерадиокомпании, действующие в России, можно разделить на четыре группы: государственные, межгосударственные, общественные и негосударственные.
Государственные телекомпании — организации, действующие от имени и на средства органов государства, выражающие и отражающие точку зрения тех или иных ветвей власти или одной из них.
Межгосударственные компании — те, что основаны совместным межгосударственным соглашением и действуют согласно уставу, который принимается полномочными представителями государств-учредителей.
Общественными называются телекомпании, соучредителями которых являются государственные органы власти Российской Федерации и ее субъектов, а также иные юридические лица и граждане.
Негосударственные телекомпании основываются одним или несколькими юридическими и физическими лицами, которые объединяют свои финансовые и иные ресурсы в целях организации вещания по определенным каналам. К негосударственным телекомпаниям относятся вещательные организации, именуемые коммерческим, кабельным, частным телевидением. Помимо вещательных существуют производящие (государственные и негосударственные), не имеющие лицензии на вещание. Они делают телепередачи и продают их вещательным компаниям (например, ВИД на ОРТ).
|
Все телекомпании в Российской Федерации независимо от их вида и формы собственности пользуются равными правами и несут одинаковую ответственность в соответствии с законодательством.
После распада СССР собственность Гостелерадио была поделена между бывшими республиками, в том числе в ведение России перешли 75 телецентров.
Поскольку наряду с федеральными и региональными государственными вещательными организациями в эфире появилось множество частных, коммерческих, независимых телекомпаний разного масштаба, возникла необходимость создания качественно новой системы государственного регулирования в сфере электронных средств массовой информации.
В конце 1993 г. были созданы Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию (ФСТР) и Федеральная комиссия по телевидению и радиовещанию (со временем они вошли в Министерство по делам печати, телерадиовещания и других средств массовой коммуникации, организованное в 1998 г.). Согласно статье 30 Закона «О средствах массовой информации», Федеральная комиссия была призвана вырабатывать государственную политику в области лицензирования радио- и телевещания и проводить ее как непосредственно, так и через территориальные комиссии по телерадиовещанию, которые наряду с Федеральной выдают лицензии на вещание и контролируют соблюдение держателем лицензии своих обязательств. Если возникали конфликтные ситуации (что в телерадиокомпаниях не редкость), то Федеральная комиссия участвовала в разборе коллизии вместе с Судебной палатой по информационным спорам при Президенте Российской Федерации (Палата была упразднена в 1999 г.), Фондом защиты гласности и другими организациями.
Федеральной целевой программой развития телевидения, одобренной коллегией ФСТР, были предусмотрены следующие общероссийские программы.
Телевизионная программа «Россия» (ВГРК) действует с мая 1991 г. как общественно-политическая, информационная, культурно-просветительная и художественная программа Российской Федерации. Использует сеть наземных и спутниковых каналов связи, телевизионных передатчиков и ретрансляторов, которая обеспечивает возможность приема программ для 98,7 % населения России. Кроме телевизионного, имеет радиовещательный объем — 17,3 часа в сутки. Программа «Россия» транслируется также в государствах ближнего Зарубежья: Азербайджане, Армении, Грузии, Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане, Белоруссии полностью, в Казахстане и на Украине — в сокращенном объеме.
Телевизионная программа «Первый канал»- (ОРТ). Общественное телевидение России — это новый вид телерадиокомпаний, основанных на смешанных формах собственности — государственной и частной.
Указом Президента Российской Федерации на основе государственной телерадиокомпании «Останкино» создано акционерное общество «Общественное российское телевидение» (о причинах такого решения — в четвертой главе).
30 декабря 1994 г. принято постановление Правительства РФ о распределении акций Общественного российского телевидения (ОРТ). У государства остался контрольный пакет — 51% акций, которые распределены между Госкомимуществом — 36 %, компанией «Останкино» — 9 %, Телевизионным техническим центром (ТТЦ) и ИТАР-ТАСС — по 3 %. Оставшиеся 49 % поделили крупнейшие компании: Газпром, ЛогоВАЗ, банки «Столичный», «Империал», «Менатеп», «Национальный кредит» (последние два банка к 1999 г. обанкротились). В 2004 г. 49 % акций принадлежат уже Роману Абрамовичу и зависимым от него фирмам.
Объем вещания ОРТ — 18,5 часов в сутки — распространяется на территориях РФ и стран ближнего зарубежья. Охват населения России — около 99 %.
Существенные перемены затронули и петербургский Пятый канал. В 1997 г. на его базе был создан общественный канал «Культура» с объемом вещания 12,8 часов в сутки. А в 1998 г. петербургское телевидение было также акционировано, и марка «Пятый канал» была заменена на новую — ТРК «Петербург»
20 сентября 1996 года Президент подписал Указ, согласно которому четвертый канал на все 24 часа вещания был передан частной телекомпании НТВ. По третьему, бывшему Московскому, каналу с 1997 г. работает канал «ТВ Центр», а в дневное время — частная телекомпания «Московия». К частным компаниям относятся канал КЕМ ТУ и другие каналы. Рассмотрим некоторые телекомпании подробнее.
НТВ было создано в октябре 1993 г., когда Игорь Малашенко, Олег Добродеев и ведущий информационно-аналитической программы «Итоги» Евгений Киселев вместе с другими сотрудниками службы информации ушли из телекомпании «Останкино» и создали свою телекомпанию на средства из негосударственных источников. Сначала НТВ показывало свои новостийные программы («Сегодня» и «Итоги») на Петербургском 5-ом канале, затем получило 6 часов на 4-ом канале. Осенью 1996 г. НТВ в соответствии с Указом Президента получило на этот канал исключительные права. Новостийные и целевые программы НТВ финансировала группа «МОСТ», а также банки «Национальный кредит»и «Столичный» (в дальнейшем остался только «МОСТ»). В начале 1997 г. бывший руководитель группы «МОСТ» В.Гусинский решил сконцентрировать свою деятельность на средствах массовой информации и создал холдинговую компанию «МОСТ-Медиа», в которую вошел и НТВ. Весной 2001 г. разразился конфликт в связи приобретением Газпромом контрольного пакета акций НТВ, что привело к смене руководителей компании и расколу журналистского коллектива.
НТВ-Плюс является попыткой НТВ создать сеть цифрового спутникового вещания. Оно ведется по спутникам «Галс-1» и «Галс-2» К концу 1999 г. число абонентов НТВ-Плюс составляло 42 тыс. зрителей, было продано 8 тыс. тарелок, но чтобы окупить первоначальные затраты (150-170 млн. долларов), необходимо не менее двух миллионов подписчиков. ТВ-Центр СЛ/БЛ/;.
В 1989 г. к московскому городскому телеканалу (МТК) обратился европейский консорциум «Суперчэнл» с предложением о создании совместной коммерческой телестанции, и вскоре (в 1991 г.) появилась первая в России негосударственная коммерческая сеть «2x2». МТК продолжал существовать и вещал на 3-ем метровом канале с 6 до 21 часа, а в остальное время вел вещание «2x2». В 1997 г. лицензии МТК и «2x2» были переданы новому каналу, контролируемому мэром Москвы Ю. Лужковым, который в июне того же года и начал вещание как «ТВ-Центр».
ТВ-6 Москва как негосударственная сеть была создана в январе 1993 г. с участием московских инвесторов и корпорации Тернера, В 1994 г. из-за разногласий по вопросам распределения прав собственности Тернер отказался от участия в канале, который стал полностью российским. В Москве ТВ-6 получил шестой и последний метровый канал. Он назван шестым по номеру кнопки на телевизорах старых советских моделей. В 2000 г. на ТВ-6 пришли журналисты с НТВ во главе с Е. Киселевым. К тому времени 75 % акций шестого канала принадлежала Б. Березовскому. Но в 2001 г. другой акционер — Негосударственный пенсионный фонд нефтяной компании «Лукойл-Гарант» (15 % акций) подал в арбитражный суд иск о закрытии канала в силу его убыточности и выиграл его. В январе 2001 г. Е. Киселев и его единомышленники (всего 50 человек) создали Общество с ограниченной ответственностью ООО, начали готовить передачи для трансляции их по радио «Эхо Москвы» и решили участвовать в (наряду с другими претендентами) в конкурсе на постоянное вещание по шестому каналу, назначенном на конец марта 2002 г. (стоимость лицензии определена в миллион долларов). Обретя новых спонсоров, победив на конкурсе и получив лицензию, команда Е. Киселева не смогла, однако, преодолеть финансовых трудностей и ушла с телеканала. Сам Киселев стал главным редактором газеты «Московские новости», но вскоре перешел на радиостанцию «Эхо Москвы».
РЕН-ТВ/НВС(49-ый дециметровый канал). Созданная в 1991 г. продюсерская компания РЕН-ТВ получила известность как производитель культурных программ для ОРТ и НТВ. В 1996 г. ей удалось приобрести 49-ый дециметровый канал в Москве. А НВС представляло собой кооперативное объединение группы негосударственных станций. Осенью 1996 г. обе организации заключили договор о создании сети РЕН-ТВ/НВС. В 2000 г. контрольный пакет РЕН/ТВ приобрел РАО ЕЭС (руководитель А. Чубайс).
СТС (27-ой дециметровый канал) Содружество телевизионных станций СТО является сетью спутниковой связи, финансируемой американской компанией «Сгори ферст». Половина программ сети собственного, а половина — зарубежного производства. Не желая вмешиваться в политику, СТС не делает собственной новостийной программы.
Телекомпания ТВ-3 Россия работает с середины 1995 г., когда было достигнуто соглашение между ТК-27 (начал вещание в Санкт-Петербурге в 1994 г. на 27-ом канале) и ИНТХ (финансируемой американскими и европейскими инвесторами кипрской компании «Индепендент телевижн нетуорк холдинге»). Развлекательные программы, российские и зарубежные фирмы — таково содержание вещания ТВ-3.
Космос ТВ, не являясь ни сетью, ни общенациональным каналом, предоставляет 19 западных каналов подписчикам в Москве по «беспроводной кабельной» системе. «Космос-ТВ» принадлежит американскому конгломерату «ИТИ/Метромедиа», который создал аналогичные системы в различных городах СНГ и имеет несколько радиостанций. Системы не составляют конкуренции станциям эфирного времени, поскольку предоставляют совершенно иные услуги.
Киноканал РТР «Метеор Кино» использует цифровую спутниковую систему передачи через российский спутник «Горизонт». Начал работу в сентябре 1996 г., у канала немного абонентов, хотя его программы принимают и транслируют несколько кабельных сетей в регионах.
Российские общенациональные телеканалы и региональные каналы используют свои производственные мощности для выпуска информационных и информационно-аналитических программ и ток-шоу. Они приобретают программы — телеигры и развлекательные программы — у российских производящих компаний, а фильмы и спортивные программы — у иностранных и российских дистрибьюторов.
И у телезрителей Санкт-Петербурга весьма широкий выбор телеканалов и программ. Традиционные каналы — московские 1-й, 2-й, 4-й, петербургский 5-й соседствует с 6-ым, 11-м (ТНТ), 22-м, 36-м, 40-м (региональное ТВ), 51-м, ТВ-3 •«Россия»; работают телекомпании «Каскад», «ТВ-Икс», «Онега», «Петроний», «Спрут-ТВ», «Триллион», «Свежий ветер», «Экшен».
Программы регионального телевидения (республик, краев, областей, автономных округов) создаются 90 государственными телерадиокомпаниями и распространяются, как правило, по каналам ВГТРК в пределах своих регионов. В большинстве регионов охват населения местной программой ниже, чем программами общероссийских каналов. Это объясняется прежде всего тем, что программа РТР передается как по наземным линиям, так и через спутники на приемные станции и ретрансляторы, а местные используют только наземные линии. Разительные изменения последнего десятилетия затронули все отряды средств массовой информации, но особенно эти новации видны в телевизионной журналистике.
Тема № 17. Интернет
Конец XX столетия ознаменован возникновением уникального и чрезвычайно перспективного средства массовой информации — глобальной компьютерной сети «Интернет». Его история начинается с 1969 г., когда, выполняя заказ Министерства обороны США, объединились первые четыре американские компьютерные фирмы. В 1973 г. к ним подключились Англия и Норвегия, а в 1992 г. — новое слияние: АRPANet объединилась с сетью CSNnet Национального фонда США. Это и стало рождением Интернет, в которой — две основные технологии: электронная почта и всемирная паутина на 100 тысяч серверов. Появление нового носителя информации, доступного массам людей, не могло не привести к превращению его в СМИ. В «паутину» в последнее время пришли все ведущие информационные агентства, многие издательства, рекламные агентства, представлены политики, многие правительства и парламенты. Свои странички имеют американский и российский президенты. Появилась специфическая журналистика, основные жанры которой - дайджесты новостей и обозрения. В глобальной сети широко представлены российские печатные издания и радиостанции. Пользователь (предприятие или частное лицо) может получить текущие материала российской прессы — интервью, репортажи, хронику, статистику, информацию о работе органов власти и крупных организаций.
Доступность информации делает Интернет грозным соперником любого традиционного средства массовой информации. Уже сегодня многие фирмы, предприятия пользуются электронными версиями газет (их называют еще газетами электронного формата — с текстом, цветными фотографиями, звуком и видеобразами). Достоинство электронной версии — в возможности углубленного изучения интересующей темы: различные статьи в газете имеют графическое обозначение о поступлении дополнительной информации, общественном резонансе.
Технология поиска несложна. Надо войти в одну из поисковых систем (к примеру, Рамблер, вписать в окошко запроса русскими буквами название газеты, журнала или телерадиокомпании и нажать кнопку «поиск», (либо «до»). И тогда открываются все ссылки на сайты с упоминанием этого издания или самого издания. Скажем, в окно запроса вписано слово «ведомости», и поисковая система выдает целый список: Деловая газета «Ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости», «Тюменские ведомости» и т.д. В каждой из поисковых систем можно открыть раздел СМИ и осуществить поиск, поставив птичку в клеточке «с учетом раздела». Если, проделав такую операцию, написать, к примеру, слово «Урал», то поисковая система выдаст Веб-еженедельник «Виртуальный Урал», Медиа-группу «КП-Урал», приложение к «Деловому Уралу» — газету о Челябинской области «Народный депутат». Или в окно «Rambler» Вы вписываете по-русски два слова «Журналистика. Учебник», и получите информацию, что учебник по журналистике есть на сайтах виртуальных магазинов «Воlего», «Мistгаl», «Базар. Интернет-портал», «Теле-радиокурьер», «ОZON».
За короткое время — с ноября 1999 г. до июня 2000 г. число российских пользователей Интернетом (Рунетом — русским Интернетом), по данным агентства «Мониторинг», выросла с 5,4 до 9,2 миллиона человек. Конечно, этого недостаточно. Для сравнения: Интернетом дома и на работе пользуются 40 % американцев, шведов, финнов, 33 % немцев, 18 % испанцев, 4,5 % населения Южно-Африканской Республики. Сказывается низкий уровень компьютеризации и использования телефонных каналов связи, не способных технически обеспечить современные скорости передачи данных. Среди россиян-пользователей Интернетом специалистов с высшим образованием — 34 %, студентов и учащихся — 27 %, предпринимателей — 7 %, обслуживающего персонала — 7 %, руководителей —1%, рабочих и крестьян — 5 %, домохозяек — 4 %, военных и милиционеров — 4 %, безработных — 3 %, пенсионеров — 2 %. Их интересуют новости (30,7 % пользователей), наука и образование (21,1 %), бизнес и финансы (19,6%), информация о товарах и услугах (19,1%), поиск работы (14,3%).
Российский Интернет развивается весьма активно. Уже в 2000 г. 50 телекомпаний, программ и передач, 60 радиосайтов, свыше 30 информационных агентств предлагали свое содержание пользователям Интернета. В нем представлены более 1200 газет и журналов, причем треть их существует только в сетевом варианте. В Интернете было создано информационное агентство «Страна.РУ», которое представляет официальную версию и, кроме того, располагает региональными отделами — их деятельность посвящена семи федеральным округам России. Сегодняшний Интернет предвосхищает некоторые черты будущего электронного общества (э -общества). Доступ к газетам, умение читать и понимать их стали в середине XIX в. своеобразными показателями грамотности формировавшегося индустриального общества. Приходящее ему на смену общество — постиндустриальное, информационное, цифровое, электронное требует от специалиста и активного гражданина достаточного уровня медиаобразования, основанного на Интернет- и компьютерной грамотности.
Организации, фирмы используют 1п1егпе1; для укрепления своего имиджа через формирование фирменного стиля; информирования общественности путем предоставления оперативной информации; установления и поддержания взаимного общения; поддержания обратная связи; изучения общественного мнения.
В Интернете организация представлена через сайт, создание которого является довольно сложным процессом. Его можно разделить на несколько этапов: определение целей, определение целевой аудитории, создание информационной архитектуры, подбор материалов, разработка дизайна, обработка материалов, техническая реализация, обновление информации, отслеживание обратной связи. На первом этапе определяются цели вхождения в глобальную сеть: информирование, поддержание обратной связи с общественностью, создание имиджа и т. д. Что же касается целевой аудитории, то по характеру воздействия сайт может быть направлен на внешнюю аудиторию, и тогда нужно выделить общественные группы со специфическим интересами, на которые следует ориентироваться; на внутреннюю (например, на сотрудников компании или организации, работающих в разных филиалах, разбросанных территориально) или на обе аудитории одновременно (тогда для внутренней аудитории выделяют в сайте особую область, защищаемую паролем). Информационная архитектура — это подробная схема сайта, определяющая количество страниц и уровней, местоположение текстов, картинок, движущих изображений, звуков, создание системы навигации (поиска). При подборе материалов (от текстов и звуков до видеороликов) учитывается их привлекательность, эстетичность и соответствие определенной теме. Разработкой дизайна лучше всего заниматься профессиональному дизайнеру, поскольку внешний вид сайта играет исключительно важную роль. Все в нем — от цветовой палитры до вида шрифта — должно соответствовать фирменному стилю. Если на сайте есть музыкальное сопровождение, то и оно должно отвечать общему настроению. Не следует перегружать страницы большим количеством картинок, движущихся изображений и различных шрифтов. Это утомляет посетителей и уменьшает скорость загрузки информации.
Собственные сайты журналистов посвящены подробностям их карьеры и их областям охвата. Сайт фирмы, организации должен иметь раздел для прессы, регулярно обновляться и быть удобным для пользователя. Пресс-офис фирмы, компании обычно содержит изложение миссии компании, финансовую информацию о ней, другие данные и статистику, элементы ее фирменного стиля (логотип, товарный знак и т.д.), биографии руководителей, технические характеристики продукции, фотографии менеджеров и товаров, пресс-релизы, статьи и комментарии, сборник официальных документов, номера телефонов и адреса электронной почты.