Тема № 16. Телевидение в системе средств массовой коммуникации




Коммуникация нуждается в средствах, наиболее адекватно отображающих действительность, наибольший эффект в этом плане можно получить с помощью телевидения, синтеза устного слова с изображением.

Телевидение

- Реализует концепцию социальной информации, интегрирующую в себе три ос­новных направления: просветительское (распространяет сообщения, являющиеся основой полезной информации, знания), познавательное (формирует представле­ние о совокупности знаний на основе полученной логической и прагматической информации), прогностическое (распространяет сведения, формирующие представ­ления о будущем, вероятную оценку будущего).

* Объединяет общество вокруг острых проблем, национальных интересов.

* Создает фон нашего быта, досуга, деловой активности, всей нашей жизни.

* Расширяет наш кругозор, формирует вкусы, меняет привычки. Привлекает к обсуждению насущных социальных проблем, воспитывает взгля­ды, гуманистическую позицию, экологическую этику, формирует жизненную по­зицию каждого члена общества и создает оперативную обратную связь с много миллионной аудиторией, эти контакты формируют общественное сознание, спо­собствуют всестороннему и гармоничному развитию общества, дают чувство нрав­ственной связи с эпохой.

* Способно стать общественной трибуной и местом, с которого власть — централь­ная и региональная, законодательная и исполнительная — может отчитаться перед
народом, разъяснить свою политику, мобилизовать ряды своих сторонников.

* Решая главную задачу социальной информатизации общества, пытается реали­зовать направления психологических законов взаимодействия общества и инфор­матики, основанной на использовании чувственной, логической и прагматической информации.

* Сохраняя оперативность радио, добавляет эффект сиюминутности происходя­щего, психологическое ощущение присутствия, сопричастности зрителя к проис­ходящим событиям и тем самым повышает результативность передач; телезритель знает, что одновременно с ним передачу смотрят миллионы, и, тем не менее, он воспринимает выступление с телеэкране как обращение непосредственно к нему.

* Способствует формированию цивилизованных товарно-денежных отношений для всех участников рыночного оборота, сообщая открыто и правдиво экономическую информацию, расширяя набор коммерческих тем, имен, товаров и услуг, фирм и компаний, закрытых ранее для анализа и критики, что стало возможным потому, что федеральные телеканалы сегодня независимы друг от друга, оценки их часто не совпадают, появились новые коммерческо-публицистические телепередачи. Эффективность рассмотрения экономических проблем на ТВ обусловлена, преж­де всего, возможностью привлекать к разбору наболевших проблем представителей органов власти, ведущих экономистов, ученых, первых лиц регионов. На передачах «Герой дня», «Здесь и сейчас», «Мы», «Подробности», «Герой дня без галстука», «Клуб сенаторов», «Спросите у Лившица», «Закон и порядок» часто присутствуют не только официальные лица из парламента, Правительства, но и эксперты из науч­ных и правительственных учреждений.

* Сообщает телезрителю информацию о широком спектре противоречивых мне­ний, предоставляя тем самым возможность выбора.

В современных условиях перехода к рыночным отношениям и развития де­мократии система телевидения в Российской Федерации основывается на взаимо­действии телевизионных программ, подготовленных компаниями различных форм собственности — государственной, общественной, муниципальной, акционерной, кооперативной, частной.

Постепенно формируется правовая база деятельности телекомпаний, опреде­ляются их права и круг обязанностей перед обществом. Все телерадиокомпании, действующие в России, можно разделить на четыре группы: государственные, меж­государственные, общественные и негосударственные.

Государственные телекомпании — организации, действующие от имени и на средства органов государства, выражающие и отражающие точку зрения тех или иных ветвей власти или одной из них.

Межгосударственные компании — те, что основаны совместным межгосудар­ственным соглашением и действуют согласно уставу, который принимается пол­номочными представителями государств-учредителей.


Общественными называются телекомпании, соучредителями которых являют­ся государственные органы власти Российской Федерации и ее субъектов, а также иные юридические лица и граждане.

Негосударственные телекомпании основываются одним или несколькими юри­дическими и физическими лицами, которые объединяют свои финансовые и иные ресурсы в целях организации вещания по определенным каналам. К негосударствен­ным телекомпаниям относятся вещательные организации, именуемые коммерчес­ким, кабельным, частным телевидением. Помимо вещательных существуют произ­водящие (государственные и негосударственные), не имеющие лицензии на веща­ние. Они делают телепередачи и продают их вещательным компаниям (например, ВИД на ОРТ).

Все телекомпании в Российской Федерации независимо от их вида и формы собственности пользуются равными правами и несут одинаковую ответственность в соответствии с законодательством.

После распада СССР собственность Гостелерадио была поделена между быв­шими республиками, в том числе в ведение России перешли 75 телецентров.

Поскольку наряду с федеральными и региональными государственными ве­щательными организациями в эфире появилось множество частных, коммерчес­ких, независимых телекомпаний разного масштаба, возникла необходимость со­здания качественно новой системы государственного регулирования в сфере элек­тронных средств массовой информации.

В конце 1993 г. были созданы Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию (ФСТР) и Федеральная комиссия по телевидению и радиовеща­нию (со временем они вошли в Министерство по делам печати, телерадиовещания и других средств массовой коммуникации, организованное в 1998 г.). Согласно ста­тье 30 Закона «О средствах массовой информации», Федеральная комиссия была призвана вырабатывать государственную политику в области лицензирования ра­дио- и телевещания и проводить ее как непосредственно, так и через территориальные комиссии по телерадиовещанию, которые наряду с Федеральной выдают лицензии на вещание и контролируют соблюдение держателем лицензии своих обязательств. Если возникали конфликтные ситуации (что в телерадиокомпаниях не редкость), то Феде­ральная комиссия участвовала в разборе коллизии вместе с Судебной палатой по ин­формационным спорам при Президенте Российской Федерации (Палата была упразднена в 1999 г.), Фондом защиты гласности и другими организациями.

Федеральной целевой программой развития телевидения, одобренной колле­гией ФСТР, были предусмотрены следующие общероссийские программы.

Телевизионная программа «Россия» (ВГРК) действует с мая 1991 г. как обще­ственно-политическая, информационная, культурно-просветительная и художе­ственная программа Российской Федерации. Использует сеть наземных и спутни­ковых каналов связи, телевизионных передатчиков и ретрансляторов, которая обес­печивает возможность приема программ для 98,7 % населения России. Кроме телевизионного, имеет радиовещательный объем — 17,3 часа в сутки. Программа «Россия» транслируется также в государствах ближнего Зарубежья: Азербайджа­не, Армении, Грузии, Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане, Белоруссии пол­ностью, в Казахстане и на Украине — в сокращенном объеме.

Телевизионная программа «Первый канал»- (ОРТ). Общественное телевидение России — это новый вид телерадиокомпаний, основанных на смешанных формах собственности — государственной и частной.

Указом Президента Российской Федерации на основе государственной теле­радиокомпании «Останкино» создано акционерное общество «Общественное рос­сийское телевидение» (о причинах такого решения — в четвертой главе).

30 декабря 1994 г. принято постановление Правительства РФ о распределе­нии акций Общественного российского телевидения (ОРТ). У государства остал­ся контрольный пакет — 51% акций, которые распределены между Госкомимуще­ством — 36 %, компанией «Останкино» — 9 %, Телевизионным техническим цент­ром (ТТЦ) и ИТАР-ТАСС — по 3 %. Оставшиеся 49 % поделили крупнейшие компании: Газпром, ЛогоВАЗ, банки «Столичный», «Империал», «Менатеп», «Наци­ональный кредит» (последние два банка к 1999 г. обанкротились). В 2004 г. 49 % акций принадлежат уже Роману Абрамовичу и зависимым от него фирмам.

Объем вещания ОРТ — 18,5 часов в сутки — распространяется на территориях РФ и стран ближнего зарубежья. Охват населения России — около 99 %.

Существенные перемены затронули и петербургский Пятый канал. В 1997 г. на его базе был создан общественный канал «Культура» с объемом вещания 12,8 часов в сутки. А в 1998 г. петербургское телевидение было также акционировано, и марка «Пятый канал» была заменена на новую — ТРК «Петербург»

20 сентября 1996 года Президент подписал Указ, согласно которому четвертый канал на все 24 часа вещания был передан частной телекомпании НТВ. По третьему, бывшему Московскому, каналу с 1997 г. работает канал «ТВ Центр», а в дневное время — частная телекомпания «Московия». К частным компаниям относятся ка­нал КЕМ ТУ и другие каналы. Рассмотрим некоторые телекомпании подробнее.

НТВ было создано в октябре 1993 г., когда Игорь Малашенко, Олег Добродеев и ведущий информационно-аналитической программы «Итоги» Евгений Киселев вместе с другими сотрудниками службы информации ушли из телекомпании «Ос­танкино» и создали свою телекомпанию на средства из негосударственных источни­ков. Сначала НТВ показывало свои новостийные программы («Сегодня» и «Ито­ги») на Петербургском 5-ом канале, затем получило 6 часов на 4-ом канале. Осенью 1996 г. НТВ в соответствии с Указом Президента получило на этот канал исключи­тельные права. Новостийные и целевые программы НТВ финансировала группа «МОСТ», а также банки «Национальный кредит»и «Столичный» (в дальнейшем остался только «МОСТ»). В начале 1997 г. бывший руководитель группы «МОСТ» В.Гусинский решил сконцентрировать свою деятельность на средствах массовой информации и создал холдинговую компанию «МОСТ-Медиа», в которую вошел и НТВ. Весной 2001 г. разразился конфликт в связи приобретением Газпромом конт­рольного пакета акций НТВ, что привело к смене руководителей компании и рас­колу журналистского коллектива.

НТВ-Плюс является попыткой НТВ создать сеть цифрового спутникового ве­щания. Оно ведется по спутникам «Галс-1» и «Галс-2» К концу 1999 г. число або­нентов НТВ-Плюс составляло 42 тыс. зрителей, было продано 8 тыс. тарелок, но чтобы окупить первоначальные затраты (150-170 млн. долларов), необходимо не менее двух миллионов подписчиков. ТВ-Центр СЛ/БЛ/;.

В 1989 г. к московскому городскому телеканалу (МТК) обратился европейский консорциум «Суперчэнл» с предложением о создании совместной коммерческой те­лестанции, и вскоре (в 1991 г.) появилась первая в России негосударственная коммер­ческая сеть «2x2». МТК продолжал существовать и вещал на 3-ем метровом канале с 6 до 21 часа, а в остальное время вел вещание «2x2». В 1997 г. лицензии МТК и «2x2» были переданы новому каналу, контролируемому мэром Москвы Ю. Лужко­вым, который в июне того же года и начал вещание как «ТВ-Центр».

ТВ-6 Москва как негосударственная сеть была создана в январе 1993 г. с учас­тием московских инвесторов и корпорации Тернера, В 1994 г. из-за разногласий по вопросам распределения прав собственности Тернер отказался от участия в кана­ле, который стал полностью российским. В Москве ТВ-6 получил шестой и послед­ний метровый канал. Он назван шестым по номеру кнопки на телевизорах старых советских моделей. В 2000 г. на ТВ-6 пришли журналисты с НТВ во главе с Е. Ки­селевым. К тому времени 75 % акций шестого канала принадлежала Б. Березовско­му. Но в 2001 г. другой акционер — Негосударственный пенсионный фонд нефтя­ной компании «Лукойл-Гарант» (15 % акций) подал в арбитражный суд иск о за­крытии канала в силу его убыточности и выиграл его. В январе 2001 г. Е. Киселев и его единомышленники (всего 50 человек) создали Общество с ограниченной от­ветственностью ООО, начали готовить передачи для трансляции их по радио «Эхо Москвы» и решили участвовать в (наряду с другими претендентами) в конкурсе на постоянное вещание по шестому каналу, назначенном на конец марта 2002 г. (стои­мость лицензии определена в миллион долларов). Обретя новых спонсоров, побе­див на конкурсе и получив лицензию, команда Е. Киселева не смогла, однако, пре­одолеть финансовых трудностей и ушла с телеканала. Сам Киселев стал главным редактором газеты «Московские новости», но вскоре перешел на радиостанцию «Эхо Москвы».

РЕН-ТВ/НВС(49-ый дециметровый канал). Созданная в 1991 г. продюсерская компания РЕН-ТВ получила известность как производитель культурных программ для ОРТ и НТВ. В 1996 г. ей удалось приобрести 49-ый дециметровый канал в Москве. А НВС представляло собой кооперативное объединение группы негосу­дарственных станций. Осенью 1996 г. обе организации заключили договор о созда­нии сети РЕН-ТВ/НВС. В 2000 г. контрольный пакет РЕН/ТВ приобрел РАО ЕЭС (руководитель А. Чубайс).

СТС (27-ой дециметровый канал) Содружество телевизионных станций СТО является сетью спутниковой связи, финансируемой американской компанией «Сго­ри ферст». Половина программ сети собственного, а половина — зарубежного про­изводства. Не желая вмешиваться в политику, СТС не делает собственной новостийной программы.

Телекомпания ТВ-3 Россия работает с середины 1995 г., когда было достиг­нуто соглашение между ТК-27 (начал вещание в Санкт-Петербурге в 1994 г. на 27-ом канале) и ИНТХ (финансируемой американскими и европейскими инвес­торами кипрской компании «Индепендент телевижн нетуорк холдинге»). Развле­кательные программы, российские и зарубежные фирмы — таково содержание вещания ТВ-3.

Космос ТВ, не являясь ни сетью, ни общенациональным каналом, предоставляет 19 западных каналов подписчикам в Москве по «беспроводной кабельной» системе. «Космос-ТВ» принадлежит американскому конгломерату «ИТИ/Метромедиа», который создал аналогичные системы в различных городах СНГ и имеет несколь­ко радиостанций. Системы не составляют конкуренции станциям эфирного време­ни, поскольку предоставляют совершенно иные услуги.

Киноканал РТР «Метеор Кино» использует цифровую спутниковую систему пе­редачи через российский спутник «Горизонт». Начал работу в сентябре 1996 г., у кана­ла немного абонентов, хотя его программы принимают и транслируют несколько ка­бельных сетей в регионах.

Российские общенациональные телеканалы и региональные каналы использу­ют свои производственные мощности для выпуска информационных и информаци­онно-аналитических программ и ток-шоу. Они приобретают программы — телеигры и развлекательные программы — у российских производящих компаний, а фильмы и спортивные программы — у иностранных и российских дистрибьюторов.

И у телезрителей Санкт-Петербурга весьма широкий выбор телеканалов и программ. Традиционные каналы — московские 1-й, 2-й, 4-й, петербургский 5-й соседствует с 6-ым, 11-м (ТНТ), 22-м, 36-м, 40-м (региональное ТВ), 51-м, ТВ-3 •«Россия»; работают телекомпании «Каскад», «ТВ-Икс», «Онега», «Петроний», «Спрут-ТВ», «Триллион», «Свежий ветер», «Экшен».

Программы регионального телевидения (республик, краев, областей, автоном­ных округов) создаются 90 государственными телерадиокомпаниями и распрост­раняются, как правило, по каналам ВГТРК в пределах своих регионов. В большин­стве регионов охват населения местной программой ниже, чем программами обще­российских каналов. Это объясняется прежде всего тем, что программа РТР передается как по наземным линиям, так и через спутники на приемные станции и ретрансляторы, а местные используют только наземные линии. Разительные изме­нения последнего десятилетия затронули все отряды средств массовой информа­ции, но особенно эти новации видны в телевизионной журналистике.


 

Тема № 17. Интернет

Конец XX столетия ознаменован возникновением уникального и чрезвычай­но перспективного средства массовой информации — глобальной компьютерной сети «Интернет». Его история начинается с 1969 г., когда, выполняя заказ Мини­стерства обороны США, объединились первые четыре американские компьютер­ные фирмы. В 1973 г. к ним подключились Англия и Норвегия, а в 1992 г. — новое слияние: АRPANet объединилась с сетью CSNnet Национального фонда США. Это и стало рождением Интернет, в которой — две основные технологии: электронная почта и всемирная паутина на 100 тысяч серверов. Появление нового носителя информации, доступного массам людей, не могло не привести к превращению его в СМИ. В «паутину» в последнее время пришли все ведущие информационные аген­тства, многие издательства, рекламные агентства, представлены политики, многие правительства и парламенты. Свои странички имеют американский и российский президенты. Появилась специфическая журналистика, основные жанры которой - дайджесты новостей и обозрения. В глобальной сети широко представлены рос­сийские печатные издания и радиостанции. Пользователь (предприятие или част­ное лицо) может получить текущие материала российской прессы — интервью, ре­портажи, хронику, статистику, информацию о работе органов власти и крупных организаций.

Доступность информации делает Интернет грозным соперником любого тра­диционного средства массовой информации. Уже сегодня многие фирмы, предпри­ятия пользуются электронными версиями газет (их называют еще газетами элект­ронного формата — с текстом, цветными фотографиями, звуком и видеобразами). Достоинство электронной версии — в возможности углубленного изучения инте­ресующей темы: различные статьи в газете имеют графическое обозначение о по­ступлении дополнительной информации, общественном резонансе.

Технология поиска несложна. Надо войти в одну из поисковых систем (к при­меру, Рамблер, впи­сать в окошко запроса русскими буквами название газеты, журнала или телерадио­компании и нажать кнопку «поиск», (либо «до»). И тогда открываются все ссылки на сайты с упоминанием этого издания или самого издания. Скажем, в окно запроса вписано слово «ведомости», и поисковая система выдает целый список: Деловая га­зета «Ведомости», «Санкт-Петербургские ве­домости», «Тюменские ведомости» и т.д. В каждой из поисковых систем можно открыть раздел СМИ и осуществить поиск, поставив птичку в клеточке «с учетом раздела». Если, проделав такую операцию, написать, к примеру, слово «Урал», то поисковая систе­ма выдаст Веб-еженедельник «Виртуальный Урал», Медиа-группу «КП-Урал», приложение к «Деловому Уралу» — газету о Челябинской области «Народный де­путат». Или в окно «Rambler» Вы вписываете по-русски два слова «Журналисти­ка. Учебник», и получите информацию, что учебник по журналистике есть на сай­тах виртуальных магазинов «Воlего», «Мistгаl», «Базар. Интернет-портал», «Теле-радиокурьер», «ОZON».

За короткое время — с ноября 1999 г. до июня 2000 г. число российских пользо­вателей Интернетом (Рунетом — русским Интернетом), по данным агентства «Мо­ниторинг», выросла с 5,4 до 9,2 миллиона человек. Конечно, этого недостаточно. Для сравнения: Интернетом дома и на работе пользуются 40 % американцев, шве­дов, финнов, 33 % немцев, 18 % испанцев, 4,5 % населения Южно-Африканской Республики. Сказывается низкий уровень компьютеризации и использования телефонных каналов связи, не способных технически обеспечить современные ско­рости передачи данных. Среди россиян-пользователей Интернетом специалистов с высшим образованием — 34 %, студентов и учащихся — 27 %, предпринимателей — 7 %, обслуживающего персонала — 7 %, руководителей —1%, рабочих и кресть­ян — 5 %, домохозяек — 4 %, военных и милиционеров — 4 %, безработных — 3 %, пенсионеров — 2 %. Их интересуют новости (30,7 % пользователей), наука и обра­зование (21,1 %), бизнес и финансы (19,6%), информация о товарах и услугах (19,1%), поиск работы (14,3%).

Российский Интернет развивается весьма активно. Уже в 2000 г. 50 телеком­паний, программ и передач, 60 радиосайтов, свыше 30 информационных агентств предлагали свое содержание пользователям Интернета. В нем представлены более 1200 газет и журналов, причем треть их существует только в сетевом варианте. В Интернете было создано информационное агентство «Страна.РУ», которое пред­ставляет официальную версию и, кроме того, располагает региональными отдела­ми — их деятельность посвящена семи федеральным округам России. Сегодняш­ний Интернет предвосхищает некоторые черты будущего электронного общества (э -общества). Доступ к газетам, умение читать и понимать их стали в середине XIX в. своеобразными показателями грамотности формировавшегося индустриального общества. Приходящее ему на смену общество — постиндустриальное, информа­ционное, цифровое, электронное требует от специалиста и активного гражданина достаточного уровня медиаобразования, основанного на Интернет- и компьютер­ной грамотности.

Организации, фирмы используют 1п1егпе1; для укрепления своего имиджа че­рез формирование фирменного стиля; информирования общественности путем предоставления оперативной информации; установления и поддержания взаим­ного общения; поддержания обратная связи; изучения общественного мнения.

В Интернете организация представлена через сайт, создание которого являет­ся довольно сложным процессом. Его можно разделить на несколько этапов: опре­деление целей, определение целевой аудитории, создание информационной архи­тектуры, подбор материалов, разработка дизайна, обработка материалов, техничес­кая реализация, обновление информации, отслеживание обратной связи. На первом этапе определяются цели вхождения в глобальную сеть: информирование, поддер­жание обратной связи с общественностью, создание имиджа и т. д. Что же касается целевой аудитории, то по характеру воздействия сайт может быть направлен на внешнюю аудиторию, и тогда нужно выделить общественные группы со специфи­ческим интересами, на которые следует ориентироваться; на внутреннюю (напри­мер, на сотрудников компании или организации, работающих в разных филиалах, разбросанных территориально) или на обе аудитории одновременно (тогда для внутренней аудитории выделяют в сайте особую область, защищаемую паролем). Информационная архитектура — это подробная схема сайта, определяющая коли­чество страниц и уровней, местоположение текстов, картинок, движущих изобра­жений, звуков, создание системы навигации (поиска). При подборе материалов (от текстов и звуков до видеороликов) учитывается их привлекательность, эстетичность и соответствие определенной теме. Разработкой дизайна лучше всего заниматься профессиональному дизайнеру, поскольку внешний вид сайта играет исключитель­но важную роль. Все в нем — от цветовой палитры до вида шрифта — должно соот­ветствовать фирменному стилю. Если на сайте есть музыкальное сопровождение, то и оно должно отвечать общему настроению. Не следует перегружать страницы боль­шим количеством картинок, движущихся изображений и различных шрифтов. Это утомляет посетителей и уменьшает скорость загрузки информации.

Собственные сайты журналистов посвящены подробностям их карьеры и их областям охвата. Сайт фирмы, организации должен иметь раздел для прессы, регулярно обновляться и быть удобным для пользователя. Пресс-офис фирмы, компании обычно содержит изложение миссии компании, финансовую информацию о ней, другие данные и статистику, элементы ее фирменного стиля (логотип, товарный знак и т.д.), биографии руководителей, технические характеристики продукции, фото­графии менеджеров и товаров, пресс-релизы, статьи и комментарии, сборник офици­альных документов, номера телефонов и адреса электронной почты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: