Человек и его потребности.
Антропогенез — теория происхождения человека, где рассматривается процесс его возникновения и развития.
Теории происхождения человека:
1. Религиозная
2. Палеовизит
3. Эволюционная
Человек разумный и неандертальцы: Социогенез – становление общества.
Человек – биосоциальное существо.
Отличия человека от животных
Общее:
Все биологические потребности и способности
Отличия – социально обусловленные черты (речь, мышление, совместная производственная деятельность, целесообразность, преобразовательная деятельность, способность преодолеть биологическую потребность для реализации социальной).
Характеристики человека:
1. Индивид
2. Индивидуальность:
3. Личность
Социализация – наделение социальными чертами.
Агенты социализации
Институты социализации
Адаптация - процесс привыкания
Десоциализация
Ресоциализация
Структура личности (как результат социализации):
1. Социальный статус (предписанный, достигаемый)
2. Социальная роль
3. Направленность (интересы, взгляды, идеалы, мотивы)
Самооценка личности – часть самопознания, заключается в соотнесении себя с другими представителями общества.
Потребности – нужда человека в чем-либо. Существуют разумные и неразумные (мнимые)
Виды:
1. Биологические (пища, сон, отдых, воспроизводство потомства)
2. Социальные (взаимодействие с обществом, самореализация)
3. Духовные (идеальные: познание, понимание)
Виды но Маслоу:
1. Физиологические
2. Экзистенциальные
3. Социальные
4. Престижные
5. Духовные
Обусловленные обществом характеристики:
Интерес – разумная потребность
Способности - индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенного рода деятельности.
|
Талант - совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.
Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.
Дискуссии: 1. Влияние биологических задатков и социума на личность
2. Возможность развития личности без общества
Мировоззрение. Мышление и деятельность.
Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов.
Структура мировоззрения:
1. Знания
2. Убеждения
3. Принципы
4. Идеалы
Виды мировоззрения:
1. Основа
- Теоцентризм
- Природоцентризм
- Антропоцентризм
- Социацентризм
- Наукоцентризм
2. Направленность
- прогрессивное
- реакционное
- революционное
- консервативное
3. Способ отражения мира
- обыденное,
- научное,
- философское,
- художественное,
Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях.
1. Социально
2. Личностно
3. Историческое
Типы мышления:
1. Образное
2. Понятийное
3. Знаковое
Деятельность – преобразование человеком окружающей действительности.
1. Сознательная (целенаправленная)
2. Продуктивная
3. Преобразующая
4. Общественная
Структура:
1. Субъект
2. Объект
3. Мотив,
4. Цель
5. Методы
6. Результат
Виды деятельности:
1. Игра
2. Общение
3. Учение
4. Труд
5. Творчество
Дискуссии: характер деятельности человека и животного.
|
Познание и истина.
Познание - процесс деятельности человека, содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании.
Знание – результат познания, объективная закономерность реального мира.
Виды знаний:
1. Научное
2. Житейское
3. Художественное
4. Рациональное
5. Иррациональное
Две ступени познавательной деятельности:
1. Чувственное (эмпирический)
а) ощущение,
б) восприятие
в) представление
Методы: измерение, эксперимент, наблюдение,
Описание, опрос
2. Рациональное (теоретический)
а) Понятие
б) Суждение
в) Умозаключение
Методы: объяснение, систематизация,
логическая модель
Дискуссии о познании: агностики и гностики.
Сенсуализм (эмпиризм)
Ф. Бэкон
Д. Локк
Положения – разум искажает чувственный образ.
Метод – Индукция
Рационализм
Р. Декарт
Г. Лейбниц
Положения – источник истины только разум.
Метод – Дедукция
Принципы научного познания
1. Систематичность
2. Доказательность
3. Объективность
Интуиция - способность человека к постижению истины путем ее прямого усвоения без обоснования с помощью каких-либо доказательств.
Паранаучное знание – не вписываемое в систему научных знаний
Наука – область деятельности, направленная на получение знаний.
Функции науки:
1. Культурно-мировоззренческая
2. Познавательно-объяснительная
3. Прогностическая
4. Социальная
Научное знание – закон, гипотеза, теория
Истина – это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.
Стороны: объективность и субъективность.
Виды:
1. Абсолютная
|
2. Относительная
Заблуждение – это ложное знание, принимаемое за истинное.
Критерии истины: разум, опыт, практика, материальное производство, научный эксперимент
Общество и его институты. Глобализация общества.
Общество (широкое значение) – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Обществом (узкое значение):
1. определенная группа людей
2. страна, регион, период истории
3. человечество
Общество – система:
1. динамическая
2. саморазвивающаяся
3. альтернативно-развивающаяся
4. имеет целостную структуру – подсистемы и институты.
Подсистемы общества и институты:
Институт – элемент структуры; форма организации деятельности людей.
1) экономическая (деньги, собственность)
2) социальная (семья, брак)
3) политическая (власть, суд)
4) духовная (религия, образование, СМИ)
Динамика общества:
1. Прогресс
2. Регресс
3. Стагнация
Критерии прогресса – его показатели:
1) Производство
2) Технический уровень
3) Уровень жизни
4) Мораль
Формы социального прогресса:
Революция
Реформа
Эволюция
Глобализация — процесс интеграции государств
Основная причина глобализации - переход от индустриального общества к информационному
Основные направления глобализации:
- деятельность транснациональных корпораций
- глобализация финансовых рынков;
- международная экономическая интеграция
- создание международных организаций
ДИСКУССИЯ: положительные и отрицательные последствия глобализации
Глобальные проблемы общества – совокупность проблем, затрагивающих все общество и несущих угрозу его существования.
Особенности:
1. Масштабность
2. Требуют международного сотрудничества
Проблемы:
1. Экологическая проблема
2. Угроза термоядерной войны
3. Экономический кризис
4. Демографическая проблема
5. Кризис условий выживания человека
6. Проблемы охраны здоровья
7. Кризис духовности человека
Дискуссия: связь проблем.
Пути решения (дискуссия): сотрудничество, новые технологии, новое мышление
Виды обществ.
Классификации обществ:
1. Белл – способ производства
в) первобытное, традиционное (аграрное) общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество;
2. Маркс – эксплуатирующий класс
г) первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое
Критерии: сфера общества.
Схема развития
НТП – процесс последовательного взаимосвязанного прогрессивного развития науки, техники, производства и сферы потребления.
Противоречивость прогресса
Формы НТП:
1) Эволюционную
2) Революционную
НТР на современном этапе охватывает (взаимосвязь):
1) Экономику
2) Социальную сферу
3) Политическую
4) Духовную
Цивилизация - это устойчивое культурно–историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни.
Виды цивилизаций:
– Западная
– Восточно – Европейская
– Мусульманская
– Индийская
– Китайская
– Латиноамериканская
Дискуссия: «за» и «против» технократического общества. Тенденции развития.
Культура.
Широкий смысл:
Результат деятельности людей
Узкий смысл:
Результат духовной деятельности
Формы культуры:
1. Элитарная
2. Народная
3. Массовая
Разновидности:
1. Субкультура
2. Контркультура.
Элементы культуры:
1. Образование – становление личности путем приобретения знаний, умений и навыков.
Тенденции развития:
1. Демократизация
2. Непрерывность
3. Гуманизация
4. Гуманитаризация
5. Компьютеризация
6. Интернационализация
Функции:
1. Экономическая
2. Социальная
3. Культурная
2. Религия – совокупность взглядов, основанных на вере в сверхъестественное
Вторая ступень мировоззрения после мифов (отличия мифа от религии)
Мировые религии:
1. Эгалитарность
2. Огромное количество последователей
3. Космополитизм.
Функции:
1. Мировоззренческая
2. Коммуникативная
3. Терапевтическая
4. Интегрирующая (дезинтегрирующая)
Социальный институт – церковь
Мировые религии – буддизм, христианство, ислам.
3. Искусство – деятельность по созданию эстетических ценностей.
Специфика:
1. Образность и наглядность
2. Использование художественных образов.
3. Воображение и фантастика
Виды: Архитектура, Живопись, Скульптура Литература, Музыка, Цирк, Балет, Кино, Фото.
4. Мораль – система ценностей и требований, контролирующих поведение
Категории морали: честь, совесть, достоинство, долг.
5. Наука – сфера деятельности, направленная на получение объективных знаний.
Функции: 1. Познавательная 2. Мировоззренческая 3. Социальная 4. Культурная 5. Прогностическая
Социальная ответственность ученых.
Типы мировоззрения: 1. Мифологическое 2. Религиозное 3. Научное