Общество и его институты. Глобализация общества.




Человек и его потребности.

Антропогенез — теория происхождения человека, где рассматривается процесс его возникновения и развития.

Теории происхождения человека:

1. Религиозная

2. Палеовизит

3. Эволюционная

Человек разумный и неандертальцы: Социогенез – становление общества.

Человек – биосоциальное существо.

Отличия человека от животных

Общее:

Все биологические потребности и способности

Отличия – социально обусловленные черты (речь, мышление, совместная производственная деятельность, целесообразность, преобразовательная деятельность, способность преодолеть биологическую потребность для реализации социальной).

Характеристики человека:

1. Индивид

2. Индивидуальность:

3. Личность

Социализация – наделение социальными чертами.


Агенты социализации

Институты социализации


Адаптация - процесс привыкания

Десоциализация

Ресоциализация

Структура личности (как результат социализации):

1. Социальный статус (предписанный, достигаемый)

2. Социальная роль

3. Направленность (интересы, взгляды, идеалы, мотивы)

Самооценка личности – часть самопознания, заключается в соотнесении себя с другими представителями общества.

Потребности – нужда человека в чем-либо. Существуют разумные и неразумные (мнимые)

Виды:

1. Биологические (пища, сон, отдых, воспроизводство потомства)

2. Социальные (взаимодействие с обществом, самореализация)

3. Духовные (идеальные: познание, понимание)

Виды но Маслоу:

1. Физиологические

2. Экзистенциальные

3. Социальные

4. Престижные

5. Духовные

Обусловленные обществом характеристики:

Интерес – разумная потребность

Способности - индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенного рода деятельности.

Талант - совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.

Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.


Дискуссии: 1. Влияние биологических задатков и социума на личность

2. Возможность развития личности без общества

Мировоззрение. Мышление и деятельность.

Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов.

Структура мировоззрения:

1. Знания

2. Убеждения

3. Принципы

4. Идеалы

Виды мировоззрения:

1. Основа

- Теоцентризм

- Природоцентризм

- Антропоцентризм

- Социацентризм

- Наукоцентризм

2. Направленность

- прогрессивное

- реакционное

- революционное

- консервативное

3. Способ отражения мира

- обыденное,

- научное,

- философское,

- художественное,

Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях.

1. Социально

2. Личностно

3. Историческое

Типы мышления:

1. Образное

2. Понятийное

3. Знаковое

Деятельность – преобразование человеком окружающей действительности.

1. Сознательная (целенаправленная)

2. Продуктивная

3. Преобразующая

4. Общественная

Структура:


1. Субъект

2. Объект

3. Мотив,

4. Цель

5. Методы

6. Результат


Виды деятельности:

1. Игра

2. Общение

3. Учение

4. Труд

5. Творчество

Дискуссии: характер деятельности человека и животного.

Познание и истина.

Познание - процесс деятельности человека, содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании.

Знание – результат познания, объективная закономерность реального мира.

Виды знаний:

1. Научное

2. Житейское

3. Художественное

4. Рациональное

5. Иррациональное


Две ступени познавательной деятельности:


 

1. Чувственное (эмпирический)

а) ощущение,

б) восприятие

в) представление

Методы: измерение, эксперимент, наблюдение,

Описание, опрос

 

2. Рациональное (теоретический)

а) Понятие

б) Суждение

в) Умозаключение

Методы: объяснение, систематизация,

логическая модель



Дискуссии о познании: агностики и гностики.


Сенсуализм (эмпиризм)

Ф. Бэкон

Д. Локк

Положения – разум искажает чувственный образ.

Метод – Индукция

 

Рационализм

Р. Декарт

Г. Лейбниц

Положения – источник истины только разум.

Метод – Дедукция

 


Принципы научного познания

1. Систематичность

2. Доказательность

3. Объективность

Интуиция - способность человека к постижению истины путем ее прямого усвоения без обоснования с помощью каких-либо доказательств.

Паранаучное знание – не вписываемое в систему научных знаний

Наука – область деятельности, направленная на получение знаний.

Функции науки:


1. Культурно-мировоззренческая

2. Познавательно-объяснительная

3. Прогностическая

4. Социальная


Научное знание – закон, гипотеза, теория

Истина – это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

Стороны: объективность и субъективность.

Виды:


1. Абсолютная

2. Относительная


Заблуждение – это ложное знание, принимаемое за истинное.

Критерии истины: разум, опыт, практика, материальное производство, научный эксперимент

Общество и его институты. Глобализация общества.

Общество (широкое значение) – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Обществом (узкое значение):

1. определенная группа людей

2. страна, регион, период истории

3. человечество

Общество – система:

1. динамическая

2. саморазвивающаяся

3. альтернативно-развивающаяся

4. имеет целостную структуру – подсистемы и институты.

Подсистемы общества и институты:

Институт – элемент структуры; форма организации деятельности людей.

1) экономическая (деньги, собственность)

2) социальная (семья, брак)

3) политическая (власть, суд)

4) духовная (религия, образование, СМИ)

Динамика общества:

1. Прогресс

2. Регресс

3. Стагнация

Критерии прогресса – его показатели:


1) Производство

2) Технический уровень

3) Уровень жизни

4) Мораль


Формы социального прогресса:

Революция

Реформа

Эволюция

Глобализация — процесс интеграции государств

Основная причина глобализации - переход от индустри­ального общества к информационному

Основные направления глобализации:


- деятельность транс­национальных корпораций

- глобализация финансовых рынков;

- международная экономическая интеграция

- со­здание международных организаций


ДИСКУССИЯ: положительные и отрицательные последствия глобализации

Глобальные проблемы общества – совокупность проблем, затрагивающих все общество и несущих угрозу его существования.

Особенности:


1. Масштабность

2. Требуют международного сотрудничества


 

Проблемы:


1. Экологическая проблема

2. Угроза термоядерной войны

3. Экономический кризис

4. Демографическая проблема

5. Кризис условий выживания человека

6. Проблемы охраны здоровья

7. Кризис духовности человека

 


Дискуссия: связь проблем.

Пути решения (дискуссия): сотрудничество, новые технологии, новое мышление

Виды обществ.

Классификации обществ:

1. Белл – способ производства

в) первобытное, традиционное (аграрное) общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество;

2. Маркс – эксплуатирующий класс

г) первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое

Критерии: сфера общества.

Схема развития

 

НТП – процесс последовательного взаимосвязанного прогрессивного развития науки, техники, производства и сферы потребления.

Противоречивость прогресса

Формы НТП:

1) Эволюционную

2) Революционную

НТР на современном этапе охватывает (взаимосвязь):

1) Экономику

2) Социальную сферу

3) Политическую

4) Духовную

Цивилизация - это устойчивое культурно–историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни.

Виды цивилизаций:

– Западная

– Восточно – Европейская

– Мусульманская

– Индийская

– Китайская

– Латиноамериканская

Дискуссия: «за» и «против» технократического общества. Тенденции развития.

Культура.


Широкий смысл:

Результат деятельности людей

Узкий смысл:

Результат духовной деятельности


Формы культуры:

1. Элитарная

2. Народная

3. Массовая

Разновидности:


1. Субкультура

2. Контркультура.


Элементы культуры:

1. Образование – становление личности путем приобретения знаний, умений и навыков.

Тенденции развития:


1. Демократизация

2. Непрерывность

3. Гуманизация

4. Гуманитаризация

5. Компьютеризация

6. Интернационализация


Функции:

1. Экономическая

2. Социальная

3. Культурная

2. Религия – совокупность взглядов, основанных на вере в сверхъестественное

Вторая ступень мировоззрения после мифов (отличия мифа от религии)

Мировые религии:

1. Эгалитарность

2. Огромное количество последователей

3. Космополитизм.

Функции:


1. Мировоззренческая

2. Коммуникативная

3. Терапевтическая

4. Интегрирующая (дезинтегрирующая)


Социальный институт – церковь

Мировые религии – буддизм, христианство, ислам.

3. Искусство – деятельность по созданию эстетических ценностей.

Специфика:

1. Образность и наглядность

2. Использование художественных образов.

3. Воображение и фантастика

Виды: Архитектура, Живопись, Скульптура Литература, Музыка, Цирк, Балет, Кино, Фото.

4. Мораль – система ценностей и требований, контролирующих поведение

Категории морали: честь, совесть, достоинство, долг.

5. Наука – сфера деятельности, направленная на получение объективных знаний.

Функции: 1. Познавательная 2. Мировоззренческая 3. Социальная 4. Культурная 5. Прогностическая

Социальная ответственность ученых.

Типы мировоззрения: 1. Мифологическое 2. Религиозное 3. Научное

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: