ПРОЕКТ
«ТЕАТРИУМ»
Автор проекта:
Музыкальный руководитель МДОУ д/с№ 45
Чурикова Елена Валентиновна
2018 г
Краткая аннотация проекта
Театрализованная деятельность является благодатной почвой для решения множества педагогических задач, которые стоят перед современным педагогом. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. Она дает прекрасные возможности раскрытия творческого потенциала ребенка. Дети овладевают навыками выразительной речи, учатся передавать чувства, используя мимику и жесты. Ребенок раскрепощается и становится более уверенным в своих силах и возможностях.
Все многообразие театрализованной деятельности, начиная от простейших видов театра (пальчиковый театр, баночный, теневой, би-ба-бо, театр на ложках, песни - инсценировки и т.д.) до больших спектаклей и детских мюзиклов – нашло воплощение в моем проекте.
Важно отметить, что проект несет в себе просветительскую миссию: мы погружаем своих воспитанников в мир театра, посещая другие творческие коллективы, музеи, выставки, спектакли.
Обоснование необходимости проекта
Наблюдая за детьми в своей работе, я вижу, как они зажаты, не умеют выражать свои чувства и понимать чувства другого человека, у детей недостаточно хорошо развита речь, трудность вызывают творческие задания, где нужно проявить свою инициативу и фантазию. Безусловно, если мои воспитанники смогут преодолеть все эти недостатки, это будет их победа и моя как педагога.
Чтобы повысить уровень развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей я обратилась к театрализованной деятельности, ведь театр – это игра, а игра – естественное состояние дошкольника. В процессе театрализованных игр происходит воспитание детей, развивается пластика движений, создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться ребенку, проявить свои способности.
Цели и задачи проекта
Цель:
Развитие системы художественно-эстетического воспитания дошкольников, через музыкальную и театрализованную деятельность.
Задачи:
1. Создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, раскрыть индивидуальность детей, максимально реализуя их способности средствами театрального искусства.
2. Формировать общую культуру ребенка, развивая его кругозор, любознательность, эмоциональность, выразительность речи.
3.Воспитывать устойчивый интерес к театру, как к искусству, при помощи музыкальной драматургии.
4. Основное содержание проекта.
На современном этапе педагогическая деятельность требует обращения к новым формам, которые бы позволили обучать, развивать, воспитывать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Ориентиром в этом направлении являются требования ФГОС ДО, определяющие новое представление о содержании воспитания: возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитание творческой направленности личности.
Для достижения поставленной цели я использовала различные методы, что связано со спецификой работы музыкального руководителя в создании условий для развития творческих и эстетических способностей детей средствами театрального искусства.
Синтез художественного слова и классической музыки помогал мне, как музыкальному руководителю, воздействуя на эмоциональный мир ребенка, пробуждать интерес к театрализованной деятельности. Музыкальные спектакли, сказки, мюзиклы – этот жанр очень привлекателен мне, так как позволяет охватить все виды музыкальной деятельности.
Раскрывая структуру музыкально – театрализованной деятельности, можно выделить следующие составляющие:
· Возникновение творческой идеи.
· Разработка замысла, сбор и продумывание музыкального материала.
· Воплощение (трудовые будни).
· Показ (сценки, музыкального спектакля, мюзикла). Радость от полученного результата.
Для театрального воплощения даже небольшой сценки ребенок должен овладеть целым рядом навыков и умений. Необходимо владеть своим телом, голосом. Уметь двигаться, побороть зажатость, возникающую у большинства детей.
Освободиться от чувства скованности помогает кукла, игрушка – в этом случае ты говоришь не от своего имени, а от имени персонажа.
Хороший прием для раскрепощения своего тела – перевоплощение в различных персонажей: голодный, злой волк; неуклюжий медведь или важная утка – дети охотно примеряют на себя подобные образы, при этом, исчезает скованность, формируется умение владеть своим телом, развивается фантазия и воображение.
Музыкальный спектакль невозможно реализовать, если дети не слышат музыку. Поэтому слушанию музыки уделяю особое внимание. Народная и классическая, вокальная или инструментальная, какой бы она не была, музыка вызывает эмоциональный отклик и обогащает восприятие. Умение чувствовать и анализировать музыкальное произведение - залог успешного начинания любого вида музыкальной деятельности, не говоря уже о музыкальных спектаклях и мюзиклах.
Интерес проекта заключается в том, что рамки его реализации не замкнулись на нашем МДОУ. Напротив, они расширились: установлены творческие партнерские взаимоотношения с культурными центрами нашего города, а именно, с ЦДТ «Родник», ДМШИ им. Якова Флиера.
Более того, организованы поездки в музей и театр Москвы.
Партнеры проекта
Дети, музыкальный руководитель, старший воспитатель, воспитатели, родительская общественность, педагоги и воспитанники МУ ДО ЦДТ «Родник», педагоги и воспитанники ДМШИ им. Якова Флиера, учащиеся начальной школы МОУ СОШ №16, учителя.
Целевая аудитория
Аудитория, на которую рассчитан проект – это прежде всего воспитанники нашего МДОУ старшего дошкольного возраста.
А всю свою работу над проектом я разделила по трем направлениям:
· непосредственная работа с детьми;
· взаимодействие с родителями воспитанников;
· сотрудничество с социумом
План реализации проекта
Этап проекта | Наименование мероприятия | Краткое конкретное описание содержания мероприятия | Сроки или период | Ожидаемые результаты | Исполнители | |
I этап Мотивационно-целевой | Создание творческой группы из числа педагогов МДОУ, активных родителей. | Изучение членами творческой группы возможности МДОУ для организации проекта. | Сентябрь 2016 г. | Принятие и утверждение плана по разработке проекта. | Музыкальный руководитель старший воспитатель, воспитатели, родительская общественность. | |
Разработка плана | Изучение методической литературы, интернет -ресурсов, опыта коллег. | Сентябрь 2016 г. | Утверждение плана | Музыкальный руководитель старший воспитатель, воспитатели, родительская общественность. | ||
II этап - Реализационный | Создание объединение по интересам «Арлекин» | На встречах объединения по интересам «Арлекино» разучивались песни-инсценировки, музыкально-двигательные этюды, творческие задания на развитие воображения и фантазии, гимнастика жестов. | Октябрь 2016-май 2018 г. | Развивается внимание, воображение, фантазия, снимается напряжение; дети раскрепощаются, учатся выражать свои эмоции, владеть своим телом; развиваются дружеские взаимоотношения между детьми. | Музыкальный руководитель | |
«Грибок-теремок», «Вовка в тридевятом царстве», «По –щучьему велению», «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина», «Двенадцать месяцев» и т.д. | Работа над детскими театральными постановками и их непосредственный показ перед взрослыми и детскими аудиториями. | Октябрь 2016-май 2018 г. | Приобретение опыта публичного выступления, актерского мастерства, развитие у воспитанников интереса театрализованной деятельности | Музыкальный руководитель, воспитатели, родители воспитанников, учащиеся начальной школы МОУ СОШ №16, учителя. | ||
Театр би-ба-бо «Дед Мороз и счастье», «Бабушкины помощники», теневой театр отрывок из сказки «Сказка о царе Салтане», «Петя и волк» (по симфонической сказке С.С. Прокофьева) | Через показ педагогами разнообразных театральных постановок, идет знакомство дошкольников с различными видами театра. | Ноябрь 2016г. Декабрь 2017 г. Февраль 2018 г. | Формируется общая культура ребенка, развивается его кругозор и любознательность. Происходит первое знакомство с инструментами симфонического оркестра и их роли в озвучивании музыкальных спектаклей. | Дети, музыкальный руководитель, педагоги МДОУ, родители воспитанников | ||
МУ ДО ЦДТ «Родник» показ: спектакля «Волшебник Изумрудного города», фольклорной композиции «Широкая Масленица», сценического действия «На крыльях Ангела», постановки «Три желания» | Взаимодействие с партнерами по проекту | Январь 2017 г. Март 2017г. и 2018 г. Декабрь 2016 г. Апрель 2018 г. | Приобщение к театру как к искусству | Дети, музыкальный руководитель, педагоги и воспитанники МУ ДО ЦДТ «Родник» | ||
Экскурсия по ДМШИ им. Якова Флиера с детьми старшего дошкольного возраста. Показ для воспитанников МДОУ театральной постановки «Золотой гусь». | Взаимодействие с партнерами по проекту | Октябрь 2016-май 2018 г. | Приобщение к театру как к искусству | Дети, музыкальный руководитель, педагоги и воспитанники ДМШИ им. Якова Флиера | ||
Цикл музыкальных гостиных по знакомству с музыкальными инструментами «Кот Баюн рассказывает сказки» | Взаимодействие с партнерами по проекту. Выступление учеников ДМШИ им. Якова Флиера | Октябрь 2016-май 2018 г. | Формируется общая культура ребенка, развивается его кругозор и любознательность. Продолжается знакомство с музыкальными инструментами | Дети, музыкальный руководитель, педагоги и воспитанники ДМШИ им. Якова Флиера | ||
Экскурсия в музыкальный музей им. М.И.Глинки г. Москва | Март 2018 г. | Закрепление полученных знаний об инструментах симфонического оркестра, их внешнем виде, звучании и их роли в озвучивании музыкальных спектаклей | Дети, музыкальный руководитель, воспитатели родители, экскурсоводы музея | |||
Семейный настольный театр «Гуси и лиса», «Лиса и тетерев», «Еж, лиса и заяц» и т.д. | По практическим рекомендациям руководителя театральной студии «Арлекин», родители воспитанников старшей группы организовали семейный театр для показа спектаклей друзьям и соседям. Музыкальным руководителем были подобраны музыкальные фонограммы. | Ноябрь 2017 г. | Дети познакомились с такой новой формой проведения театра, как семейный. Продолжается развитие артистических способностей. Расширяется опыт публичного выступления. | Родители, дети, музыкальный руководитель | ||
Поездка в московский театр на Серпуховке мюзикл «Летучий корабль» | Мюзикл по культовому мультфильму с песнями Юрия Энтина и Максима Дунаевского. Российская постановка в лучших традициях музыкальных шоу | Май 2018 г. | Оставить яркие впечатления от совместной поездки. Вызвать желание снова посетить театр. Популяризация театрального искусства среди воспитанников и их родителей | Дети, музыкальный руководитель, воспитатели родители | ||
III этап - Итогово-аналитический | Диссеминация опыта работы по проекту на различных мероприятиях. Участие в работе Ассоциации педагогов дошкольного образования Московской области, прошла Региональная педагогическая панорама дошкольного образования «Педагогические технологии в реализации ФГОС дошкольного образования» на тему «Формы и средства коммуникативного развития дошкольников» как выступающего по проекту. | Распространение опыта работы по проекту среди педагогов Московской области | Март 2017г | Обобщение педагогического опыта. Получение отзывов о проекте. | Заведующий МДОУ, старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагоги МДОУ | |
Диссеминация опыта работы по проекту на различных мероприятиях. Участие в роли конкурсанта в международной педагогической олимпиаде «Pedolimp» | Распространение опыта работы по проекту среди педагогов | Декабрь 2016г. | Обобщение педагогического опыта на различном уровне. Оценка проекта. | Музыкальный руководитель | ||
Диссеминация опыта работы по проекту, публикации в СМИ | Публикации о мероприятиях проекта на сайте образовательного учреждения и личном сайте. | Октябрь 2016-май 2018 г. | Обобщение педагогического опыта. | Музыкальный руководитель | ||
Диссеминация опыта работы по проекту на различных мероприятиях. Участие в городском фестивале-конкурсе педагогического мастерства «Весь мир-театр» | Распространение опыта работы по проекту среди педагогов образовательных учреждений города | Апрель 2018 г. | Заслуженная оценка работы педагога по проекту | Музыкальный руководитель |
Результативность проекта
• У детей пробудился устойчивый интерес к театру как искусству. Они с удовольствием принимают участие в различных театрализованных действиях;
• Совершенствуются артистические навыки дошкольников;
• Повысился уровень художественно-эстетического и эмоционального развития воспитанников (восприятие литературных и музыкальных произведений, осмысление, переживание, сочувствие и содействие главным героям);
• Отмечается прогресс в общении со сверстниками и со взрослыми. Дети стали более уверенными в себе;
• Создается система взаимодействия детей, родителей, педагогов.
Перспективы
Расширение взаимодействия с социумом и установление сотрудничества с творческим коллективом МУК КДЦ «Зимний театр» города Орехово-Зуева.
Разработка темы «Сказка в музыке» на основе балетов П.И.Чайковского. Слушание музыкальных произведений, проведение тематических занятий, досугов, постановка спектаклей, посвященных данной тематике.
Продолжение организации работы «Маршрутов выходного дня», а именно коллективные семейные посещения замечательного музыкального театра нашего города Натальи Колдашовой, поездки в различные театры Москвы.
Используемая литература
1. Богомолова Ю.П. Кукольный театр – детям. –М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2007
2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - Санкт-Петербург.: ЛОИРО, 2000
3.Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей: -СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004
4.Горбина Е.В. В театре нашем для вас поем и пляшем. Музыкальные сказки-спектакли для дошкольников.-Ярославль: Академия развития, 2000
5.Дерягина Л.Б. Тетатрализованная деятельность в ДОУ. – СПб.: ООО «Издательстов «Детство-пресс», 2015
6. Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников: Методическое пособие. – М.: Издательство «Скрипторий2003», 2013
7.Мерзлякова С.И. Музыкально-литературный материал для детей 5-8 лет: Встречи у портрета А.С.Пушкина.- М.: Гуманитар.изд.ВЛАДОС, 1999
8.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред.Н.Е.Вераксы. Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
9.Радынова О.П. Музыкальные шедевры. -2-е изд.М.: ТЦ Сфера, 2014
10.Роот З.Я. Музыкальные сценарии для детского сада. – М.: Айрис-пресс. 2006
11.Судакова Е.А. Сказка в музыке. –СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2015
12. Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. – М.: АРКТИ, 2004
13.Тютюнникова Т.Э. «Бим! Бам!Бом!» Игры со звуками: учебно-методическое пособие. СПб.: ЛОИРО, 2003
14.Тютюнникова Т.Э. «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение - Москва, 2003
15.Ульева Е.А. Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми 2-6 лет.-М.: ВАКО, 2014
Интернет-ресурсы
maam.ru
nsportal.ru
ped-kopilka.ru
allaevtodjeva.ucoz.net
Приложения к проекту
Приложение № 1