Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для учащихся 5 класса разработана на основе нормативно-правовых документов:
· Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008г. № 241, от 30.08.2010г. № 889, от 03.06.2011г. № 1994, от февраля 2012г. № 74);
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
· Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Протокол №1/15 от 08.04.2015г. заседания Федерального учебно-методического объединения по общему образованию;
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. №1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373»;
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. №1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897»;
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. №1578 «О внесении изменений в ФГОС СОО, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г. №413»;
· Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015г. №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
|
· Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» от 01.06.2012 г. N 761;
· Указ Президента Российской Федерации от 07.12.2015 N 607 «О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности»;
· Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015г. № 1493 «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020гг.»;
· «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г. № 996-р, патриотическое воспитание;
· Концепция модернизации образования одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001г. N 1756-р Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 393 от 11.02.2002г.;
· Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.02.2015г. № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
· Приказ № 1559 от 08.12.2014г. «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников…»;
· Приказ N 1529 от 28.12.2015г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г.N 253»;
· Приказ Министерства образования и науки Российский Федерации от 08.06.2015г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российский Федерации от 31.03.2014г. № 253»;
|
· Протокол заседания Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.05.2015г. № НТ-16/08пр;
· Историко-культурный стандарт: https://histrf.ru/biblioteka/book/istoriko-kul-turnyi-standart, https://school.historians.ru/wp-content/uploads;
· «Концепция поддержки развития педагогического образования» и профессиональный стандарт педагога от 11.12.2013г.;
· Резолюция III Всероссийского Съезда учителей истории и обществознания от 06.04.2016 г. https://school.historians.ru/;
· «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10 утв. постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189;
· Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 17.12.2015г. № 3119 «Об утверждении Порядка бесплатного посещения музеев лицами, не достигшими восемнадцати лет, а также обучающимися по основным профессиональным образовательным программам» «Вестник образования» № 8 2016г.;
· Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: «Просвещение», 2010г.;
· Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07. 12.2016г. N 08-2655 «О рассмотрении обращения»;
· Методические рекомендации ГБОУ ДПО РК «КРИППО» по преподаванию истории и обществознания в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2017/2018 учебном году;
|
· Положение о рабочей программе НАЗВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, дата.
· Учебный план НАЗВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ на 2017/2018 учебный год;
· Годовой календарный график на 2017/2018 учебный год.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации на обязательное изучение истории в 5-ом классе отводит 2 часа в неделю.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (далее ФГОС) на основе Примерной программы основного общего образования по Истории и авторской учебной программы:
- Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина — О. С. Сороко-Цюпы. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко и др.]. — 2-е изд., дораб.— М.: Просвещение, 2014.
В содержательную часть рабочей программы внесены изменения
- объединение уроков:
• в теме «Индия и Китай в древности» уроки «Чему учил китайский мудрец Конфуций» и «Первый властелин единого Китая»;
• в теме «Римская империя в первые века нашей эры» были объединены уроки «В Риме при императоре Нероне» и «Первые христиане и их учение», уроки «Расцвет Римской империи во II веке» и «Вечный город» и его жители»;
- добавлены уроки:
• в теме «Индия и Китай в древности» урок контроля знаний – 1 час;
• в теме «Римская империя в первые века нашей эры» повторительно-обобщающий и урок контроля знаний (итоговая контрольная работа) в количестве 2-х часов.
Согласно учебного плана НАЗВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ на 2017/2018 учебный год, годового календарного графика на 2017/2018 учебный год данная программа рассчитана на 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:
- учебник
- Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искандерова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
- методическое пособие для учителя
- учитель самостоятельно прописывает имеющиеся у него пособия
- КИМы
- https://fipi.ru/ Открытый банк заданий ЕГЭ;
- учитель самостоятельно прописывает имеющиеся у него КИМы
- мультимедийное учебное пособие
- учитель самостоятельно прописывает имеющиеся у него пособия
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Метапредметные результаты изучения истории учащимися 5 классов основной школы включают:
· способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
· готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
· умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);
· способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
· понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
· высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
· объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
· использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельность в различных формах
· готовность к сотрудничеству с соучениками
Личностные результаты изучения истории учащимися 5 классов основной школы включают:
· представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
· приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
· освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
· опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5 классов основной школы включают:
· целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
· яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
· способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;
· представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
· умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
· уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
· уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
· умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментам подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
· умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
· умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
· готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Содержание учебного предмета, курса.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
(68 часов)
Введение. (1 час)
Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.
Счет лет в истории. Хронология – наука об измерении времени. Опыт, культура счета по годам в древних государствах. Изменение счета времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счет лет). Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра.
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (7 часов)