Взвешенная сумма коэффициентов эластичности спроса по доходу для всех покупаемых товаров равна единице.
Это означает, что если взять любое количество товаров (больше одного), подсчитать долю каждого в общих расходах потребителя и соответствующие доли перемножить на эластичность по доходу соответствующих товаров, то результатом всегда будет единица.1
Из этого можно сделать следующий вывод: для всякого товара с эластичностью спроса по доходу меньше единицы существует товар с эластичностью спроса по доходу больше единицы.2
Вышеприведенные положения названы законом Энгеля в честь немецкого статистика Эрнста Энгеля (1821-1896).3
4. Сумма коэффициентов прямой и перекрестной эластичности спроса по цене и эластичности по доходу.
Сумма трех соответствующих коэффициентов спроса для любого товара (имеется в виду прямая эластичность спроса по цене, перекрестная эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу) всегда равна нулю.4
Доказательство данного положения следует из того, что при пропорциональном изменении всех цен и дохода положение бюджетной линии, а значит и оптимума потребителя не изменится.
Контрольные задания
Вопросы на повторение
1. Приведите примеры товаров с высокой эластичностью спроса по цене и по доходу.
2. В чем практическое значение коэффициентов прямой и перекрестной эластичности?
1 Математическое доказательство этой закономерности не представляет большой слож
ности. См., например: Nichokon W. Microeconomic theory. Chicago, 1985. P. 177; или Гальпе
рин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. Том 1. СПб., 1999. С. 191-192.
2 См.: там же.
3 Подробнее об этом см. главу 4.
* См.: Nicholson W. Op. Cit. P. 179; или Гальперин В. М. Указ. соч. С. 192.
|
Часть I. Основы рыночного анализа
3. Если 1% сокращение цены на товар приводит к увеличению общей выручки фирмы на 3%, что можно сказать в данном случае об эластичности спроса?
4. Какой знак имеет перекрестная эластичность товаров-заменителей и какой — товаров-комплементов?
5. В чем практическое значение коэффициента эластичности по доходу?
6. Автомобильная фирма решила снизить цены на свою продукцию. При этом оказалось, что выручка производителей возросла. Значит ли это, что автомобильный рынок обладает эластичным спросом?
7. Является ли бензин предметом первой необходимости? Обоснуйте свой ответ.
8. Линия предложения пересекает ось абсцисс. Что можно сказать о таком предложении?
9. Чем выгоднее торговать стране на внешнем рынке: пшеницей или автомобилями? Обоснуйте свой ответ.
10. В чем уязвимость концепции относительных преимуществ Давида Рикардо (рассмотрена в первой главе) с точки зрения теории эластичности?
Проблемы для обсуждения
11. В конце 1950-х гг. венесуэльский поэт К. А. Леон написал стихотворение «Черная
скважина», в котором вскрыл причины бедственного состояния экономики этой
латиноамериканской страны — одного из мировых поставщиков нефти. С чем свя
зана эта бедность и что общего описанная ситуация имеет с российской?
Когда тебе встретится каменщик, плотник иль слесарь,
Кузнец иль сапожник, иль пильщик крепежного леса, —
И те, кто познал у машины всю тяжесть суровой науки,
И те, кто па рынок труда приносит лишь сильные руки, —
И, когда они поведут печальные речи такие:
|
«Почему не работают фабрики и закрываются мастерские?» —
Ты все объясни им, скажи им, что это неважно,
Ты скажи: «Ведь у нас есть глубокая черная скважина».
12. В 1999 г. на защите кандидатской диссертации в Санкт-Петербургском государ
ственном университете экономики и финансов молодая соискательница, работаю
щая в одной из российских нефтяных экспортных компаний в Швейцарии, сказа
ла, что чем больше будет процветать ее компания и вся нефтяная отрасль в целом,
тем богаче будет экономика России.
Один из присутствующих на защите в развернувшейся дискуссии заявил, что чем больше будет процветать компания соискательницы и нефтяная промышленность России в целом, тем при прочих равных условиях экономика России будет беднее. Это заявление возмутило соискательницу и некоторых присутствующих. Прокомментируйте ситуацию.
Задачи
13. Перед вами — стихотворение древнегреческого поэта III века до н. э. Филодема:
В лавке не зарься на первую зелень, но мимо не следуй. Драхму возьми лишь одну, сможешь купить требуху. Ныне и смокву за драхму возьмешь, а помедлить, их купишь Тысячу. Для бедняков время — поистине бог.
Глава 3. Эластичность
Постройте примерные линии спроса и предложения описанной ситуации. Какой ценовой эластичностью, на ваш взгляд, обладает в данном случае кривая спроса? Как влияет фактор времени на эластичность предложения? 14. Постройте примерные линии спроса и предложения ситуации, описанной в стихотворении В. И. Львова (1998):
Русский Ваня, покупая
Виноградное вино,
Прежде, чем: «Цена какая?»,
|
Спросит: «Крепкое оно?» О каких видах эластичности здесь говорится?
Глава 4
Теория индивидуального1 потребления
Вот город имени — меня.
Вот площадь имени — меня.
Вот школа имени —меня.
А вот и сам я,
Ну такой милашка! (2000)
Валерий Гвоздей
Ключевые понятия
Рациональное экономическое поведение Кардиналистская и ординалистская
Предельная полезность теории
Общая полезность Ординалистские аксиомы
Парадокс Адама Смита Антиблага
Кривая безразличия Эффект дохода
Предельная норма замещения Эффект замены
Бюджетное ограничение Кривая цена-потребление
Первый закон Госсена Кривая доход-потребление
Второй закон Госсена Основные свойства кривых TV и MU
Модель потребления Ланкастера Композитное благо
Теория выявленных предпочтений
Во второй главе мы рассматривали в самом общем виде две главные категории рынка: спрос и предложение.
В третьей главе выясняли, как реагируют спрос и предложение на изменения ценовых и ряда других (доходы, вкусы, ожидания) параметров рыночной экономики.
Данная четвертая глава посвящена более детальному изучению природы спроса, объяснению формы линии спроса. Микроэкономика исследует эти проблемы на основе концепции рационального экономического поведения индивида.
Если бы мы располагали неограниченными доходами (и временем), то могли бы потреблять столько, сколько нам захочется. Однако в реальной действительности доходы и ресурсы ограничены. Поэтому мы всегда вынуждены выбирать между различными вариантами деятельности (покупками, использованием времени, видами труда и многим другим).
1 В данном случае (в курсе микроэкономики) мы подчеркиваем слово «индивидуальное»: в курсе макроэкономики категория потребления исследуется особо и имеет самостоятельное и принципиально важное значение. См.: Селищев А. С. Макроэкономика. Глава 2. «Функция потребления». СПб., 2001.
Глава 4. Теория индивидуального потребления
Адекватное понимание рыночного процесса может быть достигнуто лишь при изучении природы выбора экономических субъектов. Сам по себе рынок не принимает никаких решений, а лишь обеспечивает среду, в которой решения принимают рациональные экономические субъекты.
Микроэкономика исходит из предположения, что экономические агенты рациональны и осуществляют лучший выбор в собственных интересах. Экономический выбор является результатом взаимодействия двух составляющих: (1) набора достижимых вариантов и (2) индивидуальных предпочтений, формирующихся на основе этих вариантов.
Модель рационального экономического поведения подразумевает, что экономический агент имеет множество целей и что ни одна из них не является полностью достижимой, но достижимой лишь до определенного уровня. Предполагается также, что экономический агент совершает обмен и уменьшает уровень потребления одного блага ради увеличения другого, реагируя таким образом на изменения своих относительных возможностей.
Экономисты не задаются целью определять предпочтения или цели индивидов, а лишь исходят из того, что все экономические агенты имеют предпочтения. При этом экономистов интересует не специфика, а общность предпочтений индивидов. К примеру, социологи часто изучают поведение отдельных групп с точки зрения объяснения группового поведения, выявляя культурную или этническую специфику. Психологи также основное внимание уделяют выявлению специфических черт поведения определенных личностей или групп. Напротив, экономические модели подчеркивают больше схожесть, нежели различия индивидов. Все индивиды в своей массе одинаково реагируют на изменения возможностей.
Концепция рационального экономического поведения: имеющиеся варианты индивидом системно ранжируются, и делается выбор на основе максимизации индивидуального уровня «удовлетворения» при минимальных затратах.
Даже если отдельные индивиды допускают порой нерациональные действия, крупные группы индивидов демонстрируют коллективную рациональность, которая доминирует над нерациональными поступками отдельных личностей внутри группы. Современная микроэкономическая теория исходит из того, что концепция рационального поведения в целом соответствует реальному опыту или, по крайней мере, не противоречит ему.
Микроэкономический анализ не сводит рациональное поведение к интеллектуальным способностям. Широко распространено мнение, согласно которому умственно неполноценные индивиды не способны рационально действовать. Однако это не так.
Американские психологи провели научный эксперимент в лечебнице для душевнобольных и обнаружили, что пациенты стремятся больше работать при материальном стимулировании (в качестве стимулов выступали одежда, туалетные принадлежности, сладости и сигареты). На протяжении двадцати дней больные стимулировались в случае, если они выполняли заданную работу.
В течение следующих двадцати дней больные стимулировались независимо от того, работают они или нет. Через пять дней второго двадцатидневного периода коли-
Часть I, Основы рыночного анализа
чество работающих упало до нуля. Когда же больные вновь начали вознаграждаться за проделанную работу, то все они вновь приступили к производственному процессу.1
Подобная идея сформулирована курдским поэтом Генадом Чарказяном в стихотворной форме.
Говорят, мол, так и сяк, Да смущает лишь одно:
А дурак всегда дурак. Если плохо что лежит,
И наука, мол, ему Враз дурак туда бежит.
Совершенно ни к чему — Сохранит добро, спасет
Голова его пуста, И... домой себе снесет.
Шишка — все же высота. И выходит, так и сяк,
Так-то, вроде, так оно, Не такой уж он дурак!
Объектом анализа рационального поведения является отдельный индивид. Микроэкономическая теория основана на предположении, что только поведение индивида способно адекватно продемонстрировать реакцию экономического субъекта на изменения в экономической среде. Группа или общество в целом сами по себе не способны принимать решения. Лишь индивиды способны оценить, что хорошо для них, а что нет, и принять решения, которые объясняют экономическое поведение отдельных групп и общества в целом.
Существуют два главных способа изучения рационального потребительского поведения. Во-первых, подход, основанный на теории предельной полезности, называют количественным {кардиналистским2). Во-вторых, подход, основанный на теории кривых безразличия, именуют порядковым (ординалистским3).