Результаты первого этапа обучения




Больные становятся более внимательными, укрепляется уста­новка на занятия и уверенность в их положительном результате.

В спонтанной речи расширяется словарь. Особенно важно от­метить, что появляются обиходные глаголы. Параллельно удается сформировать и частично ввести в речь фразу простой синтаксиче­ской модели, в основном в диалогической речи (ситуативной).

В произносительной сфере появляется возможность простых артикуляторных переключений на уровне слога, слова, простого по звуковой структуре. Появляется ощущение абриса трехсложных слов с открытыми слогами: больные могут передавать голосом ритм слова, отстукиванием рукой слогов.

В автоматизированной и повторной речи уменьшается число артикуляторных трудностей (при договаривании пословиц, погово­рок и т.д., повторении дву- и трехсложных слов).

Появляется возможность составления простой фразы по сю­жетной картинке с использованием усвоенных слов и опорой на «фишки». Уменьшаются трудности понимания, связанные с персевера-торными застреваниями на отдельных фрагментах воспринимаемо­го текста. Вместе с тем отмечается оживление чувства языка в от­ношении его грамматических норм, что способствует расширению возможностей грамматического декодирования.

Восстановление чтения характеризуется появлением навыка слияния звуков в слоги, а слогов— в простые слова. Дальнейшему восстановлению чтения препятствуют произносительные трудности. В письме те же результаты. Появляется письмо под диктовку слогов и простых слов. При этом больные пишут их не по памяти, а произ­водя специальный звуко-буквенный анализ слова. Справляются они и с заполнением пропущенных букв в простых словах. Однако при этом имеет место выраженный артикуляторный поиск, связанный с необходимостью перехода от одного фрагмента слова к другому.

Несмотря на полученные положительные результаты, глобаль­ные персеверации и трудности артикуляторных переключений ос­таются. Больные, как правило, не справляются с произнесением слов, не отработанных на занятиях. Имеется значительный словар­ный дефицит, особенно глагольный. Имеют место также трудности понимания сложно построенной речи. Логопедическая работа должна быть продолжена.

Результаты второго этапа обучения

Наблюдается дальнейшее повышение речевой активности. В коммуникативной речи появляются фразы, адекватные ситуации, а следовательно, несколько сглаживается картина аграмматизма типа «телеграфного стиля». Возрастает активный словарь.

Отмечаются улучшения и в произносительной сфере. Целый ряд отработанных слов, а также аналогичных им по звуко-ритмической структуре, больные начинают произносить достаточно слитно и «гладко». Богаче становится интонационный рисунок высказывания.

В повторной речи отмечается значительный регресс произноси­тельных расстройств. Более точным становится воспроизведение синтаксической структуры повторяемых фраз. Оживление чувства языка выявляется и в оценке грамматически правильных и дефор­мированных конструкций.

При составлении фразы в диалоге и по сюжетной картинке от­мечается дальнейшее «свертывание» внешних опор, необходимых для продуцирования предложения. То же — при пересказе текстов.

Больные читают вслух предложения и даже короткие тексты. Выявляющиеся при этом произносительные трудности соответст­вуют характеру артикуляционных дефектов в устной речи в целом. Расширяются возможности звуко-буквенного анализа состава слова, а следовательно и функции письма. Больные пишут под дик­товку отработанные слова и простые фразы. При этом возможен самоконтроль и коррекция допущенных ошибок.

Вместе с тем спонтанная речь больных остается недостаточ­но развернутой. В сложных по звуковой структуре словах еще выявляются трудности произносительного характера, особенно при стечении согласных звуков. Ограничены возможности моно­логической речи. При пересказе длинных текстов необходимы также внешние опоры. При чтении подобных текстов имеются смысловые персеверации и вследствие этого недостаточное по­нимание читаемого. Письмо «от себя», особенно в коммуника­тивных целях, осложнено трудностями конструирования развер­нутых речевых высказываний. Кроме того, имеются трудности звуко-буквенного анализа состава слова в сложных по слоговой структуре словах.

Логопедические занятия необходимо продолжать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: