Результаты второго и третьего этапов обучения




По окончании курса обучения обычно остаются незначитель­ные элементы импрессивного аграмматизма. Больные не справля­ются лишь с осмыслением сложных, как правило, трехчленных ло­гико-грамматических конструкций.

В собственной речи практически отсутствуют трудности опе­рирования служебными и знаменательными словами с пространст­венным значением. Значительно более разнообразным становится высказывание и в отношении синтаксической структуры состав­ляющих его фраз. Затруднения лексического уровня практически не встречаются.

Неречевые апракто-гностические расстройства не препятст­вуют адекватному поведению больного в жизни, его окончатель­ной адаптации.

 

Часть II ВОССТАНОВЛЕНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ

С одной стороны, в основе формирования речевой функции ле­жит разнообразная предметная и символическая деятельность чело­века, с другой — овладение видами неречевой деятельности требует участия речи.

Взаимоотношение нарушения речевой деятельности (афазии) и неречевых функций (агнозии, апраксии) может быть двояким:

1. Расстройства неречевой функции могут лежать в основе той или иной формы афазии. Так, например, оральная апраксия обу­словливает синдром моторной афазии, а нарушение сложных форм симультанного синтеза — семантическую афазию.

2. Расстройства неречевых функций могут выступать самостоя­тельно или в качестве сочетающихся с афазией, т.е. быть в рядоположенных, а не причинно-следственных отношениях. Их наличие в синдроме определяется размером и местом положения очага.

Поэтому при определенной форме афазии одни неречевые рас­стройства являются закономерными, другие— нет (при условии, что у больного нет другого очага, не связанного с тем, который вы­звал афазию). Так, расстройства конструктивно-пространственной деятельности или нарушения схемы тела закономерно сочетаются с афферентной моторной афазией ввиду близости мозговых зон, от­ветственных за их реализацию, и при этом не типичны, например, для динамической афазии. Или: первичная акалькулия чаще всего сочетается с семантической и реже — с моторными афазиями.

В работе описаны расстройства неречевых функций, наиболее часто сочетающихся с той или иной формой афазии, а также основ­ные принципы их преодоления. Кроме того, рассматриваются соци­ально-психологические аспекты использования определенных ви­дов неречевой деятельности. В частности, раскрываются основные задачи и содержание занятий, на которых неречевая деятельность используется в конечном счете для наиболее полной социальной адаптации больных. Оригинальными, не описанными ранее, видами этих занятий являются те, которые рассчитаны на использованием предметно-практической деятельности, а также средств невербаль­ной коммуникации. Эти виды работы учитывают тесную связь вербально-невербальных взаимоотношений в структуре высшей психи­ческой деятельности человека, а также демонстрируют стимули­рующее влияние невербальной деятельности на речевую функцию. Материал излагается в соответствии с широко известными пред­ставлениями отечественной и зарубежной нейропсихологии, в частности, с теоретическими концепциями А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева, Е.П. Кок, С.Ф. Семенова, F. Silverman, G. Gianotti и др.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫНАРУШЕНИЙ НЕРЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ

Агнозии (зрительные, слуховые, тактильные)

Зрительные агнозии.

Зрительное восприятие является основным каналом, по которо­му человек получает информацию об окружающем мире. Как и все психические процессы человека зрительное восприятие— прижиз­ненно формируемый активный процесс. В основе зрительной перцеп­ции лежит рефлекторный акт, содержащий афферентные и эффе­рентные звенья. Сформированное восприятие обладает свойствами произвольности, избирательности, предметности, константности, категориальное™. Общий принцип работы зрительной системы со­стоит в симультанности анализа и синтеза зрительной информации.

Выделено несколько основных форм зрительного восприятия: предмет, пространство, движение, цвет, символ.

Зрительные агнозии характеризуются нарушением опознания объектов и изображений действительности, воспринимаемых зри­тельно при отсутствии элементарных расстройств зрения. Зритель­ные агнозии являются следствием поражения коркового звена зри­тельного анализатора, преимущественно 18 и 19 полей по Бродма-ну, чаще нарушения в зрительном восприятии обнаруживаются при двусторонних, но иногда и односторонних поражениях височно-затылочных и теменно-затылочных зон мозга.

Наличие различных видов нарушений зрительного гнозиса сви­детельствует о высоко дифференцированном представительстве в зрительной коре различных классов зрительных образов.

В соответствии с формами зрительного восприятия клиниче­ские наблюдения позволили выделить следующие виды зритель­ных агнозий:

а) предметная агнозия;

б) оптико-постранственная агнозия (апрактогнозия);

в) буквенная и цифровая агнозия;

г) агнозия на цвета;

д) агнозия на лица.

Предметная агнозия

Этот вид агнозии характеризуется нарушением узнавания предметов или их изображений. В основе лежат дефекты опознанияформы, контуров предмета. Как правило, предметная агнозия воз­никает при двусторонних поражениях височно-затылочных отделов мозга, однако может быть вызвана и односторонним поражением правого или левого полушария.

Двусторонние очаги обусловливают серьезные расстройства предметного гнозиса, больные не узнают даже простых изображе­ний обиходных предметов, путают сходные изображения.

При односторонних височно-затылочных очагах, расположен­ных в правом полушарии, дефекты опознания предметных изобра­жений проявляются в основном в:

— фрагментарности восприятия образа;

— тенденции к дополнению образа до целого по догадке;

— неспособности выделить индивидуальные характеристики, присущие непосредственно данному, конкретному предмету.

При односторонних очагах, расположенных в задневисочных отделах левого полушария, больные не распознают предметы, изо­браженные стилизованно, перечеркнутые и наложенные друг на друга предметы. В целом характер расстройств сходен с правополушарными, но, как правило, симптомы нарушений выражены мяг­че, зачастую необходимы специальные экспериментальные условия для их выявления. Специфичными для левосторонних поражений являются трудности называния объектов, воспринимаемых оптиче­ски, т.е. имеет место «оптическая предметная афазия» (по термино­логии Е.П. Кок). Характерно, что называние тех же предметов, вос­принимаемых не оптически, а тактильно, на ощупь, может не вызы­вать у больных соответствующих затруднений.

Вариантом оптико-гностических расстройств является симуль­танная агнозия (синдром Балинта). Этот вид расстройств характери­зуется сужением объема восприятия до одного объекта. Больные хорошо воспринимают отдельные предметы, но не в состоянии уви­деть группу предметов, охватить ситуацию, изображенную на сю­жетной картинке. Симультанная агнозия возникает при правополушарном или двустороннем поражении затылочных систем мозга.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: