Тема № 20. Движение массовой информации. Виды журналистской информации




 

Движение массовой информации по каналам СМИ состоит из трех основных этапов:

- получение сведений о базовом факте. Это – потенциальная информация о произошедшем событии и реакция на него со стороны СМИ;

- поступление сообщения в канал СМИ. Здесь выполняется отбор, подготовка, актуализация и передача информации массовому потребителю;

- информация воспринимается потребителем. На этом этапе важное значение имеет изучение массового потребителя для обеспечения оптимального участия СМИ в управлении социальными процессами.

Теперь рассмотрим свойства и назначение массовой коммуникации, которая как разновидность человеческого общения обладает своей спецификой и структурой. Основным структурным компонентом является, во-первых, коммуникатор, то есть тот, кто информирует аудиторию о текущих событиях и проблемах; во-вторых, аудитория – те, комусообщается информация; в-третьих, сама информация и канал, то есть техническое средство, с помощью которого информация передается, а опосредованность общения техническими средствами предопределяет основные особенности массовой коммуникации.

Современные исследователи массовых коммуникаций, анализируя структурные особенности коммуникативного процесса, ссылаются на формулу Лассуэлла: «Кто, что, по какому каналу, кому сообщает и с каким эффектом?». Отталкиваясь от этой формулы, можно определить наиболее важные переменные каждой структурной единицы коммуникативного процесса.

Первое структурное звено процесса – коммуникатор в массовых коммуникациях. Наиболее значимые переменные коммуникатора таковы:

- личностные, персональные качества, включая автобиографические характеристики и отношение к тому или иному общественному событию;

- деловая компетенция;

- принадлежность к определенной группе, статус;

- рейтинг популярности.

Второе структурное звено – коммуникативное сообщение. Переменные, которые влияют на восприятие, следующие:

- содержание и смысл,

- форма и стиль,

- понятность изложения,

- аргументированность и доказательность,

- степень персонификации,

- уровень предложенных выводов.

Третье структурное звено – канал. Переменные относительно коммуникационных каналов следующие:

- технические возможности приема,

- уровень компетентности и глубины,

- соответствие уровню персонального интереса.

И последнее структурное звено – кому сообщает и с каким эффектом. Здесь важны демографические особенности групп и мотивационные интересы.

Особенность журналистской информации заключается в ее социальной сущности. На нее распространяются требования, предъявляемые к социальной информации. В духовном отношении журналистская информация характеризуется идеологической заостренностью. В социально-управленческом отношении ей присущ, прежде всего, документализм в отражении действительности.

Широко используя журналистскую информацию, представители социальных институтов считают своей целью создание единого информационного пространства, для чего предоставляют возможность развития социальной информации, приобщая тем самым целые социальные слои и группы к потреблению этой информации. Но для этого необходимо, чтобы уровень мастерства, профессионализм и авторитет журналиста, создающего информационные продукты, был высок и ориентирован на потребителя.

Рассмотрим основные виды журналистской информации: событийная, интерпретирующая и базисная.

Событийная – это так называемая констатирующая, репродуктивная информация. Ее основная цель – осветить ярко факты, события, как правило, без комментария.

Пример событийной информации:

Здравствуй, фестиваль!

Сегодня в Майкопе открывается Первый фестиваль прессы Юга России, на который прибыли представители печатных и электронных СМИ из субъектов РФ в южном округе.

В фестивале примут участие представители средств массовой информации как учрежденных органами власти, так и негосударственных.

Фестиваль, цель которого – достижение мира и согласия в регионе, формирование единого информационного пространства, консолидация журналистов, пройдет под девизом «К взаимопониманию через сотрудничество» («Майкопские новости»).

Представленная событийная информация лаконично раскрывает основной факт и его существенные детали. Оперативность, злободневность, важность репродуктивной информации определяет рост потребителей и расширяет объем публикаций новостного характера. Так, информационные программы телевидения занимают по рейтингу, как правило, второе место после художественных фильмов. Их рейтинг на ОРТ – 85, 6 проц., на РТР – 71, 3 проц., на НТВ – 60, 8 проц. Однако потребности аудитории в событийной, оперативной информации пока не удовлетворяются полностью.

База для событийной, оперативной информации в периодической печати не достаточна. Среди 245 общероссийских газет только 17 выходят ежедневно (5 раз в неделю).

Информация, в которой присутствует анализ, комментарий, выводы, называется интерпретирующей. Важно отметить интерес редакций к интерпретирующей информации и желание подать такое сообщение объемно и броско.

Пример интерпретирующей информации:

Программа роста

На очередном заседании правительства области рассмотрена комплексная программа социально-экономического развития Ростовской области. Министр экономики, международных и внешнеэкономических связей А.М. Брюховецкий озвучил приоритеты в решении проблем. Это развитие экономики области в целом и агропромышленного комплекса в частности, а также получение большой прибыли, которая будет направляться на социальные нужды. В перечне региональных целевых программ, принимаемых к финансированию, из областного бюджета, - стабилизация демографической ситуации, развитие системы образования, повышение занятости населения, поддержка молодежи… Главное, прогнозируется экономический рост, но темпы его из-за возрастающих объемов производства, износа оборудования, неопределенности цен составляют 4 – 6 проц. в год. Валовой региональный продукт увеличился на 7 проц., промышленность дает прибавку в 10 проц. Возрастает прибыль, причем основная ее масса будет получена в промышленности («Молот»).

 

Новостью для читателей в этой интерпретирующей информации является развернутый мини-комментарий, в котором анализируются экономика области и представлен прогноз экономического роста валового регионального продукта.

Интерпретирующую информацию, в которой присутствует анализ, комментарий, выводы, обобщения и прогноз, пока редко можно встретить в программах телевидения и радио, да и в журнальной и газетной периодике доля такой информации не так уж весома. Однако в последние годы интерпретирующая информация стала востребована.

Если журналист использует цитаты, ссылки на высказывания государственных деятелей, предоставляет материал для анализа, при этом в его тексте присутствуют важные аргументы, то его информация носит характер базисный. Это особо важная документальная, теоретическая информация государственного, нравственного, религиозного и другого общезначимого характера.

Пример базисной информации:

Наши первые «Ведомости»

В начале января 2003 года мы отметили 300-летие выхода первой российской печатной газеты. Петр Первый, отношение к новшествам которого сегодня неоднозначное, приложил руку и к делу информирования широких масс о том, что вершилось во время его правления. Указ об учреждении первой русской печатной газеты «Ведомости», о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах, был подписан в декабре 1702 года.

Первый номер газеты, которую Петр Первый готовил собственноручно, вышел 2 января 1703 года. Само название газеты гласило о том, что уже тогда великий преобразователь понимал, что замыкаться в пределах пусть еще не существовавшего Садового кольца не стоит…

Так не будем забывать об истинном назначении газет, каким оно и задумывалось отцом-основателем – «извещение оными о заграничных и внутренних происшествиях» («Молот»).

Значение базисной информации исключительно велико. И пока юридические законы, их отдельные нормы несовершенны, нравственные основы журналистской информации будут иметь первостепенную важность. Однако тираж печатных изданий, в основе которых именно такая информация, очень низкий, всего 1,0 млн. экземпляров.

Таким образом, одной из важнейших профессиональных обязанностей журналиста является творческая работа над созданием журналистской информации. Необходимо отметить, что журналистское творчество все больше и больше становится полифункциональным. В силу места журналистики в структуре производства массовых информационных потоков, оно ассимилирует определенные закономерности других видов производства массовой информации. Журналисты оказываются способными при подготовке массовых информационных потоков замещать и авторов рекламных текстов, и научных популяризаторов. Необходимость сотрудничества с представителями других областей творчества не снимается: «притоки» должны действовать непрерывно и нести в себе все многообразие текстов массовой информации, нужных для общества. Поэтому помимо авторской работы, на плечах журналиста лежит весь круг забот, связанных с производством массовых информационных потоков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: