Употребление синонимов, омонимов




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 97 г. Челябинска»

454128, г. Челябинск, ул. Чичерина, 27-Б, тел. (351) 796-89-74, тел./факс (351) 794-12-51, e-mail: licey97@gmail.com, https://лицей97.рф

 

Русский язык в картинках

 

Обучающийся 6 А класса Прилепкина Софья

Наставник Горшкова Н.В

 

 

Челябинск

2018 г.

 

 

Содержание

Введение ---------------------------------------------------------------------------------- 3

Глава I. Виды речевых ошибок ------------------------------------------------------- 4

Глава II. Сила зрительных образов -------------------------------------------------- 6

Заключение -------------------------------------------------------------------------------------- 8

Список использованной литературы ------------------------------------------------------ 9

 

 

Введение

Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем-либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык – важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в письменной, так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о «речевом идеале», неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их. Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.

При выборе темы для своей работы я руководствовалась, прежде всего, простотой и её доступностью.

Целью моей работы является самостоятельно созданные графические карточки с правилами по русскому языку. Они в красочной и доступной форме упрощают запоминания правил.

В работе ставились следующие задачи:

1) Изучить и систематизировать теоретический материал о видах речевых ошибок;

2) Найти и классифицировать зрительные образы;

3) Разработать бланк опросника и провести анкетирование среди учащихся с целью выявления популярности разных зрительных образов и их эффективности;

4) Создание карточек с учётом проведенного опроса с целью повышения уровня знаний учащихся по русскому языку;

Глава I. Виды речевых ошибок

Произносительные ошибки

Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Например:

Произношение: «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент» («прецедент»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»).

Ударение: «зво́нит», «диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод», «а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «шо́фер», «э́ксперт».

Неуместность

Нередко говорящие используют знаменательные и служебные слова, не учитывая их семантику. Нередко встречаются такие речевые ошибки в СМИ. Примеры их могут быть из разряда «благодаря торнадо, погибло несколько тысяч людей». Предлог, с которого начинается данная фраза, необходимо употреблять только в тех ситуациях, когда мы хотим сказать о том, что вызвало желательный, а не разрушающий результат. Природа данной ошибки скрывается в смысловом отвлечении слова от глагола, который дал толчок для его появления. В приведенном выше случае вместо «благодаря» нужно сказать «вследствие», «из-за» или «в результате».

Несочетаемое

Еще одна вечная проблема многих людей – это то, что они не следят за лексической сочетаемостью фраз, которые произносят. Ведь когда мы выбираем подходящее слово, необходимо следить не только за его литературным значением. Далеко не все конструкции могут гармонично соединяться между собой. Чтобы соблюсти речевой баланс, необходимо учитывать стилистику, грамматические особенности слов и не только. Можно встретить самые различные предложения с речевыми ошибками. Примеры могут быть такого типа: «Хорошему отцу нужно показывать образец своим детям». В данном случае необходимо использовать слово «пример».

Употребление синонимов, омонимов

С неправильным употреблением синонимов часто бывают связаны речевые ошибки на телевидении. Примеры зачастую связаны с неправильным выбором эмоциональной окраски слова и сферы его употребления: «Генеральный директор совершил ляп и сразу же приступил к его исправлению». Гораздо лучше для данной ситуации подошло бы нейтральное слово «ошибка», вместо выбранного жаргонного.

Новое и старое

Многие виды речевых ошибок бывают связаны с использованием неподходящих новых и устаревших слов. Нередко авторы неудачно вписывают их в контекст или придумывают собственные, неподходящие их формы. Так, в предложении «В этом году на ямочный ремонт выделено более двадцати тысяч рублей» авторский неологизм «ямочный ремонт» означает «ремонт ям», что невозможно понять без дополнительного контекста.

Мы выяснили, «как» и «почему» люди допускают речевые ошибки. А сейчас рассмотрим метод борьбы с ними.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: