Обучение детей дошкольного возраста в игровой форме




 

Основатель дошкольной педагогики Ф. Фребель писал: «Игра – это высшая ступень человеческого развития в детском возрасте, ибо игра есть свободное выражение внутреннего (мира) <…> Источники всего доброго, духовного, человечного находятся в игре и исходят из нее».

Подобное цитирование можно было бы продолжать и дальше, приведя множество научных фактов. Но в данном случае важно показать, что именно игровая деятельность в дошкольном возрасте является главным источником развития ребенка.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Но на протяжении всего дошкольного возрастного периода игровая деятельность меняется.

Младшие дошкольники (3–4 года) в основном играют в одиночку. Сюжетом игры является воспроизведение действий тех взрослых, за которыми они наблюдают в жизни. Большинство задач ребенок решает с помощью практических действий.

Средние дошкольники (4–5 лет) предпочитают совместные игры с другими детьми, в которых главным является имитация отношений между людьми. Начинают вызывать интерес игры-соревнования, которые способствуют формированию у детей мотивов достижения успеха. Что способствует проявлению лидерских и организаторских качеств.

Старший дошкольник (5–7 лет) может играть длительное время, до нескольких дней. В своих играх ребенок уже воспроизводит морально-этические нормы. Ребенок активно знакомится со свойствами предметов, развивается конструирование, усваиваются простейшие трудовые навыки, развивается практическое мышление, ребенок учится пользоваться предметами обихода, инструментами, знает их четкое назначение. В этот период рисунок ребенка становится объемным и сюжетным.

Ведущим видом деятельности ребенка становится сюжетно-ролевая игра, конструирование, рисование, домашний труд. В это время активно развивается сенсорная сфера ребенка. Он способен заметить различие между разновысотными звуками, звуками, похожими по произношению, усвоить ритмический рисунок, определить положение предметов в пространстве, промежутки времени и многое другое. В точности воспринимать цвета, формы, величины, разницу веса. Значительно и стремительно возрастает осмысленность восприятия, т. е. представления об окружающем мире расширяются и углубляются.

Существуют три основных вида мышления дошкольника:

ü наглядно-действенное;

ü наглядно-образное;

ü словесно-логическое;

К старшему дошкольному возрасту (5–7 лет)ведущее значениеприобретает наглядно-образное мышление. На фоне его закладывается основа логического мышления. При выполнении интеллектуальной деятельности: решении головоломок, отгадывании ребусов, шарад, загадок и других игр с использованием наглядного методического материаларазвитие проходит гармоничнее.

Особенностипамятидошкольника:

ü наиболее развита образная память, в том числе такая ее разновидность, как эйдетическая этот вид памяти характеризуется зрительной, способностью четко, точно и детально, без затруднений помнить и восстанавливать зрительные образы виденного в течение достаточно длительного времени;

ü запоминание происходит лучше, если оно организовано в ходе игровой деятельности, характерно непроизвольное запоминание (в процессе игры);

ü при постановке задачи запоминание происходит механически, т. е. путем повторения;

ü дошкольник с удовольствием слушает уже слышанное ранее, таким образом тренируя свою память;

ü хорошо развита эмоциональная память, большая впечатлительность ребенка приводит к тому, что сохраняется большое количество ярких образов детства.

Особенности воображения дошкольника:

ü образы воображения легко возникают.

ü образы воображения дошкольника отличаются яркостью, эмоциональностью, оригинальностью замыслов, хотя чаще всего эти замыслы отталкиваются от уже ранее известного (воссоздающее воображение, то что основано на базе уже имеющихся знаний);

ü фантазии ребенка направлены на его будущее,в норме они часто носят не постоянный характер;

Продолжает активно совершенствоваться речь ребенка. Этому способствует игровая деятельность, по ходу которой дети договариваются о правилах, распределяют роли в игре. По мере овладения ребенком более сложными видами деятельности, речь становится все более развернутой. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря.

Чтобы приучить ребенка к умственному труду необходимо сделать процесс обучения интересным, занимательным. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее и активнее. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат. Игровые методы являются наиболее перспективными. В игре всё происходит «как будто», «понарошку», а обучение – это всегда серьёзно. Особое место занимают совокупность предметов и явлений, знаков (моделей), действия и слова. Реализация принципа наглядности, репрезентация сложных абстрактных математических понятий в доступной форме, словесное подкрепление взрослого способствуют формированию представлений и понятий. Помогает ввести детей в сферу логико-математических представлений. Развивающие игры, проблемные и поисковые задания активизируют детей, способствуют развитию самостоятельности, логического мышления.

Классический пример: можно организовать игру в магазин, чтобы научить ребенка пользоваться весами (знать названия всех овощей, фруктов и т. д.): использовать настоящие весы (овощи, фрукты), на которых дети буду взвешивать разные предметы, определять cтоимость товара. В подобных играх (дидактических) дети, возможно, и научатся взвешивать, отмерять, считать «деньги», давать сдачу. Однако в центре их внимания будут находится действия с весами (овощами, фруктами), счет и т. п. И еще одной важной составляющей будет освоение новых ролей (продавец, покупатель), стиль поведения в магазине, навык произвести выбор товара, выразить свое мнение о качестве товара, его стоимости, о уместности торга (на рынке с продавцом) и многое другое, все как в жизни. Это ценный опыт для ребенка. Психологическая готовность быть полноценным покупателем и возможно продавцом будучи уже взрослым. Игры из детства часто раскрывают потенциал человека. Выявляют способности, склонности и таланты. Чем детальнее будут игры в детстве, тем более подробное представление будет у ребенка о профессиях. За последнее время велика тенденция (даже среди подростков при выборе будущей профессии) к недостаточной информированности детей о роде занятий различных профессий. А порой…увы встречается дезинформация.

Для каждого ребенка определяется индивидуально, в зависимости от общего развития, условий жизни, окружения, интересов семьи. Важно, чтобы этот процесс был неотрывен от игровой деятельности. Сегодня одними из лучших методик считаются нетрадиционные методики раннего обучения ГленаДомана, Николая Зайцева, Людмилы Шелестовой, Евгении Чаплыгиной. В основе которых лежит игра, которая вызывает у детей радость, эмоциональный подъем и ощущение праздника. Использующие для развивающего обучения игрушки и различные игры. Большим преимуществом является то, что дети играют и обучаются одновременно на совершенно добровольной основе с желанием. Они заинтересованы в результатах и не переутомляются. Так развитие логики прекрасно прогрессирует на играх Никитина. Настольные игры постепенно обучают математике, правилам движения, буквам и чтению (отлично, когда все можно трогать, дергать, трясти, считать, шуршать, толкать, рассматривать, вытаскивать, размазывать и т. д). В процессе игры у детей формируется усидчивость, терпение и навыки достойного поведения.

Уважаемые родители!

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки помните пожалуйста всегда, что через игру мы – взрослые формируем ребенка. Что даже за игру мы – взрослые несем ответственность.

Желаю Вам успехов и терпения. Ваш психолог: Панфилова Юлия Александровнa.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: