VI. Продолжение работы по теме урока




Тема урока: А. А. Фет «Ласточки пропали».

Цели:

образовательная – познакомить детей со стихотворением А. Фета «Ласточки пропали…»;

развивающая – развивать образное мышление; совершенствовать лексической стороны речи;

вырабатывать навык сознательного, выразительного чтения;

воспитательная - эстетически воздействовать на чувственную сферу через слово; прививать интерес

к наблюдениям за природой, внимание к художественному слову; воспитывать

стремление к самостоятельному познанию.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Подготовительная работа.

  1. Загадки.

Слайд 2.

Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь.)

Слайд 3.

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет. (Ветер.)

Слайд 4.

Солнца нет, на небе тучи,

Ветер вредный и колючий,

Дует так, спасенья нет!

Что такое? Дай ответ! (Осень.)

- Что объединяет эти загадки? (Тема осени.)

  1. Речевая разминка

Слайд 5.

Осенью.

Когда сквозная паутина
Разносит нити ясных дней
И под окном у селянина
Далекий благовест слышней,

Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы.

А. А. Фет

- Прочитаем стихотворение все вместе, в медленном темпе.

- Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении?

(Дети делятся своими впечатлениями.)

- Прочитайте с интонацией удивления.

- Прочитайте с утвердительной интонацией.

- Прочитайте с интонацией раздражения.

- Прочитайте с интонацией восхищения.

- Прочитайте с весёлой интонацией.

- Прочитайте выразительно.

 

III. Проверка домашнего задания.

- Вспомните имена поэтов, произведения которых мы изучали.

- Стихи каких поэтов похожи по настроению? (Стихи К. Бальмонта, А. Плещеева.)

- Какое из них вы выучили? Прочитайте.

IV. Работа по теме урока.

  1. Подготовительная работа.

Слайд 6.

Рассказ учителя.

Афанасий Афанасьевич Фет родился (1820 – 1892) – замечательный русский поэт. Он родился в селе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии. Когда мальчик подрос, он воспитывался в пансионе Крюммера и Погодинском пансионе в Москве. В 1838 г. Он поступил в Московский университет, где начал писать стихи. В 1840 г. Вышел его первый поэтический сборник под инициалами А. Ф.

С детства поэт любил природу родных лесов и полей. Нравилось ему наблюдать за приходом весны, когда природа просыпается:

Снова птицы летят издалёка,

К берегам, расторгающим лёд,

Солнце тёплое ходит высоко

И душистого ландыша ждёт.

А за весной – лето приходило с ягодами, грибами, купанием в реке и катанием на лошадях

За мглой ветвей синеют неба своды,

Как дымкою подёрнуты слегка,

И, как мечты почиющей природы,

Волнистые приходят облака…

 

Но уносили грачи, ласточки, утки лето красное далеко – далеко, за синие горы. И наступала осень. Какая она в стихах Фета? Я предлагаю вам узнать это. Послушайте стихотворение «Ласточки пропали».

Первичное восприятие и обсуждение стихотворения.

Слайд 7. (Слушают аудиозапись, следят по учебнику на с. 71.)

- Что представили, слушая стихотворение?

- По каким признакам вы узнали, что в стихотворении изображена осень?

- Найдите строки, в которых изображается осеннее замирание природы

- О какой осени рассказывает автор?

V. Физкультминутка

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вдохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

И читать, друзья, начните.

VI. Продолжение работы по теме урока

- А сейчас мы будем анализировать стихотворение по частям.

1 часть (Дети читают 1 часть вслух).

- Что вы представили?

- Что сказано о ласточках?

- Что значит «пропали»?

- О каких ещё птицах говорится в этой части?

- Когда грачи летали?

- Что такое заря? (Слайд 8.)

- Почему следующая строчка начинается со слова «всё»? (Значит, долго грачи летали.)

- С чем сравнивает автор стаю грачей? (С сетью) (Слайд 9.)

- Почему используется такое сравнение?

- Сравнивая стаю с сетью, автор использует приём, который называется – сравнение.

- Как летала стая, похожая на сеть?

- Что значит «мелькала»?(Работа со словарём) (Показ действия на слайде 10.)

- Где мелькала стая?

- Для чего автор использует слово «вон»?

- Как прочитаете это слово?

2 часть. (Дети читают 2 часть вслух).

- Какую картину вы увидели?

- Что вы услышали?

- Прочитайте 1 и 2 строчки. О каком явлении природы говорит автор?

- Как автор сказал об этом?

- Что значит спится?

- Прочитайте 3 строчку.

- Почему лист, а не листья?

- Почему лист сухой?

- Что значит «валится»?

- Обратите внимание на ударение в этом слове.

- Ещё раз прочитайте строчку, в которой говорится о листе.

- Что услышали? (Повторяется звук [с])

- Автор, подобрав такие слова, создаёт шорох листьев звуками. Такой приём называется – звукопись.

- Прочитайте последние строчки этой части.

- Какой образ появился? (Образ ветра.)

- Что сказано о ветре?

- О ком можно так сказать?

- Ветер, как человек – злится.

- Какой приём использует здесь автор? (Олицетворение.)

- Какое слово в этой строчке подскажет, как читать эти слова?

- Как ветер может стучать в окно?

Часть.

- Прочитаем 3 часть вслух.

- В предыдущих частях автор рисует картину природы, а в этой части он говорит о своих чувствах.

- Докажите. Найдите эти строчки, прочитайте.

- О чём просит автор?

- Почему?

- Какой знак стоит в конце предложения?

- Для чего автор использует этот знак?

- Автор просит зиму поскорее наступить.

- Какие птицы уносят на крыльях последние дни осени? (Журавли.)

- Как они летят?

- Почему они кричат?

- Они, действительно, испугались?

- Автор сравнивает. Определите, какой прием использовал автор? (Сравнение.)

- Почему журавли кричат?

- Куда летят птицы?

- Обратите внимание на постановку запятых в этих строчках. После слова «раскричавшись», необходимо сделать паузу, почему?

- Подготовьте выразительное чтение этой части плану самостоятельно.

- Обратите внимание на знак, который стоит в конце 3 части. Как он называется? (Многоточие.)

- Как вы думаете, почему здесь поставлен этот знак?

- Я думаю, что вам будет интересно узнать, как заканчивается это стихотворение.

- Попробуйте узнать это самостоятельно дома.

VII. Рефлексия.

- Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока. (Слайд 11.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: