Если в вашей жизни нет конфликтов –
проверьте, есть ли у вас пульс…
Каждый человек имеет свой жизненный опыт. Поскольку мы воспринимаем мир неодинаково, возможны и неверное восприятие, и недоразумения, и различия в ценностях и потребностях. Эти различия влияют на то, как мы реагируем, чувствуем, думаем, действуем. Чтобы быть успешными, необходимо расширить своё видение и восприятие мира.
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.
Самое неприятное в конфликте - страх, злоба, обида, взаимные упреки, оскорбления и даже рукоприкладство.
Как вы думаете, каковы же причины конфликтов?
Причины конфликта:
1. Неумение владеть своими эмоциями.
2. Люди не подходят друг другу по поведению, характеру, взглядам.
3. Вмешивается в конфликт кто-то третий.
4. «Ошибка настроения».
«Заглаживание» конфликта, уход от его решения может привести к проблемам куда более серьезным:
проблемы физического плана, связанные со здоровьем;
проблемы психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, потеря друзей, дружбы, авторитета, уважение к себе и другим людям, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т.п.);
проблемы социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).
Неадекватное поведение в конфликте приводит к поспешным, необдуманным действиям, ухудшает отношения между людьми, приводит к нарушению границ толерантности.
Но ведь конфликты могут возникать не только между взрослыми. В детском саду, к сожалению, часто возникают споры между педагогом и ребёнком.
|
В детском возрасте с конфликтными ситуациями мы сталкиваемся постоянно, порой бывает очень трудно в них разобраться.
Причины возникновения конфликтов различные. И длительность конфликтной ситуации также бывает разная. Иногда конфликт может тянуться несколько дней, а иногда завершиться за несколько минут.
В общении детей друг с другом возникают ситуации, которые требуют согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Поэтому, мы должны научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить своё желание, выслушать желание другого, договориться.
При возникновении конфликтной ситуации воспитатель должен высказывать детям, свое отношение к случившемуся, фраза «разбирайтесь сами, вы – уже взрослые» совсем не подходит. Если ребенок просит помощи, мы обязаны ему ее дать.
Нужно учить детей объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения (уже в раннем возрасте возможно совместное принятие решения).
При наблюдении за детьми в конфликтной ситуации вы часто видите, что дети по-разному разрешают возникшие проблемы. Одни дети пытаются разрешить спор силовыми методами для достижения своих целей. Дети, хорошо владеющие коммуникативными методами, улаживают свои споры и разногласия более мирными ненасильственными способами.
Разрешение конфликта во многом зависит от умения педагога вовремя заметить момент перерастания разногласия, дискомфорта в конфликтную ситуацию.
|
В разрешении детских конфликтов каждый педагог должен обеспечить нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.
Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности:
Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл. И здесь педагогу важно следить за тем, чтобы дети учились объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения.
Деструктивный метод «Уйду, и не буду с ним играть, общаться», «Сам буду играть», либо привлечение внешних средств для разрешения конфликта «Позову воспитателя и она всё равно решить проблему», либо агрессивное её разрешение «Всех побью и сделаю так, как я этого хочу»).
Конструктивный выход из конфликта предполагает продвижение вситуации и её разрешения «Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть»).
Каких же принципов придерживаться воспитателям?
1. Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешать.
2. Очень важен личный пример воспитателя, когда его оценки касаются только поступков детей.
3. Развитие самоконтроля – это когда дети знакомы с определенными стандартами, правилами, регуляторами, которые помогают в конфликтной ситуации.
4. Развитие навыков общения детей со сверстниками.
5. Воспитатель предлагает детям дошкольного и младшего школьного возраста игры и активно в них участвует.
6. Для доверительных бесед с детьми в группе можно оборудовать такие уголки и зоны как: «Уголок доверия», «Уголок для друзей», «Островок доверия», «Секретная комната», «Стол переговоров», «Коврик мира», «Мирные стулья».
|
Ролевая игра «Разыграем конфликт»
Участники делятся на две подгруппы, одна подгруппа в конфликте играет роль родителей, а другая – воспитателей. Раздаются тексты конфликтных ситуаций.
1 ситуация:
- Воспитатель: Ваш малыш постоянно мочится в штанишки. А в сончас и вовсе с головы до ног промок!
- Родитель: Вы знаете, дома ведь он по-другому себя ведет…просится в горшок.
- Воспитатель: Только спросила, хочет ли он в туалет - говорит, нет, отвернешься – штанишки мокрые и глаза полные слез. Вам, наверное, нужно к врачу. Я не могу все время за ним бегать!
- Родитель: Я думала присмотр и уход за ребенком пока он в саду, ваша задача. Вы за это деньги получаете!
- Воспитатель: У меня в группе 20 детей … Я не могу заниматься только Вашим ребенком!
Вариант разрешения 1 ситуации:
- Воспитатель: Замечательный малыш, очень любит слушать стишки-потешки, начал играть с детьми, но часто мочится в штанишки.
- Родитель: Вы знаете, дома ведь он по-другому себя ведет…просится в горшок.
- Воспитатель: Не волнуйтесь, адаптация – это стресс для каждого ребенка. Старайтесь придерживаться рекомендаций специалистов, и принесите сменное белье.
- Родитель: Спасибо Вам, думаю мы скоро привыкнем к саду. (сотрудничество).
2 ситуация:
- Родитель: Моя знакомая водит ребенка в д/с «Мотылек». Очень хорошие воспитатели: читают детям сказки, стихи, учат песни.
- Воспитатель: (смеется) Мы нашим деткам также читаем сказки, стихи, учим песни и разносторонне развиваем. Вас что именно не устраивает?
- Родитель: Я спрашивала у дочери, она не знает наизусть ни стихов, ни песен. Хотя они с девочкой знакомых одного возраста.
- Воспитатель: Ко мне какие могут быть претензии? Вас здесь никто не держит, идите в «Мотылек»!
Вариант разрешения 2 ситуации:
- Родитель: Моя знакомая водит ребенка в д/с «Мотылек». Очень хорошие воспитатели: читают детям сказки, стихи, учат песни.
- Воспитатель: (смеется) Мы нашим деткам также читаем сказки, стихи, учим песни и разносторонне развиваем. Можете в любой день прийти и послушать.
- Родитель: Я спрашивала у дочери, она не знает наизусть ни стихов, ни песен. Хотя они с девочкой знакомых одного возраста.
- Воспитатель: У нас в группе очень много талантливых и творчески активных ребят, и Алиса не исключение. В группе со всеми детками поет и читает стихи. Чтобы полностью раскрыть ее таланты, думаю, нужно чаще заниматься с ней: вам – дома, а нам - в саду. (сотрудничество)
В заключении хочется сказать следующее – в школах верховой езды не хвалят наездника, который может удержаться на вздыбленной лошади, как вы думаете, почему? (Под опытным жокеем лошадь никогда не встанет на дыбы.) Так же и с конфликтами. Конечно, умный, знающий человек найдет выход из любого положения, но мудрый в него не попадет. А значит, мудрый не доведет отношения до конфликта.
Я желаю вам, чтобы конфликтных ситуаций в вашей практике встречалось как можно меньше. Чтобы каждый из вас умел вовремя заметить тот момент, когда можно предотвратить конфликт между детьми. Спасибо за внимание!