Законы и обычаи праздника Суккот




Суккот отмечается 7 дней: 15-21 Тишрея

Об этом написано в Торе: "Отмечай праздник Суккот семь дней после сбора урожая..." (книга " Дварим ", 16:13). Поэтому Суккот называется праздником сбора урожая.

В Торе сказано: " В шалашах поселитесь на семь дней; каждый житель в Израиле поселится в шалаше - чтобы знали потомки ваши, что в шалашах поселил Я сыновей Израиля, когда выводил их из Египта ". Ваикра 23:42-43. Поэтому Суккот называется праздником Шалашей (или собственно Суккот).

Почему шалаши? Тора дает нам объяснение: "...чтобы знали потомки ваши, что в шалашах поселил Я сыновей Израиля, когда выводил их из Египта".

Почему надо переселяться в шалаш?

Моисей сказал, что израильтяне должны раз в год переселяться в шалаши, чтобы не забывать о том, как жили в пустыне их предки. Шалаш, или сукка - это символ непрочности нашего существования. В Суккот человек полностью доволен собой, и именно в этот момент его подстерегает опасность. В чем же она состоит? А в том, что тогда, когда мы считаем, будто всего достигли: собрали урожай и состоялись материально, а также получили отпущение грехов на Йом-Кипур и состоялись духовно, а еще вспоминаем о том, как наши предки вышли из Египта и получили Тору, и прошли по пустыне, мы можем забыть о том, как непостоянна жизнь. Поэтому на вершине успеха мы селимся в шалаше. И еще…

Дом - прочный, с крепкими стенами и крепкой крышей, постоянно - круглый год - стоящий на одном месте; дом, которому не страшны ни ветер, ни дождь, ни снег - это и есть символ устроенной жизни. Но с точки зрения еврейской традиции, в нем есть большая опасность: он гипнотизирует своей материальностью

Праздник Суккот говорит человеку: раз в год, на неделю - вспомни о том, что материальное благополучие - это еще не все. Что в любой момент материальное благополучие может ухудшиться или совсем исчезнуть. А духовные ценности остаются навсегда.

Шалаш надо строить по определенным законам:

Правила построения шалаша:

¨ Шалаш должен находиться под открытым небом. Его нельзя ставить под крышей, навесом, деревом.

¨ Покрывают шалаш срубленными или сорванными растениями. Это могут быть ветки и листья деревьев. Или любым материалом естественного происхождения. Крыша шалаша называется схах

¨ Схах должен быть достаточно плотным, чтобы днем в нем была тень, а ночью через него были видны звезды

¨ Сначала надо ставить стены и лишь потом накрывать их схахом.

¨ Стены не должны двигаться от ветра

¨ Шалаш должен иметь не менее трех стен

¨ Шалаш должен быть красиво украшен. Принято украшать шалаш плодами, урожай которых был собран в месяце Тишрей, и тем, что сделано собственными руками

Законы и обычаи праздника Суккот

¨ Нам заповедано все 7 дней жить в шалаше, что означает – есть, спать, учиться, общаться, весело проводить время только там.

НО…

Из шалаша можно уходить, если идет сильный дождь.

Больной человек может не оставаться спать в шалаше.

¨ В первый день праздника Суккот не работают (вне земли Израилевой – 2 дня)

¨ Принято приглашать в гости бедных людей

¨ Седьмой день праздника называется Гошана Раба. Традиция говорит, что до этого дня еще можно исправить приговор.

¨ Восьмой день после Суккота – Шмини Ацерет - не рабочий день

¨ Арба миним (четыре вида растений)

Тора заповедовала нам сделать «букет» из этрога (цитрус), лулава (пальмовой ветви), адаса (мирта) и аравы (речной ивы).

Берут одну пальмовую ветвь, три адаса справа и две аравы слева. Все растения связывают вместе. В синагоге становятся лицом к Иерусалиму (к Арон кодеш) и двигают «букет» в определенном порядке

Арба миним похожи на людей:

этрог - вкусный плод с очень приятным запахом (символизирует людей, совершивших много добрых дел и изучающих Тору;

лулав - плод дерева, сладкий, но без запаха, поэтому он символизирует людей, которые много времени тратят на изучение Торы, но недостаточно усердно выполняют ее заповеди;

hадас - с прекрасным запахом, но совершенно безвкусный - ассоциируется с людьми, совершающими много добрых дел, но недостаточно изучающими Тору;

арава - без вкуса и запаха, символизирует тех людей, которые не могут похвастаться ни добрыми делами, ни изучением Торы.

Собирая эти четыре вида растений вместе, мы как бы собираем вместе весь еврейский народ, такой разный, каждый со своими особенностями. Но только вместе еврейский народ сильный и достойный благословения Всев. Отсюда еще один смысл праздника: Суккот – это праздник единения

Во времена существования Храма с Суккотом связывали ритуал «черпания воды из источника и возлияния ее на жертвенник». Дни Суккота были единственными в году, когда на жертвенник, кроме вина, лили еще и воду. Эта пора отводилась для наибольшего веселья, когда даже самые степенные и уважаемые раввины пели и плясали. В Талмуде сказано, что тот, кто не видел радости черпания воды, вообще не видел настоящего ликования. А оно действительно велико, ведь в дни Суккота евреи радуются своему духовному очищению. Про раввина Шимона бен Гамлиэля, руководителя Синедриона, рассказывают, что он брал в руки восемь зажженных факелов и жонглировал ими в знак своей радости.

В чем же состоял ритуал возлияния воды на жертвенник? Его проводили утром, во время жертвоприношения. Стечение народа было огромным, все радовались и веселились. Жрецы, которые назывались коэнами, наполняли водой специальный золотой сосуд, вмещающий три лога – около 1.5 литра. Воду черпали из Силоама, древнего водоема, основного источника водоснабжения в Иерусалиме. Затем коэны, сопровождаемые толпой народа, направлялись к Храму, и входили через Водяные ворота, и трубили в шофар в знак праздничного ликования. Коэн, которому выпадала честь проводить богослужение, поднимался к жертвеннику, где стояли друг рядом с другом две известняковые чаши: та, что западнее - для воды, та, что восточнее - для вина (ее носик был чуть пошире, потому что вино вытекает медленнее).

¨ Ушпизин

Речь идет о семи евреях, имена которых столь известны в истории еврейского народа: Авраhам, Ицхак, Яаков, Йосеф, Моше, Аhарон и Давид. Каждый из них в свое время отказался от удобной и привычной жизни, чтобы выполнить заповедь, данную ему Всев., и за это удостоился стать руководителем еврейского народа.

Читаем дальше J

Шмини Ацерет 22 тишрея

Шмини Ацерет – на восьмой день – остановка (праздник). Жить в шалаше уже не надо.

В этот день читают тфилат ха-гешем – молитву о дожде. Поскольку от того, какой дождь прольется на Землю Израиля в течение зимы, зависит урожай, который на ней вырастет, традиция считает, что тем самым Всевышний выражает меру Своего благословения к Земле на этот год.

Смысл праздника заключается в следующем: вот прошел праздник Суккот, и наступают обычные будни. Хочется сделать остановку на один день, чтобы еще раз прочувствовать, как хорошо было в Суккот, ведь Суккот – это праздник единения. В Шмини Ацерет обновляется единение еврейского народа на весь следующий год.

Заканчивается Суккот последним праздником еврейской осени - 23 Тишрея - Симхат Тора - радость Торы

¨ В Израиле 23 тишрея Шмини Ацерет заканчивается праздником Симхат Тора

¨ В диаспоре 22 тишрея отмечают Шмини Ацерет, а 23 тишрея - Симхат Тора

Вся Тора разделена на недельные главы, чтобы за год евреи в любой стране могли прочитать всю Тору, то есть начать и закончить в одно время. Недельные главы читаются в синагоге в Шаббат. В день праздника Симхат Тора заканчивается чтение Торы и…начинается чтение Торы сначала. Поэтому в этот день читают последнюю часть последней главы и первую часть первой главы, чтобы показать, что евреи читают Тору без перерыва. Принято в этот день вызывать к Торе всех (для этого читают отрывки по несколько раз), даже маленьких детей, и выносить из арон hа-кодеш все имеющиеся в синагоге свитки Торы, с которыми танцевать вокруг бимы 7 раз (свиток Торы весит приметно 15 кг). Еще принято в этот день начинать учить маленьких детей Торе

Песни, танцы со свитками Торы в руках в течение нескольких часов, праздничное застолье - так радуется народ Израиля в этот день, отмечая, в сущности, еще один Новый Год - новый год чтения Торы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: