Роль ИПР в организации
Профессиональной подготовки
И трудовой деятельности
граждан с тяжелой инвалидностью
Особые условия обучения, создаваемые в центрах профессиональной подготовки для лиц с ограниченными возможностями здоровья,
требуют повышенного финансирования. Для объективной
оценки потребности конкретного обучающегося в тех или
иных специальных условиях обучения необходимо, чтобы со-
ответствующие потребности были включены в индивидуальную программу реабилитации инвалида (далее-ИПР) инвалида.
ИПР инвалида с соответствующей записью об особых услови
ях обучения является экспертным подтверждением необходи-
мости специальных условий обучения.
Центр социальной адаптации и профессиональной подго-
товки для молодых людей с тяжелыми психическими наруше-
ниями г. Москвы, например, составляет рекомендации для включения в ИПР соответствующих услуг. Обучающиеся Центра приобретают навыки самостоятельного выполнения определенной операции или определенно-
го технологического процесса на адаптированном рабочем месте
и по определенной профессии. Соответственно, в рекомендаци-
ях указываются особые условия и дополнительные услуги, кото-
рые для этого необходимы: сопровождение в процессе обучения,
сопровождение к месту обучения и обратно, услуги по психоло-
го-педагогической коррекции, социальной реабилитации.
Отметим, что вначале психолого-педагогический конси-
лиум Центра профессиональной подготовки обследует по-
тенциального студента и решает, где и как он может обучаться
в системе этого Центра. Это заключение психолого-педагоги-
ческого консилиума ложится в основу рекомендаций для со-
|
ставления ИПР инвалида.
С родителями потенциальных студентов Центра професси-
ональной подготовки в большинстве случаев нужно проводить
такую же большую разъяснительную работу, как и с родителя-
ми детей младшего возраста при организации реабилитации
или образования. Родители могут быть не готовы к походу на
медико-социальную экспертизу: и сам поход вызывает у них
физический и психологический дискомфорт, и цель похода им
непонятна — почему нельзя учиться без записи в ИПР? Поэто-
му родителям необходимо разъяснять, что их взрослый ребенок
не может учиться в обычных условиях, ему необходимы особые
условия обучения (особая организация обучающего процесса,
особые формы и методы обучения, особые педагоги и специали-
сты, особое сопровождение процесса обучения). Для финанси-
рования этих условий необходимо включение соответствующих
рекомендаций в ИПР инвалида. Заметим, что запись в ИПР —
это еще и официальный статистический показатель потребно-
стей лиц, признанных инвалидами, в тех или иных услугах.
Оказывая в такой ситуации правовую поддержку адми-
нистрации колледжа и родителям студентов, мы столкнулись
с тем, что сотрудники бюро МСЭ, заполнявшие ИПР, не сразу
признавали возможность включения в ИПР рекомендаций по
профессиональной подготовке (по осуществлению какой-ли-
бо трудовой деятельности) для лиц с тяжелыми психическими
нарушениями. Сотрудники бюро МСЭ считали, что если у ин-
валида есть возможность осуществлять трудовую деятельность,
ему нужно менять степень ограничения способности к трудо-
|
вой деятельности, а может быть, и группу инвалидности. (За-
бегая вперед, скажем, что ни одному из обратившихся в МСЭ
не изменили ни то, ни другое.)
Позиция бюро МСЭ, тем не менее, имела под собой некото-
рое основание. Дело в том, что на тот момент, когда мы помога-
ли решать рассматриваемый вопрос, действовали «Классифика-
ции и критерии…», содержавшие такую формулировку третьей
(сопровождающейся наиболее выраженными ограничениями)
степени способности к трудовой деятельности: «Неспособность
к любой трудовой деятельности или невозможность (противо-
показанность) любой трудовой деятельности». Если у человека
была возможность осуществлять какую-либо трудовую деятель-
ность, у него не могла быть установлена третья степень выра-
женности ограничений способности к трудовой деятельности,
и поэтому имелись основания для пересмотра группы инвалид-
ности (группа инвалидности находится в прямой зависимости
от степени ограничения одной из категорий жизнедеятельно-
сти или их сочетаний). Приказом Минздравсоцразвития РФ от
26.01.2012 г. № 60н формулировка третьей степени ограничения
способности к трудовой деятельности была изменена и теперь
она имеет следующий вид: «Способность к выполнению трудо-
вой деятельности со значительной помощью других лиц или не-
возможность (противопоказанность) ее осуществления в связи
с имеющимися ограничениями жизнедеятельности». Прежняя
формулировка, применявшаяся до 27.03.2012 г. (дата вступле-
ния изменений в силу), ставила под угрозу группу инвалидно-
|
сти, а при определенных обстоятельствах — и размер пенсии
при включении в ИПР рекомендаций по профессиональному
обучению и трудовой деятельности для граждан с тяжелыми
формами инвалидности, но с изменением этой формулировки
все объективные опасения родителей были сняты.
Сотрудникам бюро МСЭ в рассматриваемом случае было
трудно понять, чему и как может обучаться человек с достаточ-
но тяжелыми психическими нарушениями. Это основная и ти-
пичная проблема составления ИПР: профессиональной подго-
товкой таких людей в России начали заниматься сравнительно
недавно, практики почти нет, и специалисты, в том числе из
медико-социальной экспертизы, оказались к этому не готовы.
Кроме того, сотрудники бюро МСЭ еще не имели сведений
о конкретных возможностях профессиональной реабилитации
инвалидов с тяжелыми нарушениями психического здоровья.
Напомним, что особые условия для профессиональной
подготовки могут быть созданы и без соответствующей запи-
си в ИПР, так как само установление инвалидности является
правом, а не обязанностью лица. У лица, не имеющего офици-
ально установленного статуса инвалида, вообще нет ИПР. От-
сутствие рекомендаций по специальным условиям обучения
в ИПР не может являться основанием для ущемления права
на профессиональную подготовку в особых условиях. Но наша
задача состоит в следующем:
1) добиться, чтобы ИПР была не формальным («пустой
бумажкой»), а реально работающим правовым меха-
низмом, облегчающим лицам с ограниченными воз-
можностями доступ к индивидуально необходимым
реабилитационным услугам;
2) выявить возможности людей с тяжелыми нарушениями
здоровья, а также возможности государства и общества
по обеспечению прав этих людей в сфере профессио-
нальной подготовки и труда с помощью предоставле-
ния специальных рекомендаций в бюро МСЭ от роди-
телей студентов, обучающихся в особых центрах про-
фессионального обучения. Бюро МСЭ не справляются
с самостоятельной оценкой возможностей, способно-
стей и потребностей человека с тяжелыми нарушени-
ями здоровья и определением необходимых для него
условий профессионального обучения и трудовой де-
ятельности, поэтому в обращениях с рекомендациями
содержится важная для учреждений МСЭ информация.
В ИПР гражданина с инвалидностью (с наруше-
ниями психического здоровья), проживающего в пси-
хоневрологическом интернате системы социальной за-
щиты населения, в графе «Запись о трудовых рекомен-
дациях» значилось: «Работа в интернате».
Волонтеры (представители религиозной орга-
низации, оказывающие помощь гражданам, прожи-
вающим в интернате) нашли работодателя, который
организовал для нескольких человек из интерната спе-
циальные рабочие места, на которых они трудились
в сопровождении волонтеров. При очевидных положи-
тельных сторонах этой инициативы (и граждане с ин-
валидностью, годами не покидавшие стен интерната,
вышли в жизнь, приносят пользу; и бизнес реализует
редкий социальный проект, не привлекая ненужного
внимания) все же возникли проблемы: интернат стал
препятствовать выходу подопечных на работу, а рабо-
тодатель столкнулся с проблемой оформления трудо-
вых отношений с этими гражданами и перспективой
неприятных последствий (неисполнение ИПР может
рассматриваться как нарушение трудового законода-
тельства о труде граждан с инвалидностью). Так од-4
на непрофессиональная запись может перечеркнуть
все благие начинания по реальному продвижению
общества к гуманности и прогрессивным социальным
отношениям.
Такая запись в ИПР, как «работа в интернате», не дает ка-
ких-либо представлений о трудовых возможностях гражданина.
Она решает одну задачу — запереть человека в интернате. Си-
туация критична, поскольку без сторонней помощи эти граж-
дане не могут инициировать внесение изменений в ИПР. На-
деемся, что у волонтеров хватит сил переломить эту ситуацию.
Записи о трудовых рекомендациях в ИПР имеют первостепен-
ное значение для организации специальных мест профессиональ-
ного обучения, специальных рабочих мест. К сожалению в на-
стоящее время не приходится ожидать от бюро МСЭ квали-
фицированных заключений относительно трудовых возмож-
ностей лиц с тяжелыми нарушениями. Практика показывает,
что если трудовые рекомендации и заполняются, то — исходя
из реальных работ, которые уже выполняются гражданином
с инвалидностью. Порой такие записи необоснованно делают
невозможным изменение характера и условий труда без их из-
менений в установленном порядке, что влечет за собой уйму
формальных процедур.