граждан с тяжелой инвалидностью




Роль ИПР в организации

Профессиональной подготовки

И трудовой деятельности

граждан с тяжелой инвалидностью

Особые условия обучения, создаваемые в центрах профессиональной подготовки для лиц с ограниченными возможностями здоровья,

требуют повышенного финансирования. Для объективной

оценки потребности конкретного обучающегося в тех или

иных специальных условиях обучения необходимо, чтобы со-

ответствующие потребности были включены в индивидуальную программу реабилитации инвалида (далее-ИПР) инвалида.

ИПР инвалида с соответствующей записью об особых услови

ях обучения является экспертным подтверждением необходи-

мости специальных условий обучения.

Центр социальной адаптации и профессиональной подго-

товки для молодых людей с тяжелыми психическими наруше-

ниями г. Москвы, например, составляет рекомендации для включения в ИПР соответствующих услуг. Обучающиеся Центра приобретают навыки самостоятельного выполнения определенной операции или определенно-

го технологического процесса на адаптированном рабочем месте

и по определенной профессии. Соответственно, в рекомендаци-

ях указываются особые условия и дополнительные услуги, кото-

рые для этого необходимы: сопровождение в процессе обучения,

сопровождение к месту обучения и обратно, услуги по психоло-

го-педагогической коррекции, социальной реабилитации.

Отметим, что вначале психолого-педагогический конси-

лиум Центра профессиональной подготовки обследует по-

тенциального студента и решает, где и как он может обучаться

в системе этого Центра. Это заключение психолого-педагоги-

ческого консилиума ложится в основу рекомендаций для со-

ставления ИПР инвалида.

С родителями потенциальных студентов Центра професси-

ональной подготовки в большинстве случаев нужно проводить

такую же большую разъяснительную работу, как и с родителя-

ми детей младшего возраста при организации реабилитации

или образования. Родители могут быть не готовы к походу на

медико-социальную экспертизу: и сам поход вызывает у них

физический и психологический дискомфорт, и цель похода им

непонятна — почему нельзя учиться без записи в ИПР? Поэто-

му родителям необходимо разъяснять, что их взрослый ребенок

не может учиться в обычных условиях, ему необходимы особые

условия обучения (особая организация обучающего процесса,

особые формы и методы обучения, особые педагоги и специали-

сты, особое сопровождение процесса обучения). Для финанси-

рования этих условий необходимо включение соответствующих

рекомендаций в ИПР инвалида. Заметим, что запись в ИПР —

это еще и официальный статистический показатель потребно-

стей лиц, признанных инвалидами, в тех или иных услугах.

Оказывая в такой ситуации правовую поддержку адми-

нистрации колледжа и родителям студентов, мы столкнулись

с тем, что сотрудники бюро МСЭ, заполнявшие ИПР, не сразу

признавали возможность включения в ИПР рекомендаций по

профессиональной подготовке (по осуществлению какой-ли-

бо трудовой деятельности) для лиц с тяжелыми психическими

нарушениями. Сотрудники бюро МСЭ считали, что если у ин-

валида есть возможность осуществлять трудовую деятельность,

ему нужно менять степень ограничения способности к трудо-

вой деятельности, а может быть, и группу инвалидности. (За-

бегая вперед, скажем, что ни одному из обратившихся в МСЭ

не изменили ни то, ни другое.)

Позиция бюро МСЭ, тем не менее, имела под собой некото-

рое основание. Дело в том, что на тот момент, когда мы помога-

ли решать рассматриваемый вопрос, действовали «Классифика-

ции и критерии…», содержавшие такую формулировку третьей

(сопровождающейся наиболее выраженными ограничениями)

степени способности к трудовой деятельности: «Неспособность

к любой трудовой деятельности или невозможность (противо-

показанность) любой трудовой деятельности». Если у человека

была возможность осуществлять какую-либо трудовую деятель-

ность, у него не могла быть установлена третья степень выра-

женности ограничений способности к трудовой деятельности,

и поэтому имелись основания для пересмотра группы инвалид-

ности (группа инвалидности находится в прямой зависимости

от степени ограничения одной из категорий жизнедеятельно-

сти или их сочетаний). Приказом Минздравсоцразвития РФ от

26.01.2012 г. № 60н формулировка третьей степени ограничения

способности к трудовой деятельности была изменена и теперь

она имеет следующий вид: «Способность к выполнению трудо-

вой деятельности со значительной помощью других лиц или не-

возможность (противопоказанность) ее осуществления в связи

с имеющимися ограничениями жизнедеятельности». Прежняя

формулировка, применявшаяся до 27.03.2012 г. (дата вступле-

ния изменений в силу), ставила под угрозу группу инвалидно-

сти, а при определенных обстоятельствах — и размер пенсии

при включении в ИПР рекомендаций по профессиональному

обучению и трудовой деятельности для граждан с тяжелыми

формами инвалидности, но с изменением этой формулировки

все объективные опасения родителей были сняты.

Сотрудникам бюро МСЭ в рассматриваемом случае было

трудно понять, чему и как может обучаться человек с достаточ-

но тяжелыми психическими нарушениями. Это основная и ти-

пичная проблема составления ИПР: профессиональной подго-

товкой таких людей в России начали заниматься сравнительно

недавно, практики почти нет, и специалисты, в том числе из

медико-социальной экспертизы, оказались к этому не готовы.

Кроме того, сотрудники бюро МСЭ еще не имели сведений

о конкретных возможностях профессиональной реабилитации

инвалидов с тяжелыми нарушениями психического здоровья.

Напомним, что особые условия для профессиональной

подготовки могут быть созданы и без соответствующей запи-

си в ИПР, так как само установление инвалидности является

правом, а не обязанностью лица. У лица, не имеющего офици-

ально установленного статуса инвалида, вообще нет ИПР. От-

сутствие рекомендаций по специальным условиям обучения

в ИПР не может являться основанием для ущемления права

на профессиональную подготовку в особых условиях. Но наша

задача состоит в следующем:

1) добиться, чтобы ИПР была не формальным («пустой

бумажкой»), а реально работающим правовым меха-

низмом, облегчающим лицам с ограниченными воз-

можностями доступ к индивидуально необходимым

реабилитационным услугам;

2) выявить возможности людей с тяжелыми нарушениями

здоровья, а также возможности государства и общества

по обеспечению прав этих людей в сфере профессио-

нальной подготовки и труда с помощью предоставле-

ния специальных рекомендаций в бюро МСЭ от роди-

телей студентов, обучающихся в особых центрах про-

фессионального обучения. Бюро МСЭ не справляются

с самостоятельной оценкой возможностей, способно-

стей и потребностей человека с тяжелыми нарушени-

ями здоровья и определением необходимых для него

условий профессионального обучения и трудовой де-

ятельности, поэтому в обращениях с рекомендациями

содержится важная для учреждений МСЭ информация.

В ИПР гражданина с инвалидностью (с наруше-

ниями психического здоровья), проживающего в пси-

хоневрологическом интернате системы социальной за-

щиты населения, в графе «Запись о трудовых рекомен-

дациях» значилось: «Работа в интернате».

Волонтеры (представители религиозной орга-

низации, оказывающие помощь гражданам, прожи-

вающим в интернате) нашли работодателя, который

организовал для нескольких человек из интерната спе-

циальные рабочие места, на которых они трудились

в сопровождении волонтеров. При очевидных положи-

тельных сторонах этой инициативы (и граждане с ин-

валидностью, годами не покидавшие стен интерната,

вышли в жизнь, приносят пользу; и бизнес реализует

редкий социальный проект, не привлекая ненужного

внимания) все же возникли проблемы: интернат стал

препятствовать выходу подопечных на работу, а рабо-

тодатель столкнулся с проблемой оформления трудо-

вых отношений с этими гражданами и перспективой

неприятных последствий (неисполнение ИПР может

рассматриваться как нарушение трудового законода-

тельства о труде граждан с инвалидностью). Так од-4

на непрофессиональная запись может перечеркнуть

все благие начинания по реальному продвижению

общества к гуманности и прогрессивным социальным

отношениям.

Такая запись в ИПР, как «работа в интернате», не дает ка-

ких-либо представлений о трудовых возможностях гражданина.

Она решает одну задачу — запереть человека в интернате. Си-

туация критична, поскольку без сторонней помощи эти граж-

дане не могут инициировать внесение изменений в ИПР. На-

деемся, что у волонтеров хватит сил переломить эту ситуацию.

Записи о трудовых рекомендациях в ИПР имеют первостепен-

ное значение для организации специальных мест профессиональ-

ного обучения, специальных рабочих мест. К сожалению в на-

стоящее время не приходится ожидать от бюро МСЭ квали-

фицированных заключений относительно трудовых возмож-

ностей лиц с тяжелыми нарушениями. Практика показывает,

что если трудовые рекомендации и заполняются, то — исходя

из реальных работ, которые уже выполняются гражданином

с инвалидностью. Порой такие записи необоснованно делают

невозможным изменение характера и условий труда без их из-

менений в установленном порядке, что влечет за собой уйму

формальных процедур.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: