6. Чем более прибыльна фирма, тем большую монопольную власть она имеет. Так ли это?
7. Может ли монополистическая фирма перераспределить в свою пользу весь потребительский излишек?
8. Всегда ли результатом существования монополии являются более высокие цены и более низкий объем производства по сравнению с чистой конкуренцией?
9. Каковы общественные издержки монопольной власти?
10. Почему выпуск монополиста увеличится, если правительство вынудит его снизить цену?
11. Как монопсонист выбирает количество товара, которое ему следует приобрести?
12. В чем суть двусторонней монополии?
Проблемы для обсуждения
13. Перед вами отрывок из фольклорного произведения «Садко богатый гость» — од
ного из древних российских стихотворений, собранных и записанных в конце
XVIII в. Киршею Даниловым.
А и зачали пить пива ячные. А и тут мужики новгородские
Напившись молодцы уже допьяна, Те-то де речи его записывали.
А и с хмелю тут Садко захвастался: А и выпили канун, пива ячные,
«А и гой еси вы, молодцы, славны купцы! И заставили Садка ходить по Новугороду,
Припасите вы мне товаров во Новгороде, Закупати товары во Новегороде
По три дни и по три уповода,1 Тою ли ценою привольною.
Я выкуплю те товары по три дни, А и ходит Садко по Новогороду,
по три уповода, Закупает он товары повольной ценою:
Не оставлю товаров ни на денежку, Выкупил товары во Новегороде,
Ни на малу разну полушечку; Не оставил товару ни на денежку,
А токо ли я товары не выкуплю, Ни на малу разну полушечку.
Заплачу казны вам сто тысячей».
Определите:
1) Является ли данная ситуация моделью монопсонии?
2) Изобразите график монопсонии.
3) Как вы понимаете понятие «повольная цена»? По какой цене продукт покупается на монопсоническом рынке?
|
4) Чем вышеприведенная поэтическая ситуация отличается от «классической» монопсонии?
5) Поясните свои рассуждения графически.
14. Прочитайте следующее стихотворение М. И. Ладнюка (1932-1990).
Производитель и потребитель, Определяется здесь цена.
А между ними — торговый ряд. — Ну, дорог, ты, брат...,
Один - побежденный, другой — победитель, — Поищи дешевле.
Доволен один, а другой не рад. Хочешь за так получить навар?
Стоят, друг друга сверля глазами: Ну, тогда сам садись на землю —
—Отдашь подешевле? Произведи вот такой товар.
—Дороже — на. И потребитель рубли считает, Кучками, штучками и весами Выветрив скупость, стал щедр и добр.
1 Уповод — промежуток времени в несколько часов; срок.
Часть II. Анализ рыночной структуры Теория цены
Рынок условия предлагает, Другой в кармане итожит урон.
А ты плати, не вступая в спор. Неслыханно прост баланс у базара —
Купить подешевле, продать подороже — И возмущаться нечего тут:
Таков извечный базара закон Сколько одни принесут товара,
Один доходы свои итожит, Другие столько же унесут.
Определите:
1) Какая рыночная структура здесь изображена?
2) Изобразите это графически.
3) Как вы относитесь к утверждению, выраженному в последних четырех строках стихотворения? Прокомментируйте.
Задача
15. Фирма-монополист продает товар, спрос на который равен: Q = 1000/Р2. Линия издержек в краткосрочном периоде имеет вид STC = 2000 + 5Q, а линия издержек в долгосрочном периоде: LTC = 6Q.
1) Какую цену следует назначить фирме, чтобы максимизировать прибыль в краткосрочном периоде? Чему при этом будет равен объем продаж и прибыль? Имеет ли смысл прекратить производство в краткосрочном периоде?
|
2) Какую цену следует назначить в долгосрочном периоде? Каковы будут объем продаж и прибыль? Имеет ли смысл прекратить производство в долгосрочном периоде?
3) Могут ли предельные издержки монополии в краткосрочном периоде быть ниже, чем в долгосрочном?
Глава 10
Монополистическая конкуренция
Быть может, вам сегодня утром
Не хватит кренделей.
Я сомневаюсь, что не хватит.
Но вероятность все же есть.
Кондитер старый умер. Но -
Его исчезновенье вряд ли
Заметит кто-то, кроме близких
И, может быть, одной старушки
Из нашего кафе «Vec Riga».1 {1969)
Морис Чаклайс
Ключевые понятия
Монополистическая конкуренция Линия спроса DD (jnutatia mutandis)
Промышленная группа Линия спроса dd (ceteris paribus)
Условие единообразия Избыточная мощность
Условие симметричности
Чистая конкуренция и чистая монополия представляют собой идеальные формы. Они помогают уяснить сущность строения многообразных рыночных отношений, но в своих крайних (абсолютных) формах практически никогда не встречаются в реальной жизни. В данной главе рассматривается монополистическая конкуренция — рыночная структура, с которой мы сталкиваемся ежедневно.
Термин и модель монополистической конкуренции ввел в научный оборот в 1933 г. Э. Чемберлин. В широком смысле все типы строения рынка (в том числе и олигополия, о которой речь пойдет в главе 11), находящиеся между чистой монополией и чистой конкуренцией, могут трактоваться как монополистическая конкуренция. Да и само наименование «монополистическая конкуренция» получила потому, что содержит в себе элементы обеих вышеупомянутых идеальных рыночных структур.
|
Монополистическая конкуренция — это рыночная структура, в которой множество фирм продают неоднородный продукт на одном рынке.
По Чемберлину, монополистически конкурентную отрасль образуют множество продавцов, предлагающих набор продуктов, которые являются близкими субститутами. Каждый продавец стремится максимизировать прибыль, изменяя качество своего продукта и его количество, предлагаемое на продажу. Хотя продуктовая дифференциация практически трудно измеряема, принято считать, что именно в ней заключена сущность монополистической конкуренции.
1 Старая Рига (латышский).
Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены