Читатель дорогой, Ты ждешь, конечно, Что я, как Арраго, Взведу поспешно Предложенные цифры В любую степень, Открою тайну шифра, Которым сцеплен, Как выучкой — солдат, Весь мой пирог, Что дам я результат, Итог...
Г. Н. Обалдуев (1898-1954)
В условиях монополистической конкуренции спрос может быть выражен в виде линейной функции:
P=A-(n-l)aq°-bq,
гдери q — цена и выпуск репрезентативной фирмы;
q° — выпуск каждого прочего участника группы;
п — величина группы (количество производителей).
Данное уравнение одновременно справедливо как для кривой DD, так и для кривой dd. Все зависит от того, будем ли мы трактовать q° в качестве переменной величины, равной q (для кривой спроса DD), или в качестве постоянной (для кривой спроса dd).
Кривая dd пересекает ось ординат в точке [А - (п - 1) aq°], так как q° принимается задонстанту; угол наклона этой кривой равен -Ь.
зов
Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены
Кривая DD пересекает ось ординат в точке А и имеет наклон — [(п - 1)а +Ь], так как q = q° = Q/n (где Q — выпуск всей группы).
Пусть значения параметров равны: А = 200, а = 0,01, п = 101, b = 1. Тогда уравнения кривых спроса можно выразить так:
2Q DD: р = 200 - 2q - 200 - —•
dd: р= [200-q°]-q.
Условие равновесия. Положение кривой DD в краткосрочном периоде фиксированно: отраслевой вход или выход отсутствует. Движение вдоль кривой DD предполагает воздействие 2 эффектов на цену продукта репрезентативный фирмы: выпуск самой фирмы (-Ь = -1) и выпуск ее конкурентов [-(п - I) а =
Положение кривой dd меняется с объемом выпуска группы:
♦ если q° = 25, то выражение dd записывается так: р *= 175 - q;
♦ если q° = 50, то dd выражается как: р = 150 - q и т. д.
Увеличение выпуска группы сдвигает кривую спроса каждого участника группы вниз.
dd: р - (200 - q°) - 150 - q тс - 25 + 0,5<? DD: p = 200-q |
Р 200
100 50
0 50 Я
Рис. 10.7. Алгебраическая иллюстрация краткосрочного равновесия
Положение кривой тг зависит от кривой dd, а значит — от q°. При этом угол наклона тг в два раза больше угла наклона dd. В нашем примере:
тг = [200-q°]-2q.
Пусть кривая тс выражена в линейном виде, например:
тс = 25 + 0,5q.
Каждый производитель максимизирует свою прибыль (тг = тс), и выпуск у всех участников группы одинаков (q = q°). Приравняем тс и тг.
25 + 0,5<? - 200 - 3q.
Получим: q* = 50. Итак, равновесие системы осуществляется при q* - 50 ир* = = 100, как это изображено на рис. 10.7.
Глава 10. Монополистическая конкуренция
При q° = q* = 50 кривая dd представительной фирмы имеет вид: р = 150 - q, а кривая тг = 150 - 2q. При тг = тс имеем:
150 - 2q* = 25 + 0,5<7*, или q* - 50.
Цена/?* = 100 соответствует пересечению кривых DD (р = 200 - 2q) и dd(p = = 150-9).
Краткосрочная кривая, полученная таким образом, является к тому же равновесной кривой долгосрочного периода, если фиксированные издержки равны 3125 ден. ед. Так как кривая тс является линейной (тс = 25 + 0,5q), соответствующие кривые avc и ate могут быть представлены следующим образом:
avc = 25 + 0,25g,
ate =---- + 25 + 0,25<7.
Я
Если q = 50, ate = 100 = p.
Экономический излишек и эффективность. На рис. 10.5 эффекты благосостояния от увеличения объема выпуска измерялись с помощью фигур GhL.
При этом G представляла «выигрыш» от расширения выпуска, a L — соответствующие «потери» благосостояния, вызванные сдвигом вниз кривых dd.
-В рамках линейной модели, использованной выше, G и L могут быть представлены следующим образом:
G = (р- тс) dq = (p - mr)dq = (bq) dq.
L = [(n - 1) aq] dq.
Равновесный объем выпуска эффективен, если G ~ L, если Ъ = (п - \)а. Это условие достигается при b = 1, я = 101 и а = 0,01.
Контрольные задания Вопросы на повторение
1. Какие из структурных переменных имеют особое значение в модели монополистической конкуренции?
2. Поясните, почему свойство симметрии является необходимым для формирования концепции репрезентативной фирмы.
3. Прокомментируйте значение линий спроса mutatis mutandis и ceteris paribus в модели монополистической конкуренции.
4. Поясните действия фирмы в ответ на снижение спроса в краткосрочном периоде.
5. Каковы условия равновесия цены и выпуска фирмы в краткосрочном периоде? Что произойдет, если в отрасль войдет слишком много новых фирм?
6. Каковы условия долгосрочного равновесия на рынке монополистической конкуренции?
7. Как вы понимаете концепцию избыточной мощности?
Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены
Проблемы для обсуждения
8. Предположим, что все фирмы в монополистически конкурентной отрасли объе
динились в одну большую монополию. Производила бы эта фирма то же количе
ство различных видов товаров? Производила бы она только один вид товара? По
ясните.
Задача
9. Каждая из 20 фирм отрасли монополистической конкуренции имеет кривую dd, за-
данную уравнением: Р = 10 - 0,001(2- Какой будет кривая dd для каждой фирмы после вхождения в отрасль 5 новых фирм?
Глава 11 Олигополия
Хорек женился на крысе, А крыса взяла хорька. И сделал хорек Алисе Презент в четыре ларька. И жизнь потекла на диво, Сияют она и он: За каждую склянку пива Запрашивают миллиён.
(1995)
Николай Тряпкин
Ключевые понятия
Равновесие Нэша Дуополия Ожидаемая цена Ломаная кривая спроса Олигополия Ценовое лидерство Функция реакции
Дуополия:
—Курно
—Бертрана
—Штакельберга Сговор
Ценовое лидерство Картель
Олигополия — это рыночная структура, в которой небольшому количеству продавцов противостоит множество покупателей.
Принято считать, что крестным отцом термина «олигополия» был известный социалист-утопист и государственный деятель Томас Мор (1478-1532), автор знаменитой «Утопии» (1516 г.).
Пожалуй, немногие проблемы микроэкономической теории вызывают столько дискуссий и разногласий, как олигополия. В реальной жизни типично монополистическими отраслями являются автомобильная, металлургическая, алюминиевая, химическая и др.
Принципиальное отличие олигополии от монополистической и чистой конкуренции заключается в том, что при олигополии в отрасли существует лишь несколько соперников, а потому каждая фирма обязана учитывать реакцию остальных участников на свои действия. Действия любого олигополиста в отрасли оказывают непосредственное влияние на каждого из соперников, т. е. фирмы в отрасли являются взаимозависимыми.
Рассмотрим олигополию как одну из четырех главных рыночных структур на основе структурных переменных, приведенных в четырех предыдущих главах (табл. 11.1).
Мы уже знаем, что в модели совершенной конкуренции продукция однородна, а в монополистической конкуренции неоднородна (дифференцирована). В олигопо-листической модели продукция может быть как однородной, так и неоднородной.
Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены
Таблица 11.1 Структурные переменные олигополии
Инстуцио-нальные | 1. Условие спроса 2. Количество продавцов 3. Количество покупателей 4. Вход в отрасль и выход | Продуктовая дифференциация разной степени Немного Много Ограничен |
Поведенческие | 5. Целевая функция 6. Стратегические переменные 7. Ожидания относительно действий соперников | Максимизация прибыли в краткосрочном периоде Уровень цен и выпуска Интенсивные |
Возможности входа в отрасль также варьируются в широких пределах — от полностью блокированного входа до достаточно свободного (в зависимости от особенностей стратегического поведения олигополистов).
В модели совершенной конкуренции фирмы проводят оптимальную политику поведения: при нахождении рынка в равновесии они не имеют причин изменять цену или объем выпуска. При равенстве спроса и предложения фирма продает все, что производит, и максимизирует свою прибыль.
В модели монополии фирма-монополист находится в равновесии при условии MR = МС. В этом случае монополист максимизируют свою прибыль и также проводит оптимальную политику (с точки зрения монополии).
В модели олигополии фирма также имеет тенденцию осуществлять оптимальную политику с учетом действий своих соперников и предполагает, что прочие фирмы в отрасли будут поступать аналогичным образом. Данная концепция была впервые сформулирована Дж. Нэшем (в 1951 г.).
Равновесие Нэша: каждая фирма-олигополист ведет себя наилучшим образом при данном поведении своих конкурентов.
Прежде всего рассмотрим условия возникновения олигополии.