Как развить дикцию - Станиславский о роли дикции.-5мин.
Причины плохой дикции.-10 мин.
Упражнения для улучшения дикции.-10 мин.
Произношение отдельных звуков. Артикуляция.-10 мин.
Постановка дыхания. Работа над скороговорками.-10 мин
Тексты для чтения. Домашнее задание.
1.РАЗВИТИЕ ДИКЦИИ – это огромная работа и борьба с самим собой, чтобы добиться результата, нужно непрерывно заниматься и совершенствоваться. Зная трудности овладения сценической речью, Станиславский посвятил этой теме три раздела второго тома своей книги «Работа актера над собой», один из разделов называется «Пение и дикция». Великий режиссер говорил: «Каждый артист должен обладать превосходной дикцией …», слова со скомканным началом он сравнивал с человеком, у которого расплющена голова, а слово с проглоченным концом приравнивал к человеку с ампутированными ногами. Станиславский напоминал актерам, что плохая речь ничего, кроме недоразумений, не приносит, результатом становится уход от смысла пьесы. Константин Сергеевич советовал каждому актеру приспосабливаться к своим личным данным и совершенствовать дикцию так, чтобы она стала не просто привычкой, а второй натурой – благодаря этому речь будет правильной и красивой не только на сцене, но и в жизни. Когда навыки дикции будут освоены актером настолько, что закрепятся до автоматизма, на сцене ему не придется отвлекаться на правильное произношение, все внимание будет направлено на игру. Станиславским были предложены упражнения для развития дикции, первостепенная роль отведена проговариванию отдельных звуков и скороговорок.
Причины плохой дикции
|
· Биологические – к ним относятся нарушения речи, вызванные патогенными факторами, которые действовали на организм в период внутриутробного развития, в детском возрасте (тяжелые инфекции, травмы). Сюда же относятся нарушения, вызванные генетической предрасположенностью. Проявления биологических причин – заикание, гнусавость голоса, заторможенность речи, проглатывание отдельных звуков.
· Социальные – к социальным причинам, повлекшим нарушение дикции, относятся проблемы в общении с окружающими, личные комплексы, низкая самооценка и неуверенность в себе. Человек, сомневающийся в своих способностях, говорит тихо и невнятно, «глотает» звуки, стараясь быстрее закончить разговор и уйти в тень. В среде начинающих актеров актуальны нарушения дикции, связанные с социальными причинами: внешне уверенный в себе человек, попадая на сцену, теряется, его охватывает чувство страха. В результате возникают проблемы с речью: голос становится тихим, слова неразборчивыми, зрителям становится трудно воспринимать сказанное; из-за незнания правил артикуляции дикция еще больше ухудшается. Преодолевать страх сцены актеры учатся на тренингах, развить правильную дикцию помогают специальные упражнения, над созданием которых работал К. С. Станиславский.
Упражнения для улучшения дикции
Артикуляционная разминка.
Перед тем, как начать упражнения для дикции, нужно провести артикуляционную зарядку. Она помогает размять мышцы звукового аппарата, облегчить проговаривание звуков, сделать речь четкой и внятной.
Упражнения выполняют последовательно, начиная с разминки языка:
|
1. Язык высовывают как можно дальше, затем возвращают его обратно, также стараясь завести как можно глубже. Продолжительность зарядки – 5-7 минут.
2. Языком дотрагиваются поочередно к каждой щеке на протяжении 7-10 минут.
3. Языком совершают круговые движения по внутренней поверхности зубов (рот при этом закрыт). В каждую сторону нужно сделать не менее 20 вращений.
4. Высовывают язык, вращают его сначала по часовой стрелке (10 кругов), затем против часовой стрелки также 10 кругов.
5. Губы вытягивают в трубочку, задерживают в этом положении на несколько секунд. Затем губы растягивают в широкой улыбке, также фиксируют положение на несколько секунд. Движения чередуют в течение 7-10 минут.
6. Губы вытягивают в трубочку, в этом положении стараются совершить губами движения по кругу и вверх-вниз. Длительность упражнения – 5-7 минут.
7. Надувают щеки как можно сильнее, воздух внутри рта «перекатывают» по кругу в течение минимум 5 минут.
8. Проводят разминку лицевых мышц: для этого можно корчить рожицы, выпучивать глаза, надувать щеки – делать любые движения, которые заставят работать мимические мышцы.
После артикуляционной разминки приступают к упражнениям для развития дикции.
4. Произношение отдельных звуков
При отработке дикции большое внимание уделяется произношению согласных звуков – именно они несут на себе смысловую и различительную функцию слов. Речь актера требует, чтобы согласные звучали четко, без проглатывания и заваливания, поэтому тренировку начинают с отработки произношения согласных звуков:
|
1. Произнесение взрывных согласных. К группе взрывных согласных относятся звуки, которые образуются при преодолении воздушной струей какого-либо барьера. Это [б-п] (преодоление затвора губ), [т-д] (кончик языка прижимается к зубам), [г-к] (часть языка прижимается к твердому небу). Тренировка заключается в произнесении глухих согласных без голоса, с «взрывом»: П! ПЬ! Т! ТЬ! К! КЬ! После этого согласные произносят в паре с гласными: ПУ! ПО! ТУ! ТО! КУ! КО! Затем присоединяют звонкие согласные: БУ! БО! ДУ! ДО! ГУ! ГО! РУ! РО! и так далее.
2. Произнесение конечных согласных. Упражнение выполняется с голосом, конечные согласные нужно произносить активно и четко: БУ-БУ-БУ-БУ-БУПП! БА-БА-БА-БА- БАПП! По этому принципу чередуют все парные согласные с каждой из гласных, в конце должен отчетливо слышаться «взрыв».
3. Произнесение гласных. Их учатся выговаривать перед зеркалом, чтобы контролировать правильность положения губ. Например, чтобы произнести звук [у], губы складывают трубочкой, в момент произнесения звука выдыхают воздух через узкое кольцо губ; звук [о] выговаривается, когда губы образуют кольцо, воздух выдыхается широким потоком. После этого приступают к тренировке звучания сочетаний гласных: АИ, ОИ, УИ, АО, АУ, ОЫ, ЭО, повторяя сочетания по три раза.
4. Произнесение трудных буквенных сочетаний. Прорабатывают такие сочетания как ЛРА, ЛРЯ, ЛРУ, ЛРЮ, ЧРА, ШРА, РЛО, МФО, РЛИ, МФЕ. Звуки можно комбинировать как угодно, например, в сочетании ДРДА-ДРДЯ заменяют [р] на любой другой согласный звук, например, ДЛДА. Все звуки нужно произносить четко, [р] должен отчетливо вибрировать.
Дополнительно для развития дикции используют прием проговаривания звуковых рядов. С его помощью улучшают четкость произношения, учатся произносить окончания слов полностью, без проглатывания. Примеры звуковых рядов:
ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ-ПТИ.
ПТКА-ПТКО-ПТКУ-ПТКЭ-ПТКИ-ПТКЫ.
КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТЫ-КТИ.
ЗДРИ-ЗДРЭ-ЗДРА-ЗДРО-ЗДРУ-ЗДРЫ.
Постановка дыхания
Важное свойство, помогающее правильной дикции, – умение дышать во время разговора. Человек может говорить только на выдохе, поэтому актер должен уметь дышать так, чтобы вдох не разрывал речевой поток, был незаметен для окружающих. Правильно поставленный выдох не нарушает интонацию, координируется с ритмом фразы и не мешает произношению слов.
Упражнения для тренировки дыхания:
1. Открывают рот, вдох и выдох делают через нос. Упражнение повторяют 10 раз.
2. Руку кладут на живот, делают медленный вдох носом, затем медленно выдыхают, но уже через небольшое отверстие между губами. Рука должна отчетливо ощущать движение живота, упражнение повторяют 5-6 раз.
3. Одну ноздрю закрывают пальцем, делают 5-6 вдохов и выдохов через другую ноздрю.
4. Вдыхают носом, при этом пальцами нажимают на крылья носа, чтобы создать сопротивление воздуху.
5. Вдыхают носом, затем резко выдыхают носом, при этом быстро втягивают мышцы живота.
Скороговорки
Самый простой и эффективный способ добиться четкого произношения – научиться правильно и понятно проговаривать скороговорки. Существует огромное количество скороговорок, которые помогают улучшить произношение определенных звуков, чем больше скороговорок будет освоено актером, тем лучше будет его дикция.
Интервьюер интервента интервьюировал.
Линолеум линял-линял, полиловел и вылинял.
Прокурор проколол дыроколом протокол.
Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку. По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.
Купи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи.
Все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Популярное упражнение – проговаривание скороговорки с положенными за щеки орешками, камушками или конфетами. В начале тренировок речь будет неразборчивой, но нужно учиться преодолевать сопротивление, стараться говорить внятно. Артикуляционные мышцы при этом получают максимальную нагрузку, что ускоряет достижение поставленной цели. Сразу быстро и четко произносить скороговорки не получится, этому нужно учиться постепенно.
1. Начинайте произносить скороговорку медленно, вчитываясь в каждое слово и проговаривая каждый слог.
2. Постепенно ускоряйте темп произношения, звуки при этом артикулируйте с преувеличением.
3. Длинные скороговорки разбивайте на части – так легче произносить и запоминать их.
4. После отработки артикуляции приступайте к медленному проговариванию скороговорки шепотом, при этом старайтесь, чтобы каждый звук был предельно четким и понятным.
5. После того, как скороговорка была произнесена шепотом, пробуйте выговорить ее громко, с каждым разом увеличивая скорость речи.
6. Обращайте внимание на смысл скороговорки, старайтесь говорить с интонацией.
Чтобы выяснить, улучшилась дикция или нет, нужно слушать себя со стороны. Для этого рекомендуется периодически записывать свою речь на диктофон – при прослушивании записи будут слышны ошибки, станет понятно, на какие моменты обратить больше внимания.
Дикцию Станиславский относил к азам актерского искусства, изучение правильного произношения он сравнивал со школьной программой начальных классов. Актеры, которые не преодолевают эту программу, сталкиваются с трудностями на сцене, у них тормозится работа над ролью. Совет К. С. Станиславского «…однажды и навсегда покончить с элементарными требованиями дикции и звука» остается актуальным для каждого начинающего актера.
6.ТЕКСТЫДЛЯ ЧТЕНИЯ:
Александр Мецгер
Ветерок и Тучка
Однажды, пролетая над горами, ветерок повстречал тучку. Тучка горько плакала.
-Ты почему плачешь?- удивился ветерок.
-Никто меня не любит,- сквозь слезы стала жаловаться тучка,- говорят, что сырость и слякоть развожу и не даю солнышку греть землю.
-Да кто тебе такую глупость сказал?- возмутился ветерок.
-Неважно,- вздохнула тучка,- главное, это правда.
-Ну, тогда полетели со мной, – позвал ветерок, – и кого встретим на пути, спросим, как они к тебе относятся?
Тучка согласилась и, подгоняемая ветерком, направилась к лесу.
-Эй, лес! – позвал ветерок, – скажи, как ты относишься к тучке?
Лес закачал кронами деревьев и прошептал:
-Все деревья и кусты ждут с нетерпением приближения тучки, чтобы укрыться от палящего солнечного зноя, ждут дождя, чтобы умыться и напиться долгожданной влаги. Все деревья очень любят тучку.
Повеселевшая тучка и ветерок двинулись дальше. На полянке, где росли цветы, ветерок, снова спросил:
-Скажите, цветочки, любите ли вы тучку и дождичек, который она приносит с собой?
-Конечно, любим, – удивились цветы такому вопросу, – дождичек нас поливает. От этого мы расцветаем и всех радуем своей красотой.
У речки, пробегающей недалеко от поляны с цветами, ветерок задал тот же вопрос — любит ли она тучку и дождик?
– Как же мне не любить тучку, – стала объяснять речка, -ведь дождичек, который посылает тучка на землю, превращается в звонкие ручейки. Потом эти ручейки наполняют мои берега, и я становлюсь быстрой и чистой.
Обрадованная тучка и веселый ветерок, двинулись дальше и увидели внизу детей. Дети с корзинами направлялись в лес за грибами. Увидев тучку, они стали махать руками и просить у нее дождичка. Тучка полила лес и цветы и превратилась в легкое облачко. А звонкие ручейки, после дождичка, побежали к речке.
-Отправлюсь я к морю, – сказала тучка ветерку, – наберу воды, а то столько еще работы надо сделать.Больше тучка никогда не плакала. Вместе с ветерком они поливают землю, и за это их все благодарят.
Монолог пуговицы. (сказка)
Как интересен мир! Как интересен человек! Как интересны предметы, которые нас окружают! А сколько всего интересного происходит на белом сете! Жила-была пуговица, прожила она много лет и много чего видела. Что было у неё в мыслях, никто не знал, а я вот знаю и готова с вами поделиться.
«Фу, как можно жить на этом ужасном заводе. То плавят, то жарят, то поливают холодной водой. Устала. Опять понесли куда-то, надеюсь в упаковочный цех, а потом…м-м-м в магазин. На витрину, под стеклом я буду так сиять. Ну, всё! Настал мой звёздный час. Эй, не проходите мимо, купите меня. Милая женщина, я очень подойду к вашему пальто. Ну, посмотрите же на меня. Я такая красивая: зелёненькая, с красным камушком. Возьмите меня, пожалуйста. Опять прошла мимо! Эх, третий день здесь валяюсь. Неужели кроме ниток и иголок людей ничего не интересует? О, вот идет ребёнок. Сейчас начнёт просить: «Ну, купи, мам, ну купи пуговку». Так и знала. Эх! Что, что? Я не верю! Ура меня купили!!! Наконец-то мне найдут достойное применение.
Какой же плохой этот мальчишка. То в рот меня засунет, то камушек пытается открутить. Ничего у тебя не выйдет, мальчиш -плохиш. Ты поступаешь плохо. Нельзя быть таким злым. А-а-й! Ну, зачем же так трясти? Ой, ай! Эй, помогите, падаю! Ну, вот теперь кинул меня на проезжую часть. Мне грозит смерть! О, ужас! Ну вот… вот, идет моя спасительница! Ладно, девочка, пойдёт. Держи меня нежно и аккуратно. Эй, мамаша, никакая я вам не бяка, и нечего меня бросать! Не слушай свою маму, девочка, ты ведь добрая, правда? Молодец. Сейчас привезут меня домой, и мне будет так тепло. Никто меня не потревожит. Ой, что это за огромное лохматое существо? Наверное, собака. А в магазине я маленькую собачку – пекинеса видела. Всё пришли. Ух ты, знакомые лица! Привет, иголка! Здравствуйте, тётя катушка! Я … пуговица. Какие невоспитанные. Даже не поздоровались. Не хотят и не надо. Девочка другую девочку взяла. Какая она хорошенькая, маленькая, черноволосая голубоглазая, в жизни такую красавицу и не встретишь. Куда ты меня потащила. Ой, только не надо щекотать меня иголкой. Ну, я же сейчас засмеюсь. Ха-ха-ха! Хи-хи-хи! Прекрати, пожалуйста. Всё. Ой, беги, беги, маме хвастайся, что пуговицу к кукольному платью пришила.
Да, правильно, теперь в садик идём ребятам рассказывать. Сколько тут у вас в садике интересного. Какой-то мальчик идёт. Нет, не подходи к нему, это он меня на дорогу бросил. Он злой и совсем меня не любит. Вот, заметил. Не отдирай меня, мальчик, я очень крепко пришита доброй девочкой. Не плачь, маленькая моя. Я сейчас закачусь под диван. У него руки-то толстые, ему не достать меня. А у тебя тоненькие ручонки – ты достанешь. Эх, не рассчитала, далековато закатилась. Нянька пришла с пылесосом. Не люблю я этих толстых громадин. Вечно суют свой хобот, куда не надо. Нет, нет, я в эту дыру не полезу А-а-а. Кхе-кхе, как тут пыльно и темно. Просплю до утра.
А няня добрая оказывается. Вытащила меня из мусорного мешка, не дала погибнуть на грязной свалке. Ой, где это я? Наверное, у неё в гостях…. Тут у неё так много разноцветных пуговиц. Няня, наверное, коллекцию собирает. Да нет, она просто швея. Сейчас возьмёт и пришьёт меня к платью, и я снова засияю. Заказ готов, а вот и хозяйка пришла. Ей так нравится платье. Конечно, если бы не я со своей красотой, платье не так смотрелось. Сейчас меня заберут, и снова отправлюсь в путешествие. Надо попрощаться с няней. До свиданья, добрая няня». Потом наша пуговица прожила ещё много лет у новой хозяйки, путешествуя на платье по разным странам. Но всё не бесконечно. Однажды ДАМА стояла на балконе, зацепила пуговицей, и та упала в реку и осталась на дне морском. Но это не главное. Главное, что вы поняли: нельзя быть злым, как мальчик, А НУЖНО БЫТЬ добрыми и ВНИМАТЕЛЬНЫМ со знакомыми, и помнить – каждой мелочи в этом мире найдётся применение.