И скучно и грустно, и некому руку подать




В минуту душевной невзгоды...

 

Эта горечь распространяется не только на него самого, но и на все поколение ("Дума"). "Дума" - поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная. Композиция стихотворения подчинена авторскому замыслу: в первом четверостишье высказывается общее суждение о поколении 30-х годов:

 

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее иль пусто, иль темно...

 

Последующие четверостишья развивают и доказывают мысль высказанную ранее. Мы видим открытое и беспощадное отрицание окружающего мира, которое обращено и на всех, и во внутренний мир души. Лермонтова огорчает то, что многие его современники живут "ошибками отцов и поздним их умом". Он говорит о декабристах, которые смирились, прекратили борьбу. С тревожной болью говорит о том, что у его современников - образованных людей - нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни убеждений:

 

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем, не жертвуя ни злобе, ни любви...

 

Нравственно опустошенные, утратившие цельность мировоззрения, современники поэта не способны ни на подвиг, ни на труд. И заканчивается стихотворение убийственным выводом, который подготовлен всем ходом рассуждений:

 

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа.

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

 

Какая ирония звучит в словах!

 

Мы жалко бережем в груди остаток чувства...

Мы иссушили ум наукою бесплодной...

К добру и злу послушно равнодушны...

 

"Дума" - это сатира и элегия. Поэт говорит от лица той интеллигенции, которая не хотела мириться с действительностью, но и сделать ничего не могла.

 

Безусловным шедевром русской лирики является стихотворение "Выхожу один я на дорогу". В нем проявилось исключительное мастерство поэта в изображении переживаний лирического героя. Перед нами изумительные картины природы, которые подчеркивают мысли об одиночестве героя. Стихотворение сопровождается риторическими вопросами: "Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?" Автор показывает нам, что невозможно найти спокойствие в общении с природой. Это только мечта, желание, а не реальность:

 

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть...

 

Показывая переживания лирического героя от отчаяния до умиротворенности, автор дает нам возможность почувствовать, что грусть его светла. Контраст, который обнажил в самом начале стихотворения поэт, - это контраст природы и внутреннего состояния человека:

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом...

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чем?

 

Таким образом, мы видим, что во многих стихотворениях Лермонтова явно чувствуется грусть, тоска, одиночество. Противоречия между героем и миром углубляются и расширяются. Эти противоречия связаны и с личной жизнью героя, и с особенностями эпохи, в которой он жил. Недаром он говорил: "Я поэт другой эпохи".

"Тема творческой личности в лирике М. Ю. Лермонтова"...Содержание, добытое со дна глубочайшей и могущественнейшей натуры, исполинский взмах, демонский полет, с небом гордая вражда... Вот уже в который раз, но всегда с волнением и трепетом открываю томик стихотворений Лермонтова. На первой странице портрет поэта. Больше всего в нем поражают глаза – глубокие, умные, проникающие в душу, глаза, которые производили неотразимое впечатление на современников. Снова и снова перечитываю любимые стихи, они звучат во мне, я как будто слышу низкий, бархатистый голос Лермонтова, читающий о пламенной страсти к свободе – страсти, испепелившей душу гордого Мцыри: Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы. В лирическом герое покоряет страстность, жадное желание дела, активное вмешательство в жизнь: Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал, как тень Великого героя, и понять Я не могу, что значит отдыхать. Ровное, спокойное течение жизни не для него, его мятежный дух "просит бури, как будто в бурях есть покой".

 

Читаю негромко вслух, стараясь передать интонацией чувства, которые волновали поэта: «И скучно и грустно, и некому руку подать»... Сжимается сердце от элегической грусти, мне кажется, что я чувствую то же, что и лирический герой, и для меня жизнь – "пустая и глупая шутка". Печально смотрит поэт на свое поколение, горько ему оттого, что "в бездействии состарится оно", болит душа за "его грядущее", которое "иль пусто, иль темно". Это не пессимизм; может быть, это настроение "в минуту душевной невзгоды". Скорее всего, эти горькие строки зовут к действию, к борьбе, разоблачают общественные пороки. Быть поэтом, утверждал Лермонтов, значит, совершать высокий гражданский подвиг, звать народ к борьбе за свободу, воспламенять бойца для битвы. А какой неслыханной смелостью нужно обладать, чтобы прямо назвать косвенных убийц Пушкина "свободы, гения и славы палачами" и напомнить им о суде Божьем и народном. Почти зримо представляю себе лирического героя: смелого, гордого, бунтующего, разочарованного и бесконечно одинокого. Он страдает, окруженный "пестрою толпою", вокруг него "суета", "блеск" маскарада, ему хочется вырваться отсюда "вольной птицей". И вдруг мечта уносит его в прекрасный мир, полный ярких и нежных красок. Это мир природы и мир детства, где поэт чувствует себя счастливым. Но счастье это очень кратковременно – шум людской толпы прогоняет мечту, "на праздник незваную гостью".

 

Сила писателя – в умении находить такие слова, которые заставляют наше воображение рисовать и картины природы, и мир чувств, и действия персонажей. "В... лирических произведениях Лермонтова, – писал В. Г. Белинский, – виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства... Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые омрачают душу, леденят сердце... Да, очевидно, что Лермонтов – поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития общества...". Мотив одиночества звучит во многих стихотворениях Лермонтова: "стоит одиноко на голой вершине сосна", "одна и грустна на утесе горючем прекрасная пальма растет", "одиноко он (утес) стоит, задумался глубоко...", "одинок я – нет отрады", "выхожу один я на дорогу". Откуда это ощущение одиночества? Ведь Лермонтов был так молод, его окружали друзья. Исследователи считают, что ощущение одиночества идет от его творчества, от его внутреннего мироощущения.

 

В ту эпоху невозможно было преодолеть отчуждение от времени, вернее, от "безвременья" ЗО-х годов. Лирический герой Лермонтова несчастлив в любви. "С слезами горькими, с тоскою" просит он любви, но оказывается жестоко обманутым в лучших своих чувствах. Его герой, наверное, не испытывал никогда таких чувств радости, удовольствия, полноты жизни, как у Пушкина в "Зимнем утре". Но были и у него редкие минуты счастья, доверия, свободного дыхания: С души как бремя скатится Сомненье далеко – И верится, и плачется, И так легко, легко... Проходят годы, но, перечитывая Лермонтова, мы каждый раз восторгаемся неповторимым лирическим содержанием его поэзии и думаем о нем как о живом. Пленяют нас в Лермонтове и сила пламенных страстей, и глубокий ум, и прямота, честность, и высокая требовательность к себе и другим. С детских лет отзывается в наших сердцах благородный голос Лермонтова, пробуждающий отвагу, утверждающий чувства долга и чести.

 

Заключение.

Все творчество поэта — это его размышления о смысле жизни, о судьбе и назначении отдельного человека и целого поколения, о смерти и бессмертии, о вечности и природе. Это почти всегда внутренний напряженный монолог, чистосердечная исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них.

 

Творчество М. Ю. Лермонтова — послепушкинский этап в развитии русской поэзии. В нем отражен важный период в общественном сознании передовой дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и политической свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена возможности открытой борьбы. Сознание распавшейся связи времен порождало чувство собственной исторической несвоевременности, усугубляло свойственные Лермонтову вселенский масштаб отрицания, вражду со “светом”, с “толпой” и с Богом, создавшим мир, где попирается добро и справедливость. Не веря в ближайшую победу свободы, Лермонтов своим творчеством утверждал необходимость борьбы за нее во имя будущего. Во многом опережая свое время, он вступил в неравный поединок со всеми силами, принижающими личность человека. В. Г. Белинский считал его талант могучим “по величине и блеску”, видел в нем народного поэта, выдвигавшего в своем творчестве на первый план “нравственные вопросы о судьбах и правах человеческой личности”, а поэзию Лермонтова назвал “бездонным океаном” мыслей и чувств.

 

Лермонтов - пророчески мудрый и бесконечно талантливый! И как тут не вспомнить обращенные к молодому поколению нашей страны слова А. В. Луначарского: «Наша молодежь должна знать подлинного Лермонтова и должна чтить его, ибо он ее родной старший брат; он всю жизнь был молод, но молодость его кипела страстью, протестом и тоской».

А. В. Луначарскому удалось обозначить то, что Белинский назвал «лермонтовским элементом» – мятежную, грозовую и вместе с тем светоносную атмосферу поэзии Лермонтова,– и сказать, кому она сегодня принадлежит. Лермонтов, о котором Белинский говорил, что «он поэт русский в душе – в нем живет прошедшее и настоящее русской жизни», принадлежит не только России, но и всему человечеству. И тот же Белинский был глубоко убежден в том, что Лермонтов понятен и доступен всем, каждому из людей. «...Невольно удивляешься, – писал критик,– как все в нем просто, легко, обыкновенно и в то же время так проникнуто жизнью, мыслью, так широко, глубоко, возвышенно... Что же еще он сделал бы? какие поэтические тайны унес он с собою в могилу? кто разгадает их?..»

А вот на эти вопросы нет, к сожалению великому, и не будет ответов. Но жизнь ответила на главный вопрос, который остро интересовал современников Лермонтова: как долго будет жить его наследие? И ответила так: оно будет жить вечно!

 

Список литературы:

1. Русская Литература. Советская Литература. Справочные материалы. Москва «просвещение» 1989. Составитель Л.А. Смирнова

2. Михаил Юрьевич Лермонтов. Москва «Детская Литература» 1989.

К. Ломунов.

3. Торжественный венок. Москва «Прогресс» 1999. Составитель

С.С. Лесневский.

4. М.Ю. Лермонтов. Сочинения. Том 1; Том 2. Москва издательство «Правда» 1988. Составления и комментарии И.С. Чистовой.

5. Мятежный дух лирики М.Ю. Лермонтова. «Костёр» 2002.

6. В.Г. Белинский Собрание сочинений в 9-ти томах, т.3, статья «Стихотворения М. Лермонтова» 1841г. Москва, «Художественная литература» 1978г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: