Таблица
Вид деятельности - слушание – восприятие/ Программное содержание
Возрастные характеристики музыкального восприятия в дошкольном детстве | Образовательная область «Музыка» Вид деятельности - слушание Задачи/ программное содержание |
3-4 года. В этом возрасте у малышей уже имеется достаточный объем музыкально-слуховых представлений. Большинство детей помнят, узнают, называют знакомые музыкальные произведения, что свидетельствует о развитии их музыкальной памяти. Воспринимая яркий контрастный образ музыкального произведения, большинство детей также ярко проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку. Восприятие музыки становится более дифференцированным: дети легко различают контрастные регистры, темпы, динамические оттенки музыки, тембры инструментов. Но, необходимо помнить, что у детей быстрая переключаемость внимания – они не могут долго его концентрировать на продолжительном звучании музыки и поэтому лучше воспринимают небольшие по образам произведения. При этом более эмоционально откликаются на вокальную музыку. | · Приобщать детей к народной и классической музыке. · Познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. · Формировать эмоциональную отзывчивость на произведение, умение различать веселую и грустную музыку. · Приучать слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении. · Развивать способность различать музыкальные звуки по высоте в пределах октавы — септимы, замечать изменения в силе звучания мелодии громко, тихо). · Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др). |
У детей 4-5 лет уже заметна устойчивость в музыкальных переживаниях и чувствах, которые носят более дифференцированный характер. Они бурно, весело откликаются на бодрые плясовые мелодии, часто хотят узнать, о чём рассказывает музыка. Отмечаются отдельные проявления слуховой наблюдательности. В этом возрасте ребенок более внимательно вслушивается в музыку и способен замечать изменение средств музыкальной выразительности, на элементарном уровне может осознавать необходимость этих изменений, что говорит о дальнейшем развитии его музыкального мышления. Появляются первые аргументированные эстетические ощущения музыки и осознанное избирательное отношение к ней. | · Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее. Закреплять знания о жанрах в музыке (песня, танец, марш). · Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры, осознанного отношения к музыке. · Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, слушать произведение до конца). · Развивать умение чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном. · Формировать умение замечать выразительные средства музыкального произведения (тихо, громко, медленно, быстро). Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы). |
У детей 5-6 лет в результате накопленного ими опыта слушания музыки вырабатывается умение сосредоточиваться при слушании, улавливать детали исполнения. Дети начинают более осознанно интересоваться музыкой, способны уловить и установить не только общее настроение произведения, но и его смену в развитии музыкальных образов, наиболее выразительные музыкальные средства. Они в состоянии сопоставить явления действительности с впечатлениями, которые получают от музыки. Появляются любимые произведения. | Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической,- народной и современной музыкой; со структурой 2- и 3-частного музыкального произведения, с построением песни. Продолжать знакомить с композиторами. Воспитывать культуру поведения при посещении концертных залов, театров (не шуметь, не мешать другим зрителям наслаждаться музыкой, смотреть спектакли). Продолжать знакомить с жанрами музыкальных произведений (марш, танец, песня). Развивать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза). Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка). |
Дети 6-7 лет способны прослушивать относительно крупные музыкальные произведения, чувствовать их форму, вслушиваться в интонационные ходы и ритмические особенности, довольно тонко слышать и осознавать характер музыки. Комплекс средств музыкальной выразительности, поскольку у большинства из них в этот период интенсивно развиваются такие способности, как музыкальное воображение и мышление. Поэтому ребенок также способен давать анализ произведения, выделять, обобщать отдельные особенности музыкального языка. Он желает и может осваивать элементы музыкальной грамоты, а также хочет получать новые знания, поскольку в этом возрасте дети очень любознательны. | · Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно-эстетический вкус. · Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. · Знакомить с элементарными музыкальными понятиями: музыкальный образ, выразительные средства, музыкальные жанры (балет, опера); профессиями (пианист, дирижер, композитор, певица и певец, балерина и бал-леро, художник и др.). · Продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты—терции. Обогащать впечатления детей, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха. · Знакомить с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм); жанрами (опера, концерт, симфонический концерт), творчеством композиторов и музыкантов. Познакомить детей с мелодией Государственного гимна Российской Федерации. |