Структура урока обучения грамоте (чтения) комбинированного типа (знакомство с новым звуком и буквой)
| Этапы урока
| Методы и приёмы обучения
| Формируемые универсальные учебные действия
| | Предметные УУД
| Личностные УУД
| Метапредметные УУД
| | Познавательные УУД
| Регулятивные УУД
| Коммуникативные УУД
| | 1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
| -установка на внимание,
-проверка готовности к уроку,
-психологический настрой.
|
| -самоопределение в учебной деятельности,
-смыслообразование.
| -целеполагание
| -концентрация внимания,
-психологиче-ский настрой на формирование определённых учебных навыков и умений,
-психологиче-ский настрой на успешность обучения.
| -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
| | 2.Проверка домашнего задания
| -рассказы детей,
-чтение текста,
-работа с лентой букв,
-составление слогов и слов из букв разрезной азбуки,
-чтение столбиков слогов, слов по таблице, с доски, по учебнику,
-рассказывание сказки,
-беседа по содержанию прочитанного произведения или по картинке,
-дидактические игры.
| -осознание роли буквы, её места, звукового соответствия в составе слогов, чтобы уметь читать их слитно, воспринимая слияние как цельный графический элемент,
-ориентировка в «Азбуке»,
-чтение наизусть,
-декламация стихотворений хором,
-чтение, рассказывание по заданию,
-моделирование слов, предложений,
-звуковой анализ и синтез слогов и слов,
-составление предложений,
-совершенствование лингвистических умений.
|
| -анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация,
-извлечение необходимой информации из предложений, текстов,
-использование знаково-символических средств,
-осознанное и произвольное построение высказывания.
| -контроль и коррекция знаний и умений,
-выявление уровня овладения комплексом знаний и умений,
-выполнение учебных действий, фиксирование индивидуальных затруднений.
| -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,
-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации,
-учёт разных мнений,
-использование критериев для обоснования своего суждений.
| | 3.Подготовка к изучению нового материала. Постановка учебной задачи
| -игры и упражнения на повторение изученного материала,
-беседа по картинке,
-составление рассказа по картинке,
-выделение из рассказа предложений для анализа,
-определение по предметной картинке слов для анализа,
-отгадывание загадок и выделение слова для анализа.
| -развитие фонематического слуха, восприятия,
-формирование представлений об основных единицах языка (о предложении, слове, слоге, звуке), освоение способов их вычленения, а также наблюдение за использованием этих единиц в речи,
-знакомство с правилами гигиены чтения,
-актуализация изученных способов действий с языковыми единицами,
-развитие связной речи.
| -самоопределение,
-смыслообразование.
| -актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов,
-анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия,
-постановка и формулирование проблемы,
-выделение и формулирование познавательной цели,
-структурирование знаний,
-осознанное и произвольное построение высказываний,
-планирование,
-прогнозирование
| -осуществление учебных действий, фиксирование затруднений в выполнении учебных действий.
| -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,
-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации,
-учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций,
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
Разрешение конфликтов.
| | 4.Физкультминутка
| -2-3 упражнения для снятия утомления с плечевого пояса, рук, туловища.
|
| -повышение адаптационных ресурсов организма школьников,
-повышение внимания и активности, качества усвоения учебного материала,
-повышение умственной и физической работоспособности,
-повышение эмоционального тонуса.
|
|
|
| | 5.Изучение нового материала
А. Выделение и изучение нового звука, его характеристика
| -слого-звуковой анализ слов,
-приёмы выделения нового звука (выделение из предложения звука-слова для анализа, приём звукоподражания, выделение согласного звука из закрытого слога, выделение согласного звука из открытого слога, выделение гласного, образующего целый слог, перечисление слов с одним начальным звуком, договаривание слова, произнесенного по картинке),
-перечисление звуков в слове, их последовательное называние, подсчёт и т.п.,
-сопоставление, сравнение слов по звучанию и по начертанию,
-составление слого-звуковых моделей.
| -выработка фонематического слуха и восприятия,
-установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах,
-составление звуковых моделей слов,
-сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками,
-подбор слов к определённой модели,
-различение гласных и согласных звуков, ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких звуков, согласных звонких и глухих звуков,
-деление слов на слоги,
-определение места ударения в слове,
-восприятие слов как объекта изучения, материала для анализа,
-овладение учебными действиями с языковыми единицами (звук, слог, слово),
-овладение первоначальными научными представлениями о звуковой системе и структуре русского языка (фонетике), об основных единицах языка (звуке), их признаках,
-формирование фонетических знаний (о звуках гласных и согласных, о гласных ударных и безударных, о согласных твёрдых и мягких, парных по твёрдости-мягкости и непарных, о согласных глухих и звонких, парных по глухости-звонкости и непарных) и на их основе развитие умения выполнять частичный и полный звуковой анализ слова.
|
| -развитие психических познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия,
-анализ, сравнение, обобщение, классификация,
-поиск и выделение необходимой информации,
-осознанное и произвольное построение высказывания,
-построение логической цепи рассуждений и доказательств,
-моделирование и преобразование моделей,
-использование знаково-символических средств,
-поиск и выделение необходимой информации,
-подведение под понятие.
| -волевая саморегуляция в ситуации затруднения,
-познавательная инициатива.
| -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,
-формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации,
-учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций,
-использование критериев для обоснования своего суждений,
-адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач,
-достижение договорённости и согласования общего решения.
| | Б.Артикулирование звука, работа над дикцией
| -анализ образования звука, его артикуляция,
-упражнения в громкости произношения,
-упражнения в темпе произношения,
-отработка произношения отдельных согласных звуков,
-артикуляционная гимнастика,
-упражнения на произношение звукосочетаний, скороговорок, чистоговорок.
| -чёткая артикуляция всех звуков, уточнение их звучания,
-коррекция нарушений речи,
-устранение недостатков произношения,
-овладение приёмами правильного дыхания во время речи, произношения звуков и т. п.,
- выработка, тренировка фонематического слуха,
-развитие артикуляционного аппарата.
|
|
|
|
| | В.Упражнения в слышании звука
| -определение в слоге, слове заданного звука,
-определение места заданного звука в слове,
-дидактические игры.
| -развитие фонематического слуха и восприятия.
|
|
|
|
| | Г. Знакомство с буквой (обозначение выделенного звука буквой)
| -рассматривание букв,
-показ букв учителем,
-нахождение букв в кассе, разрезной азбуке,
-сравнение букв,
-дидактические игры.
| -запоминание зрительного образа буквы, различение букв, соотнесение их с определённым звуком или звуками и др.,
-зрительный анализа и синтез,
-различение звука и буквы,
-овладение первоначальными научными представлениями о графической системе русского языка (графике), об основных единицах языка (букве), их признаках.
|
|
|
|
| | 6.Физкультминутка
| -1-2 упражнения для улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с плечевого пояса и рук, туловища, на мобилизацию внимания,
-один из комплексов упражнений для глаз.
|
| -повышение адаптационных ресурсов организма,
-повышение внимания и активности на уроках, качества усвоения учебного материала,
-повышение умственной и физической работоспособности,
-повышение эмоционального тонуса,
-снятие напряжения с глаз.
| -мобилизация внимания,
-активизация мыслительной деятельности.
|
|
| | Д.Чтение слогов и слов с новой буквой
| -чтение слогов-слияний,
-образование слоговых таблиц,
-составление слогов,
-печатание слогов и слов,
-чтение столбиков слов,
-наращивание слов,
-перестановка букв, слогов,
-отбрасывание слогов, букв,
-составление слов из рассыпанных слогов,
-дидактические игры.
| -осознание роли новой буквы, её места, звукового соответствия в составе слогов, чтобы уметь читать их слитно, воспринимая слияние как цельный графический элемент,
-отработка навыка чтения,
-попутное ознакомление с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, пунктуации, орфографии,
-осознание единства звукового состава слова и его значения,
-определение смыслоразличительной роли ударения,
-овладение позиционным способом обозначения звуков буквами,
-выявление роли букв,
-формирование навыка слогового чтения,
-наблюдение над значением слов,
-овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка (графике, лексикологии, словообразовании /морфемике/, морфологии и синтаксисе), их особенностях (позиционный принцип чтения, лексическое и грамматическое значение слова, форма слова и др.), об основных единицах языка (букве, слове), их признаках,
-подбор слов, близких и противоположных по значению,
-наблюдение над значением многозначных слов,
-объяснение смысла непонятных слов.
|
|
|
|
| | Е.Чтение текста и работа с ним
| -выборочное чтение,
-выразительное чтение,
-заучивание наизусть,
-чтение по ролям,
-беседа по содержанию,
-озаглавливание текста,
-чтение цепочкой,
-отыскивание в тексте слов с новой буквой,
-пересказ.
| -смысловой и структурный анализ прочитанного (установление количества предложений в тексте, количества слов в отдельных предложениях, отыскивание слов с новой буквой),
-выразительное чтение,
-осознание, анализ текстов разных видов,
-усвоение понятия «текст» (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте),
-различение текста и набора предложений,
-осознание смысла заглавия, соотнесение заглавия с содержанием и главной мыслью текста, самостоятельное озаглавливание текст и его частей,
-различение, соотнесение букв с определённым звуком или звуками и др.,
-запоминание зрительного образа буквы),
-знакомство с орфоэпическим чтением,
-плавное слоговое и чтение целыми словами,
-чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания,
-развитие осознанности и выразительности чтения,
-понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении и при его прослушивании,
-самостоятельное чтение текста,
-определение содержания текста на основе названия текста,
-определение героев произведения,
-выборочное чтение текста,
-чтение по ролям,
-ответы на вопросы по прочитанному тексту,
-пересказ текста по опорным словам,
-определение главной мысли текста, соотнесение с пословицей,
-объяснение смысла прочитанного текста,
-объяснение смысла непонятных слов,
-определение известной и неизвестной информации в тексте,
-восприятие текста в чтении учителя, одноклассников,
-определение смысла поступков героев,
-соотнесение поступков героев со своими поступками,
-составление рассказов на определённые жизненные ситуации,
-пересказ текста на основе опорных слов,
-рисование словесных картин,
-дополнение текста словами, воспроизведение созданного текста,
-сравнение рассказа и стихотворения.
| -нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
|
|
|
| | Ж.Работа по развитию речи и мышления
| -наблюдение над значением слов,
-уточнение значений слов,
-словарно-логические упражнения,
-составление предложений,
-выделение предложений из речи,
-ответы на вопросы,
-пересказ прочитанного текста,
-рассказ на заданную тему (по наблюдениям, картинке, воспоминаниям, на основе творческого воображения, по серии картинок),
-декламация заученных стихотворений,
-конкурс на лучшего чтеца,
-загадывание и отгадывание загадок,
-работа с пословицами и поговорками,
-рассказывание сказок, инсценирование.
| -составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов,
-различение слов и предложений,
-формирование лексико-грамматической стороны речи,
-усвоение признаков предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу);
произнесение и чтение предложения с разной интонацией,
-формирование некоторых знаний о речи, её назначении, главных качествах, видах, правилах общения; приобретение опыта применения этих знаний в речевой практике,
-моделирование предложений,
-выделение из речи предложений,
-практическое различение устной и письменной речи,
-определение на слух количества предложений,
-ответы на вопросы по сюжетной картинке,
-воспроизведение сюжета знакомых сказок с опорой на иллюстрации,
-объяснение смысла пословиц, применение в устной речи,
-распределение предметов на группы по существенным признакам, определение основания для классификации,
-различение родовидовых понятий,
-правильное употребление в речи слов-названий отдельных предметов и слов с общим значением,
-разыгрывание сценок из сказки,
-деление предложений на слова,
-определение на слух количества слов в предложении,
-отработка навыка чтения,
-моделирование схем предложений,
-составление предложений по заданной схеме,
-соотнесение предложений со схемой,
-овладение учебными действиями с языковыми единицами (слово, предложение),
-рассматривание иллюстраций, перечисление основных персонажей,
-придумывание рассказа по иллюстрации,
-обогащение, уточнение, активизация словаря,
-развитие грамматически правильной речи, её точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
|
| -установление причинно-следственных связей,
-анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация,
-моделирование и преобразование моделей,
-использование знаково-символических средств,
-мыслительная активность,
-развитие психических познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия,
-развитие творческих способностей.
|
|
| | 7.Обобщение
| -беседа,
-работа с разрезной азбукой,
-характеристика звука, буквы,
-работа с лентой букв.
| -овладение основными теориями и языковыми понятиями, изучаемыми на уроке.
|
| -установление причинно-следственных и других связей и отношений между важнейшими явлениями, процессами,
-осмысление и обобщение отдельных фактов,
-построение рассуждений,
-отнесение к известным понятиям.
| -контроль, коррекция, оценка.
| -постановка вопросов,
-достижение договорённости и согласование общего решения.
| | 8.Домашнее задание
| -рассказ по картинке или на заданную тему,
-чтение слогов, слов, текста,
-рассматривание иллюстраций,
-подбор загадок, пословиц и поговорок,
-ответы на вопросы,
-сопоставление слов, данных в столбиках,
-повторение изученных букв по ленте,
-соотнесение рисунков и слов,
-моделирование слов, предложений,
-продолжение рассказа,
-озаглавливание текста.
| -овладение навыком чтения,
-развитие связной речи,
-закрепление изученного материала,
-овладение способами деятельности с языковыми единицами,
-совершенствование лингвистических умений и навыков.
|
| -овладение логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей,
|
|
| | 9.Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности
| -оценка, самооценка, взаимооценка деятельности,
-оценка знаний, умений,
-оценка достижений,
-оценка результата, продукта деятельности,
-самопроверка,
-беседа.
| -вывод по работе учащихся на уроке,
-развитие способности к рефлексии деятельности,
-выявление уровня овладения учащимися комплексом знаний и умений с целью совершенствования учебного процесса.
| -самооценка на основе критерия успешности,
-адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности,
-следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
| -рефлексия способов и условий действия,
-контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
|
| -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,
-формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений,
-использование критериев для обоснования своего суждения,
-планирование учебного сотрудничества.
|
|
Поиск по сайту:
|