Развитие коммуникативных навыков дошкольников




 

 

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном и начальном школьном детстве. Первый опыт таких отношений становится фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.

Приобщение детей к миру взрослых людей, к миру чувств и переживаний, - задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче опыта последующему поколению.

Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём «Я», которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других.

Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстником, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.

Таким образом, необходимо постоянно побуждать у детей проявлять подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.

Уже в дошкольном детстве возникает необходимость решения этих задач. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Поэтому необходимость формирования у детей представлений о многообразии человеческих отношений, о правилах и нормах жизни в обществе, вооружение их моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях, является важной и необходимой задачей.

Следующей важной составляющей этого - является научить ребенка общаться как со сверстниками, так со взрослыми, развить его коммуникативные навыки.

Решение этих педагогических задач осуществляется с помощью активных методов -это игровые и тренинговые задания, в процессе игровой деятельности, на занятиях, в повседневном распорядке жизни.

В силу специфики дошкольного возраста задачи развития коммуникативных навыков решаются наиболее успешно в игровой деятельности. Ненавязчиво и без принуждения ребенок осваивает азы поведения в среде сверстников, в общении со взрослыми, познает мир своих чувств и эмоций, мир сопереживания и соучастия к другим, умение справляться со своими эмоциями, умения контактировать с окружающим миром, формировать свое отношение к окружающему.

Ребенок познаёт и приобретает социальный опыт, начинает понимать взаимоотношения людей. Таким образом,происходит и обучение, и развитие, коррекция и воспитание, незаметно, постепенно,«играя», ребенок движется в своем развитии.

Особенно следует подчеркнуть коммуникативную функцию, которая состоит в развитии потребности ребенка обмениваться своими знаниями, умениями, общаться, устанавливать дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность как со взрослыми, так и со сверстниками.

На развитие коммуникативных навыков, также оказывают влияние продуктивные виды деятельности. Это рисование «дружных картинок», коллективные работы по аппликации, по рисованию, ручной труд (как работа общая для всех, так и индивидуальная), «скорая помощь» для книг, растений и т.д.

Регулярные выставки детских работ дают детям возможность к самооценке себя, анализу других работ своих товарищей.

Использование в повседневной жизни дошкольника игр малой, средней, большой подвижности также несет в себе определенный воспитательный момент. Роль в воспитании оказывает и художественная литература. Чтение книг, рассматривание иллюстраций, анализ поведения героев, одобрение или осуждение их поступков, помогают детям формировать понятия о добре и зле, о храбрости, мужестве, о трусости.

Учит формировать свое отношение к поступкам героев и применительно к себе.

Таким образом, чтобы достичь результатов положительной динамики в развитии коммуникативного общения ребенка, необходим комплексный подход, который включает в себя организацию жизни ребенка в целом.

Особая роль как проводника нравственных качеств отводится педагогам, воспитателям, которые являясь образцом поведения для окружающих, дают детям пример позитивного отношения к окружающему миру, помогают детям осознать свою индивидуальность, выработать свой стиль общения, учат доброму отношению к окружающему, умению находить свое «место» в окружающей действительности.

Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными), распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески. Способствуют гармоничному развитию в окружающем социуме. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.

Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение.

Сама игра требует этого и способствует этому. Однако, в последние годы, и об этом приходится говорить с сожалением, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточно внимания в отличие от его интеллектуального развития.

«Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством коммуникативных игр» в настоящее время является особенно актуальной, так как отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте.

Первый опыт таких отношений становится фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.

И поэтому целями работы в данном направлении является: помочь детям осознать свою индивидуальность, выработать свой стиль общения.

- развивать коммуникативные навыки;

- развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния;

- создать положительный эмоциональный комфорт в группе;

- формировать у детей адекватную самооценку;

Актуальным является изучение общения в детской психологии, где общепринятым является положение, что психическое развитие ребенка начинается с общения (Л.С. Выготский; А.Н. Леонтьев; А.В. Запорожец; М.И. Лисина; Д.Б. Эльконин).

Общение - это первый вид социальной активности, благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Оно служит средством приобретения знаний и навыков; формирует и развивает способности, характер, самосознание, личностные качества человека. Человек становится личностью в процессе общения при вхождении в общество, с которым взаимодействует в каждый момент своего существования. Все, что в совокупности представляет собой человек и изменчивые особенности личности, возникает благодаря общению и предназначено для общения.

Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём «Я», которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстником, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.

Таким образом, необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.

Педагоги, в ходе с детьми могут увидеть проблемы взаимоотношений между дошкольниками, обнаружить конфликтные ситуации в группе. Между воспитанниками во время игровой, непосредственно образовательной деятельности формируется широкий диапазон взаимоотношений, которые не всегда складывается благополучно. Дети не всегда умеют договариваться, ссорятся, конфликтуют, не пытаясь, услышать друг друга, бывают агрессивны.

Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, но и мешают воспитательно- образовательному процессу в целом.

Педагоги могут провести исследование развития коммуникативных способностей ребёнка в процессе общения со сверстниками, используя метод наблюдения «Капитан корабля», диагностики: «Варежка», «Сделаем вместе» и сделать выводы о необходимости помочь детям наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития детей.

работу с детьми ннужно строить так, чтобы к старшему дошкольному возрасту дети смогли сотрудничать, слушать и слышать сверстников и взрослых, обмениваться информацией. Кроме этого, у дошкольников должно сформироваться умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

На подготовительном этапе работы подбирается и изучаются необходимая литература, проводится анкетирование родителей «Об отношениях их ребёнка к сверстникам», обновляется предметно-развивающая среда в группе (новые игры, активизирующие познавательную активность детей, материалы и оборудование для конструирования, рисования, ручного труда, экспериментирования и театрально-игровой деятельности), что способствует обогащению игрового опыта детей.

Пространство группы делится на игровые зоны: интеллектуальную, театрально- игровую, творческую, сюжетно-ролевые игры, строительно-конструктивную, игры с двигательной активностью, уголок уединения.

Это позволяет детям организовывать одновременно разные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу.

Можно использовать, программой Е.В. Рылеевой «Вместе веселее», переработав её, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей своей группы.

Программа «Вместе веселее»- это «путешествие» в мир эмоций с детьми пятого года жизни. Эта программа коррекционная, направлена на социальное развитие детей и является дополнительной к основной образовательной программе ДОУ.

Непосредственно образовательная деятельность по данному направлению представлена в 4 этапа.

В подготовительную часть включаются несложные ритуальные упражнения, которые помогают детям, настроится на работу в группе, установить контакт. (Упражнение «Улыбка»).

В основную часть входят специальные упражнения, соответствующие цели и теме непосредственно образовательной деятельности:

- развивающие игры- драматизации

-сюжетно- ролевые игры

-игры на развитие навыков общения

-упражнения подражательно- исполнительского и творческого характера

- этюды

-сочинение историй

-беседы и рассказы

-мини- конкурсы

-чтение или рассказывание сказок

-творческая часть: рисование и обсуждение рисунков

Ритуальные упражнения(нам всем хорошо) этюды на расслабление(прощание)

 

Игры на развитие коммуникативных навыков можно разделить на группы:

- игры и упражнения, направленные на снижение агрессивности и страхов; игры и упражнения на повышение самооценки ребёнка;

-игры и упражнения на улучшение взаимоотношений с окружающими.

 

Коммуникативные игры используются не только в непосредственно образовательной деятельности, но и включаются во все режимные моменты каждый день, в зависимости от цели и их предназначения.

Например, утренний приём - игры, направленные на создание эмоционально- положительного настроя в группе («Пусть всегда будет», «Скажи Мишке добрые слова»).

На прогулке – подвижные коммуникативные игры, направленные на оптимизацию коммуникативных и подвижных навыков, игры, формирующие у детей умения любить окружающих («Когда природа плачет»).

Игры, используемые в музыкальной деятельности коммуникативные игры-танцы («Ай да, сапожник», «Весёлые дети»), развивающие коммуникативные, двигательные навыки детей, ориентировку в пространстве

Во вторую половину дня можно организовать кружок «Давайте жить дружно» со всей группой детей, организовать условия для разнообразных самостоятельных игр, чтение терапевтических сказок-метафор, формирующих у ребёнка «механизм самопомощи», то есть стремления в любой ситуации искать силы в себе, верить в успех, стремиться и обязательно добиваться цели; чтение этических сказок, позволяющих посмотреть на обычные предметы повседневного пользования и вообще на мир другими глазами. Сказки учат внимательному бережному отношению не только ко всему живому, но и различного рода предметам, окружающих нас, игрушкам.

В работу включаются элементы нетрадиционных форм работы: ритмопластика, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, тренинги.

Анализ проделанной работы позволяет говорить о её доступности и эффективности для детей дошкольного возраста.

Субъективная удовлетворённость процесса занятий изучается с помощью «обратной связи». Это даёт возможность получить ценную информацию о непосредственных впечатлениях воспитанников. Получая обратную связь, после окончания занятий педагоги видят итоги личностного роста каждого ребёнка. Дети меняются сами, меняются их взгляды на других и окружающий мир. Изменяются отношения детей друг к другу: появляется сочувствие, сопереживание, навыки сотрудничества.

Исходя из достигнутых результатов, заинтересованности детей в этих занятиях, продолжается работа по формированию коммуникативных навыков, за основу можно взять программу Ольги Владимировны Хухлаевой «Тропинка к своему Я».

Параллельно ведётся работа с родителями, как информационная, так и практическая.

Консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания, проводимые в нетрадиционной форме «Роль семьи в развитии коммуникативных навыков дошкольников» «Учим детей общению», совместные праздники помогают родителям глубже узнать своего ребёнка и помочь ему стать увереннее, наладить отношения с друзьями, справиться с застенчивостью, а также принимать активное участие в делах группы и детского сада.

В итоге эффективной работы у детей формируется положительное отношение к миру, к другим людям и самому себе, дети обретают чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, активно участвуют в совместных играх. Дети становятся способными договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляют свои чувства, в том числе чувство веры в себя, умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: