Нормативно-правовые акты и акты применения права: понятие, различия, особенности




Нормативно-правовой акт – это официальный документ, принятый компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы.

В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Закон обладает наивысшей юридической силой по отношению ко всем иным источникам права и государственным актам вообще. Закон– это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый высшим законодательным органом в особом процедурном порядке. Ведущее место Закона определяется следующими признаками: 1) Закон принимается, отменяется и изменяется только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума; 2) Закон принимается в особом процессуальном порядке; 3) Все иные нормативно-правовые акты не должны противоречить законам, если есть такое противоречие, то действует закон; 4) Закон содержит нормы первичного исходного характера. Все иные акты производны от законов и призваны детализировать и конкретизировать нормы законов; 5) Закон регулирует наиболее важнейшие основополагающие отношения. Законы делятся на конституционные и текущие. Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, конкретизирующие ее содержание. Конституция – это основной закон государства. Он занимает главное место в системе нормативно-правовых актов, является юридической базой всего законодательства. Текущие (обычные) законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны. Существует несколько критериев классификации законов. 1. По основным сферам государственной и общественной жизни, по кругу и характеру регулируемых законом наиболее типичных и устойчивых отношений законы делятся на отраслевые, например закон о труде. 2. По юридической силе законы делятся на: а) конституции; б) конституционные законы; б) обычные законы; 3. По структурной форме подразделяются на: а) обычные тематические законы; б) укрупненные законы типа кодексов; в) формы объединения законов — Собрания действующего законодательства и Свод законов. 4. По порядку их издания - законы принятые высшими органами государственной власти на их сессиях (заседаниях), и законы, принятые путем всенародного голосования (референдума). 5. Для федеративных государств большое значение имеет и территориальный масштаб действия закона. Здесь действует двух-, трехуровневая система конституций и обычных законов. Подзаконные нормативно-правовые акты – это акты, принимаемые исполнительно-распорядительными органами государства на основе и во исполнение законов. К ним относятся: указы президента; постановления и решения правительства; нормативные акты министерств, ведомств, комитетов в виде инструкций, положений, приказов и другие; нормативные акты местных исполнительных органов; локальные нормативные акты, т.е. акты, принимаемые организациями, предприятиями, учреждениями. Акт применения праваэто официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу. Акты применения права чрезвычайно разнообразны. Виды актов применения: 1. по субъектам, осуществляющим применение права: а) акты государственных органов и общественных организаций; б) акты главы государства – Президента РК; в) акты органов управления; г) акты органов правосудия; д) акты органов прокуратуры; е) акты коллегиальные и единоличные; 2. по форме правоприменительной деятельности: а) исполнительные акты; б) правоохранительные акты; 3. по форме внешнего выражения: а) акты-документы – надлежаще оформленное решение конкретного органа, составленное в письменной форме. В основном, акты-документы состоят из четырех составных частей – вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной. б) акты-действия – это действия субъектов правопри-менения, которые обладают властной силой и влекут юридические последствия (устные распоряжения руководителя органа, жесты милиционера, осуществляющего регулирование движения транспорта и пешеходов). 4. по времени: а) акты однократного действия (наложение штрафа); б) длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: