ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ




РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

 

Давно известно, что развитие мелкой моторики связано с раз­витием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые, в свою очередь, «отвечают» за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков.

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков Академии психологи­ческих наук была подтверждена связь интеллектуального разви­тия с пальцевой моторикой. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один паль­чик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети. Если мышцы пальцев на­пряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это неговорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления будет затруднено.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М. Кольцовой, мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук дости­гают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тре­нировку его пальцев.

В литературе последних лет описаны приемы работы по раз­витию мелкой моторики у детей с задержкой речевого разви­тия (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева), с моторной алалией (11.И. Кузьмина, В.И. Рождественская), с дизартрией (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова), с заиканием (Л.И. Белякова. Н.А. Рычкова). Все авторы подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего раз­вития ребенка, и особенно для развития речи.

Д. Кимура в своих исследованиях также показала, что суще­ствует тесная связь речи с моторной деятельностью рук и артику­ляционного.

Таким образом, роль двигателя развития центральной нервной системы, всех психических процессов и, в частности, речи играют формирование и совершенствование тонкой моторики — кисти и пальцев рук.


ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Тренировать пальцы рук ребенка можно уже с 6-месячного воз­раста. Простейший метод — массаж (поглаживание пальцев рук в направлении от копчиков пальцев к запястью). Можно использо­вать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребенка отдельно, сгибать и разгибать его. Упражнение обеих рук следует проводить 2-3 минуты ежедневно. С 10-месячного возраста можно давать малышу перебирать сначала более крупные и яркие пред­меты, затем более мелкие.

Еще раз можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из поколения в поколение народные потешки: «Сорока-белобока», «Мальчик-с-пальчик», «Ладушки-ладушки» и т.д.

Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной, во время которых ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев. Существует и такой способ развития пальцев руки, как отщипывание. От листа бумаги дети кончиками паль­цев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию. Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бусинок на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

Для формирования пространственных представлений работу с пуговицами можно выполнять за спиной.

Упражнения с младшими дошкольниками необходимо выпол­нять 3-5 раз в медленном темпе сначала одной рукой, затем — дру­гой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, добро-желательными и четкими.

 

«Пароход» Пароход плывет по речке, И пыхтит он, словно печка. Обе ладошки поставить на ребро; мизинцы прижать; большие паль­чики поднять вверх.  
«Очки» Бабушка очки надела И внучонка разглядела. Большие пальчики правой и левой руки вместе с остальными обра­зуют колечки, которые ребенок подносит к глазам.  
«Стул» Ножки, спинка и сиденье — Вот вам стул на удивленье. К нижней части тыльной сто­роны левой ладошки приставить кулачок с подвернутым большим пальцем. По счету менять положение рук.  
«Стол» У стола четыре ножки, Сверху крышка, как ладошка. Левую руку сложить в кулачок. Сверху на кулачок опустить ла­дошку правой руки. Локоть правой рукипараллельно полу. По счету менять положение рук.  
«Грабли» Листья падают в саду, Я их граблями смету. Ладошки повернуть к себе; пальчики переплести между собой, выпрямить и тоже направить на себя.  
«Цепочка» Пальчики перебираем — И цепочку получаем. Большой и указательный пальчики левой руки сложить в колечко. Через него попеременно пропускать колечки из пальчиков правой руки: большойуказательный; большой — средний и т.д. В упражнении участвуют все паль­чики.  
«Скворечник» Скворец в скворечнике живет И песню звонкую поет. Ладошки в вертикальном положении приставить друг к другу, мизинцы прижаты («лодочка»); большие паль­цы загнуты внутрь.  
  «Шарик» Надуваем быстро шарик — Он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел — Стал он тонкий и худой. Все пальчики обеих рук — в «ще­потке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуть на нихпри этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.  
«Собака» У собаки острый носик, Есть и шейка, есть и хвостик. Правую ладошку поставить на ребро, тыльной стороной к себе. Большой паль­чик поднять вверх. Указательный, сред­ний и безымянныйвместе. Попеременно опускать и поднимать мизинец  
«Кошка» А у кошки ушки на макушке, Чтоб лучше слышать мышь в норушке. Средний и безымянный пальчики упира­ются в большой. Указательный и мизи­нец — поднять вверх.  
«Мышка» Серенький комок сидит И бумажкой все шуршит. Средний и безымянный пальчики упира­ются в большой. Указательный и мизи­нец, согнутые в дуги, прижать к среднему и безымянному.  
«Зайка» Ушки длинные у зайки, Из кустов они торчат. Он и прыгает, и скачет — Веселит своих зайчат. Пальчики согнуты в кулачок. Указатель­ный и средний — выставить вверх; шеве­лить ими — в стороны и вперед.  
«Зайка и барабан» Зайка взял свой барабан И ударил: трам-трам-трам. Пальчики согнуты в кулачок. Указатель­ный и средний поднять вверх и прижать друг к другу. Безымянным и мизинцем по­очередно стучать по большому пальчику.  
«Коза» Идет коза рогатая За малыми ребятами. Ладошка внутренней стороной — вниз. Указательный пальчик и мизин­чик выставить вперед и двигать в разные стороны; средний и безымян­ный — прижать к ладошке и обхва­тить большим.  
«Осы» Осы любят сладкое, К сладкому летят. И укусят осы, Если захотят. Средний пальчик выставлен и зажат между указательным и безымянным. Вращать им в разные стороны.  
«Краб» Краб ползет по дну, Выставив клешню. Ладошки повернуты тыльной сторо­ной вниз, пальчики перекрещены и тоже опущены вниз. Большиеповер­нуты к себе. Передвигать, опираясь на пальчики, ладошки в одну сторону, затем — в другую.  
«Крокодил» Крокодил плывет по речке, Выпучив свои глаза. Он зеленый весь, как тина, От макушки до хвоста. Ладошка выставлена вперед, горизон­тально полу. Большой палец — под ней. Указательный и мизинец согнуть и прижать соответственно к сред­нему и безымянному пальцам.  
«Моя семья» Вот дедушка, Вот бабушка, Вот папочка, Вот мамочка, Вот деточка моя, А вот и вся семья. Поочередно загибать пальчики, начиная с большого, а со слов: «А вот и вся семья» — второй рукой обхватывать весь кулачок.  
  «Наш малыш» Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — наш малыш. Согнуть пальчики в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого.  
  «Шалун» Наша Маша варила кашу. Кашу сварила, малышей накормила: Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала! Он много шалил, Свою тарелку разбил. На первые две строчки — чертить пальчиком круги по ладошке. На следующие четыре строчкизагибать пальчики с приговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки паль­чиками другой руки брать мизинчик и слегка покачивать его.  
    «Пальчики» Раз, два, три, четыре, пять — Вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять — В домик спрятались опять. Поочередно разгибать все пальчики, начиная с мизинца; затем сги­бать их в том же порядке.  
«Пальчики здороваются» Раз, два, три, четыре, пять — Вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять — В домик спрятались опять. Поочередно сгибать все пальчики, начиная с мизинца; затем раз­гибать их в том же порядке.  
«Здравствуй!» Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю — Всех я вас приветствую! Пальчиками правой руки по очереди «здороваться» с пальчиками левой, похлопывая друг друга кончиками.  
«Комарик» Не кусай, комарик злой! Я бегу уже домой. Сжать кулачок. Указательный паль­чик выдвинуть вперед: это «хобо­ток», которым «комарик» пыта­ется «укусить» ребенка. Мизинец и большой, расслабив, опу­стить вниз (это«лапки кома­рика»).  
«Зайчик — кольцо» Прыгнул заинька с крылечка И в траве нашел колечко. А колечко не простое: Блестит, словно золотое. Упражнение основано на переходе из опой позиции в другую: а) пальчики — в кулачок, выдвинуть указа-тельный и средний и развести их в стороны; б) большой и указательный — соединить в колечко, остальные пальчики разве-ти в стороны  
«Бабочка» Бабочка-коробочка, Улетай под облачко. Там твои детки На березовой ветке. Скрестить запястья обеих рук и прижать ладошки тыльной сторо­ной друг к другу. Пальчики выпря­мить«бабочка сидит». Ладошки прямые и напряжены; пальчики не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.  
«Братцы» Пошли два братца Вместе прогуляться, А за ними — еще два братца. Ну а старший — не гулял, Очень громко их позвал. Он за стол их посадил, Вкусной кашей накормил. Ладошку положить на стол, прямые пальчики соединить. Раздви­нуть в стороны две пары пальцев: сначала — мизинец и безымян­ный, затем — средний и указа-тельный. Большим пальчиком «звать» братьев и «кормить» их кашей.  
«Колечки» Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем последо-вательно: указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к ми­зинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке: вначале — каждой рукой отдельно; затем — вместе.
         

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: