АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗА С ОПОРОЙ НА ТЕКСТ.




Чтение

Тема урока: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (2 урок)

Содержание урока:

Заполните пропуски (устно). В этом вам поможет учебник, с. 47.

Композитор Э.Григ проводил осень в лесах около_______. Все леса хороши с их ________воздухом и шелестом листьев, но особенно хороши горные леса около________. В них слышен шум________, с моря постоянно наносит______, и от обилия влаги буйно разрастается______. Он свешивается с веток зелёными прядями до самой земли.

Кроме того, в горных лесах живёт, как птица_____, весёлое___, оно только и ждёт, чтобы подхватить любой звук и _______его через скалы…

 

- А как вы думаете, что предстоит нам сегодня на уроке? (Анализ произведения)

Задачи: понять содержание произведения, объяснить смысл непонятных слов, определить основную мысль текста.

 

Введение в сюжет урока.

- Для того, чтобы понять и глубже почувствовать рассказ Паустовского, необходимо хорошо знать творчество Грига и его жизнь.

15 июня 1843 года родился Эдвард Григ – композитор, дирижёр, пианист.

С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона.

Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.

Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря.

День, когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем.

- Ребята, а как вы думаете, можно ли считать Эдварда Грига и К. Паустовского безвозвратно ушедшими от нас?

(Нет, они живут в своих бессмертных произведениях. Грига сделали вечным его музыка, талант, любовь к людям, к жизни, желание дарить себя другим, свою душу отдавать людям.Паустовский также как и Григ любил природу. Но писал он не только о природе, но и о замечательных людях, у него даже была мечта – собрать сборник биографий знаменитых людей, описать наиболее интересные случаи из их жизни, доказательством этому служит рассказ «Корзина с еловыми шишками»)

 

Однажды Григ встретил в лесу девочку с двумя косичками – дочь лесника.

- Почему Григ в рассказе с такой любовью и вниманием относится к девочке?

- Самым драматичным моментом в жизни Грига была смерть дочери. И поэтому в каждой девочке он видел свою дочь. Это, несомненно, знал Паустовский.

РАБОТА С ТЕКСТОМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

А теперь обратимся к произведению и вспомним, сколько в нем частей. (4)

Вспомним план рассказа

1.Встреча в лесу.

2.В доме композитора.

3.Дагни в гостях.

4. Дагни на концерте

 

- Предлагаю вам вспомнить, о чем говорится в каждой части?

ВСТРЕЧА

- Где встретил Эдвард Григ маленькую девочку Дагни Педерсен?

(В горном лесу на берегу моря.)

- Почему композитор любил проводить время в лесах?

(Красота природы вдохновляла композитора на написание новой музыки.)

 

-Какими художественными средствами пользуется писатель, показывая природу родной для Грига Норвегии?

Олицетворения - эхо подхватило, швырнуло звук, живёт и ждёт эхо.

Эпитеты - весёлое эхо, грибной воздух, осенний наряд.

Метафоры - зелёные пряди, буйно разрастается.

Сравнения - листва сравнивается с медью и золотом, эхо с птицей пересмешником.

 

-Рассмотрите иллюстрацию к рассказу с.49.

-Какой эпизод она изображает?

- Что в разговоре Грига с Дагни самое главное?

(то, что Григ решил сделать подарок Дагни)

- Но почему же Григ отсрочил подарок, ведь подарков всегда ждешь с нетерпением? (…я делаю подарки для взрослых, ты еще мала и многого не понимаешь, учись терпению…)

- Конечно же, подарки материальные – куклы, игрушки – легче дарить. Григ же задумал очень сложный – духовный подарок – музыку, поэтому композитор обещает его через 10 лет.

- А почему через 10 лет? (потому, что тогда Дагни вырастет и сможет понять подарок)

-Какие главные слова выделим из этой части?

(Григ решил сделать подарок Дагни)

В ДОМЕ КОМПОЗИТОРА

а). Беседа с элементами выборочного чтения.

· В каком городе писал Григ музыку для Дагни Педерсон?

· Прочитайте, как Паустовский описывает зиму в Бергене?

- Какой художественный приём писатель использует? (олицетворение)

б). Выборочный пересказ.

· Опираясь на модель, опишите, как выглядел дом композитора.

Дом композитора.

жилище
ковры
мягкая мебель
портьеры
диван
рояль

в) выборочное чтение

- А что представлял Э.Григ, когда писал музыку для Дагни?

-Какой литературный приём использует автор?

(Сравнение. Он сравнивает Дагни с солнцем.)

- Что помогло Григу написать музыку? (Красота окружающей природы)

- Каких слушателей ценил Григ больше всего?

- В чём заключалось счастье для великого композитора?

ДАГНИ В ГОСТЯХ.

- Что изменилось в жизни Дагни, когда ей исполнилось 18 лет?

Почему Дагни покидает дом?

- С какой целью ее отправили к тете Магде? (чтобы она посмотрела, как устроен свет, как живут люди)

- Какое время года описывает автор?

НА КОНЦЕРТЕ.

1.Словарно-лексическа работа.

- Уточним значение слов, которые встретятся в 4 части. Значение, каких из этих слов вам знакомо? Какой словарь поможет растолковать значение непонятных слов? (Толковый словарь.) Познакомимся со значением слов:

Оркестр - группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на музыкальных инструментах.

Симфоническая муз ыка - музыкальное произведение, исполняемое симфоническим оркестром.

Музыкальная пьеса - небольшое музыкальное произведение.

Итак, мы выяснили значение музыкальных терминов, чтобы лучше понять содержание заключительной части.

 

АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗА С ОПОРОЙ НА ТЕКСТ.

- Найдите в тексте только описание музыки. Зачитаем его.

- Слов, какой части речи много в описании? (Очень много глаголов.) Прочитайте их.

- Почему автор использует так много глаголов? (Показывает развитие действия.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: