Чтение
Тема урока: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (2 урок)
Содержание урока:
Заполните пропуски (устно). В этом вам поможет учебник, с. 47.
Композитор Э.Григ проводил осень в лесах около_______. Все леса хороши с их ________воздухом и шелестом листьев, но особенно хороши горные леса около________. В них слышен шум________, с моря постоянно наносит______, и от обилия влаги буйно разрастается______. Он свешивается с веток зелёными прядями до самой земли.
Кроме того, в горных лесах живёт, как птица_____, весёлое___, оно только и ждёт, чтобы подхватить любой звук и _______его через скалы…
- А как вы думаете, что предстоит нам сегодня на уроке? (Анализ произведения)
Задачи: понять содержание произведения, объяснить смысл непонятных слов, определить основную мысль текста.
Введение в сюжет урока.
- Для того, чтобы понять и глубже почувствовать рассказ Паустовского, необходимо хорошо знать творчество Грига и его жизнь.
15 июня 1843 года родился Эдвард Григ – композитор, дирижёр, пианист.
С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона.
Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.
Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря.
День, когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем.
- Ребята, а как вы думаете, можно ли считать Эдварда Грига и К. Паустовского безвозвратно ушедшими от нас?
(Нет, они живут в своих бессмертных произведениях. Грига сделали вечным его музыка, талант, любовь к людям, к жизни, желание дарить себя другим, свою душу отдавать людям.Паустовский также как и Григ любил природу. Но писал он не только о природе, но и о замечательных людях, у него даже была мечта – собрать сборник биографий знаменитых людей, описать наиболее интересные случаи из их жизни, доказательством этому служит рассказ «Корзина с еловыми шишками»)
Однажды Григ встретил в лесу девочку с двумя косичками – дочь лесника.
- Почему Григ в рассказе с такой любовью и вниманием относится к девочке?
- Самым драматичным моментом в жизни Грига была смерть дочери. И поэтому в каждой девочке он видел свою дочь. Это, несомненно, знал Паустовский.
РАБОТА С ТЕКСТОМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
А теперь обратимся к произведению и вспомним, сколько в нем частей. (4)
Вспомним план рассказа
1.Встреча в лесу.
2.В доме композитора.
3.Дагни в гостях.
4. Дагни на концерте
- Предлагаю вам вспомнить, о чем говорится в каждой части?
ВСТРЕЧА
- Где встретил Эдвард Григ маленькую девочку Дагни Педерсен?
(В горном лесу на берегу моря.)
- Почему композитор любил проводить время в лесах?
(Красота природы вдохновляла композитора на написание новой музыки.)
-Какими художественными средствами пользуется писатель, показывая природу родной для Грига Норвегии?
Олицетворения - эхо подхватило, швырнуло звук, живёт и ждёт эхо.
Эпитеты - весёлое эхо, грибной воздух, осенний наряд.
Метафоры - зелёные пряди, буйно разрастается.
Сравнения - листва сравнивается с медью и золотом, эхо с птицей пересмешником.
-Рассмотрите иллюстрацию к рассказу с.49.
-Какой эпизод она изображает?
- Что в разговоре Грига с Дагни самое главное?
(то, что Григ решил сделать подарок Дагни)
- Но почему же Григ отсрочил подарок, ведь подарков всегда ждешь с нетерпением? (…я делаю подарки для взрослых, ты еще мала и многого не понимаешь, учись терпению…)
- Конечно же, подарки материальные – куклы, игрушки – легче дарить. Григ же задумал очень сложный – духовный подарок – музыку, поэтому композитор обещает его через 10 лет.
- А почему через 10 лет? (потому, что тогда Дагни вырастет и сможет понять подарок)
-Какие главные слова выделим из этой части?
(Григ решил сделать подарок Дагни)
В ДОМЕ КОМПОЗИТОРА
а). Беседа с элементами выборочного чтения.
· В каком городе писал Григ музыку для Дагни Педерсон?
· Прочитайте, как Паустовский описывает зиму в Бергене?
- Какой художественный приём писатель использует? (олицетворение)
б). Выборочный пересказ.
· Опираясь на модель, опишите, как выглядел дом композитора.
Дом композитора.
жилище
ковры
мягкая мебель
портьеры
диван
рояль
в) выборочное чтение
- А что представлял Э.Григ, когда писал музыку для Дагни?
-Какой литературный приём использует автор?
(Сравнение. Он сравнивает Дагни с солнцем.)
- Что помогло Григу написать музыку? (Красота окружающей природы)
- Каких слушателей ценил Григ больше всего?
- В чём заключалось счастье для великого композитора?
ДАГНИ В ГОСТЯХ.
- Что изменилось в жизни Дагни, когда ей исполнилось 18 лет?
Почему Дагни покидает дом?
- С какой целью ее отправили к тете Магде? (чтобы она посмотрела, как устроен свет, как живут люди)
- Какое время года описывает автор?
НА КОНЦЕРТЕ.
1.Словарно-лексическа работа.
- Уточним значение слов, которые встретятся в 4 части. Значение, каких из этих слов вам знакомо? Какой словарь поможет растолковать значение непонятных слов? (Толковый словарь.) Познакомимся со значением слов:
Оркестр - группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на музыкальных инструментах.
Симфоническая муз ыка - музыкальное произведение, исполняемое симфоническим оркестром.
Музыкальная пьеса - небольшое музыкальное произведение.
Итак, мы выяснили значение музыкальных терминов, чтобы лучше понять содержание заключительной части.
АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗА С ОПОРОЙ НА ТЕКСТ.
- Найдите в тексте только описание музыки. Зачитаем его.
- Слов, какой части речи много в описании? (Очень много глаголов.) Прочитайте их.
- Почему автор использует так много глаголов? (Показывает развитие действия.)