Мне известно, что существует два основных способа расчета семейного бюджета.
В первом случае составляется формула расчета семейного бюджета. В этой формуле доходную статью бюджета обозначают буквой «Д». Сюда включаются все источники дохода семьи: заработная плата, социальные пособия, пенсии, средства от дополнительного приработка или от продажи чего-либо, и другие источники.
Все обязательные расходы обозначают буквой «О». В эту статью вносят все необходимые платы за месяц: квартплата, коммунальные услуги, питание, расходы на транспорт, плата за детский сад и др. При необходимости можно использовать дополнительные обозначения, указывающие на конкретные расходы — Ок (плата за квартиру), Ог (расходы на гигиенические принадлежности), От-(расходы на транспорт) и т.д.
Следующая расходная статья – это питание, для обозначения которой вводится обозначение – буква «П». Можно также ввести и дополнительные обозначения: Пд – расходы на питание дома, Пс – питание в столовой и т. П.
Расходы на предметы гардероба (одежду и обувь) обозначим буквой «Г». Также можно использовать дополнительные значки: Гж — женская одежда, Гм – мужская одежда, Гд — детская одежда. Для обозначения других затрат можно использовать различные буквы русского алфавита, но надо помнить, какие расходы в этом случае имелись в виду.
В результате получается совсем несложная формула:
Д= О + П + Г +…, где
П = Пс + Пд + …;
О = Ок + Ог+ От + …;
Г = Гж + Гм + Гд…
Этой формулой очень легко пользоваться. Достаточно только подставить необходимые цифры и можно увидеть общую картину. Надо отметить, что такой подход планирования семейного бюджета не является рациональным, так как зачастую расходы значительно могут превысить доходы. Будет лучше если правая и левая части этой формулы будут равными. Если все же расходы превышают доходы семьи, то придется или сокращать расходы, или искать еще дополнительные источники доходов. Но все же с помощью такого элементарного подсчета можно немного улучшить финансовое состояние и создать небольшой резерв.
Существует еще один распространенный способ планирования семейного бюджета. Этот способ получил название теории бюджетирования. Он очень похож на предыдущий способ, отличается он только тем, что в этом случае составляется таблица, которая делится на 2 столбца: доходную и расходную части бюджета (таблица 1, Приложение 1). В столбце «Доходная часть» прописываются все основные статьи дохода. В столбце «План» напротив каждой статьи проставляется сумма примерных поступлений в семейный бюджет. Теперь добавляется еще одна строка, озаглавив ее «Итого доходов», можно подсчитать сумму финансовых средств, на которую ваша семья может рассчитывать в следующий месяц.
Переходим к расходной части семейного бюджета. В данном столбце для каждой статьи расходов надо указать примерное значение потраченных сумм. Сравнив доходную и расходную части можно проанализировать на какую статью потрачено средств больше, чем планировалось.
Такая таблица была мною составлена для моей семьи (таблица 1, Приложение1). Из данной таблицы я обнаружила, что главной составляющей доходов нашей семьи является заработная плата и детские пособия. Изучив статьи расходов семьи, я отметила, что основную долю семейных трат составляет питание и плата за квартиру.
Вывод: изучив способы расчета бюджета семьи и составив таблицу доходной и расходной частей, я отметила, что моя семья тратит в целом больше, чем зарабатывает, таким образом, семья не контролирует свои расходы и поэтому в семье могут накапливаться долги, которые затем могут переходить из месяца в месяц.
Бизнес-планирование финансовых средств.
Как правило, во многих семьях распределением финансов семьи занимается кто-нибудь из членов этой семьи. Мне известно, что существует два подхода к распределению финансовых средств. В первом случае все члены семьи складывают все доходы в общую кассу и затем берут оттуда средства на общие и личные нужды. Во втором случае каждый член семьи делит свои доходы на две части: общественную и личную. Общественная часть уходит на оплату семейных нужд (платежи, покупка продуктов, лекарства и др.), а личную часть каждый тратит на своё усмотрение.
В народе говорят: «Бездумно тратить деньги – дело нехитрое», а вот как грамотно их расходовать с пользой для семьи – это довольно непростая задача. Изучая данную тему, я использовала данные с официального сайта Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области и изучила доходы населения нашей области. Анализируя таблицу распределения населения по величине среднедушевых денежных доходов (в %) я заметила, что к концу 2019 года возросло количество населения со среднедушевыми денежными доходами, составляющими от 15000- до 25000 руб. в месяц на 1 %
от 25000 – до 35000 руб. в месяц на 1,5 %
свыше 35000 руб. в месяц на 3 %.
Я отметила, что по официальным данным среднедушевой денежный доход населения области в 2019 г составил 19526, 8 рублей, по сравнению с предыдущим годом он увеличился на 2000 рублей (данные за 2020 г отсутствуют). Итак, доход населения растет, но в тоже время растут и расходы. Для более детального изучения, я провела анкетирование в группах техникума (Приложение 2). Обучающимся и их родителям были предложены вопросы, на которые они по желанию могли дать ответы.
Анкетирование проводилось среди 15 семей. По результатам опроса семей я вычислила среднемесячный доход семей. Он составил 17300 рублей. Конечно, эта цифра значительно отличается от цифры, названной в официальных источниках.
Я отметила, что основной статьей дохода в семьях является заработная плата, но в тоже время во многих семьях называли и другие источники дохода: детские пособия (8 семей из 15), стипендии, пенсии (по 2 семьи) и др. (Приложение 3)
Изучая основные статьи расходов семейного бюджета я установила, что больше всего денежных средств тратится на питание. Это отметили около 53 % семей. На втором месте – обязательные платы. Примерно 27 % респондентов назвали эту статью расходов. И только 20 % опрошенных семей большую часть семейного бюджета расходуют на предметы гардероба.(Приложение 3)
Надо отметить, что почти половина опрошенных семей не пользуются схемами расчета семейного бюджета. (Приложение 4) При ответе на вопрос: «Какие виды расходов учитываются в первую очередь при составлении бюджета?» мнения разделились. Большая часть респондентов указала на оплату квартиры и коммунальных услуг, оставшаяся часть отметила статью – питание. Невысокий уровень жизни в сельской местности показал, что немногие семьи пользуются кредитами и ссудами. Это отметили только 40 % респондентов.(Приложение 4)
Анализируя проведенное анкетирование, я пришла к выводу, что каждый член семьи (в том числе школьник) может и должен участвовать в увеличении доходов своей семьи.
Для улучшения жизни и увеличения доходов хорошо бы в каждой семье иметь хозяйственную книгу, в которой можно отражать все поступающие средства и их расход в течение месяца. При планировании расходов можно воспользоваться некоторыми правилами:
- все покупки необходимо тщательно продумывать;
- в условиях сельской местности уменьшить затраты можно, если самим консервировать и заготавливать продукты;
- экономить электроэнергию;
- по возможности производить мелкий ремонт одежды и обуви самостоятельно.
Вывод: на основании данных рассуждений можно прийти к выводу, что все же сократить расходную часть бюджета можно, если все денежные ресурсы расходовать бережливо и рационально.
Заключение.
Исследования психологов и социологов показывают, что способность человека управлять своими финансами напрямую зависит от того, имел ли этот человек такой опыт в детстве, приучали ли родители самостоятельно пользоваться деньгами, обсуждали ли в семье с детьми крупные покупки. Необходимо с детского возраста объяснять, откуда
берутся деньги, как их зарабатывают и для чего они нужны. Из проведенного исследования я сделала определенные выводы:
1. Самый доступный способ улучшить благосостояние - научиться контролировать расходы, и главное- понять, какие покупки нужны, а от каких можно отказаться (покупка сладостей или бесконтрольная трата денег на телефон и интернет), ничего не потеряв при этом.
2. Чтобы правильно контролировать свой бюджет, необходимо производить несложные экономические расчеты ежедневно, т.е. рассчитать сумму повседневных расходов и стараться придерживаться данных расчетов.
3. Никогда не экономить на всем подряд, ведь нельзя экономить на здоровье, питании, образовании.
Если мы своевременно будем вносить некоторые корректировки и наведем порядок в своем бюджете, то со временем у нас выработается грамотный подход к планированию бюджета.
Литература
1. Б.А.Гончаров, Е.В.Елисеева, А.А.Электов и др. Технология 8 класс, Москва, изд.центр «Вентана-Граф», 2011 г, 203 с.
2. А.Скоробогатов «Семейный бюджет на компьтере», М., изд-во «РидГрупп», 2012г, 320 с.
3. Г.Острикова «как правильно сотавить семейный бюджет, или Кто положил деньги в тумбочку?» М., изд-во «НТ Пресс», 2006 г, 128 с.
4. Режим доступа:https://www.sun-hands.ru/6bydgetsostav.htm
5. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области. Режим доступа: https://www.arhangelskstat.ru/detault.aspx
Приложение 1
Таблица 1. «Таблица доходов и расходов моей семьи за месяц»
Доходная часть | Расходная часть | |||||
Наименование статьи | план | Наименование статьи | план | |||
| 8000 руб 3500 руб 1500 руб |
| 5500 руб 400 руб 450 руб 6000руб 1000 руб от 500 руб 200 руб | |||
Итого: 13000 руб | Итого: 14050 руб |
Приложение 2
Анкета для обучающихся и родителей.
1. Назовите примерный среднемесячный доход вашей семьи.
2. Что служит источниками дохода в вашей семье: заработная плата, пенсии, стипендии, детские пособия, алименты, другое (подчеркнуть)?
3. Пользуется ли ваша семья схемами расчета семейного бюджета?(да, нет)
4. Какие виды расходов учитываются в первую очередь при составлении бюджета?
5. На какие сферы расходов уходит больше денег в вашей семье: питание, одежда, квартплата, коммунальные платежи (подчеркнуть)?
6. Пользуются ли в вашей семье кредитами, ссудами? (да, нет)
7. На какие нужды в вашей семье чаще всего берут кредит: покупка бытовой техники, покупка теле- и видеоаппаратуры, покупка одежды, покупка автомобиля, другое (подчеркнуть)?
8. Может ли школьник участвовать в увеличении дохода своей семьи? В чем заключается его роль?
9. Превышает ли расход вашей семьи (за месяц) доход (за тот же период)? (да, нет).
10. За счет чего можно экономить деньги?
Приложение 3
Диаграмма «Основные статьи доходов семей»
Диаграмма «Основные статьи расходов семей»
Приложение 4
Диаграмма «Количество семей пользующихся и не пользующихся схемами расчета семейного бюджета (в %)»
Диаграмма «Количество семей пользующихся кредитами и ссудами (в %)»