Стихотворение «Маленький волшебник»
Рисовать могу весь день - это делать мне не лень!
На листке моем, поверь, лето постучалось в дверь,
Все красивое теперь: желто – красные цветы
И зеленые кусты, голубые облака, очень синяя река,
Горы, реки и леса – на рисунке чудеса!
Приоткрылась тихо дверь - мамы появилась тень:
«Что за Главный Чародей здесь старался целый день?»
Улыбнулся хитро я: «Тот волшебник - это я!»
Автор: педагог-психолог МДОУ детский сад № 21 Осипова М.А.
Роль рисования в жизни ребенка
Человек рисовал всегда. Не важно, что было в его руке: обломок кости, кусок угля или изящная художественная кисть. Главное, что с помощью рисунка он передавал собственное мировоззрение.
Вполне логично, что рисование занимает важное место в развитии ребёнка. Рисование для ребенка – бесценный способ самовыражения. Именно рисование помогает ребенку раскрыть все грани его хрупкой формирующейся личности: выразить себя, открыть для окружающих свой внутренний мир, показать свои чувства, желания и даже страхи. Происходит это обычно абсолютно спонтанно. Ребенку не требуется для рисования какой-то внутренней подготовки, вдохновения или принуждения. Рисование для него такой же естественный процесс, как и дыхание. Так как для ребенка характерно преобладание образного мышления и у него еще не хватает словарного запаса для выражения своих чувств, он превращает свои мысли в образы на бумаге. В этом особая ценность детских рисунков.
Лист бумаги становится для ребенка уютным и безопасным местом для выражения своих фантазий. Для взрослого же детские рисунки – это уникальный продукт детского творчества, позволяющий понять маленькую личность. Так, детские психологи и педагоги активно используют рисунки как способ познания ребенка. То, что ребенок не выразит словами, обязательно расскажет о нем его рисунок.
Переходя от рисунка как средства выражения к рисунку как двигателю развития личности, важно отметить, что именно рисование занимает определяющее место в развитии мелкой моторики и связи мышления с ней. Рисование заставляет ребенка активно использовать мыслительные процессы, учит анализу и сравнению. Развивает память, логику, воображение.
Особо стоит отметить именно воображение. Детская личность как никогда нуждается в его развитии, ведь теряя способность к выдумке, личность ребенка существенно обедняется, пропадает тяга к творческому самовыражению, уходит интерес к искусству. А значит, процесс развития также замедляется, и маленький человек теряет частичку своего «Я».
О чем нам могут рассказать детские рисунки?
Предметный рисунок появляется у детей приблизительно в трехлетнем возрасте. В ходе последующего развития ребенка изменяется способ изображения на рисунках и увеличивается количество изображаемых деталей. Дошкольники в подавляющем большинстве случаев не задаются целью передать реальную форму изображаемого объекта, в частности, человеческой фигуры. Их рисунки воспроизводят определенные схемы или графические шаблоны.
Первая форма изображения человека (дяди, тети) – это так называемый головоног, представляющий собой округлую голову (по мнению некоторых специалистов, эта окружность символизирует голову вместе с телом) и отходящие от нее или расположенные рядом черточки – руки и ноги (количество которых может быть различным). Нередко на рисунках присутствуют также черты лица (глаза, рот, нос), иногда и волосы. Подобный рисунок вполне соответствует норме вплоть до четырехлетнего возраста.
Приблизительно к четырем годам ребенок переходит к рисованию примитивной схемы, содержащей кроме головы, рук и ног изображение туловища человека. Он составлен из отдельных частей; ноги располагаются по бокам туловища, руки обычно начинаются от его середины.
Пятилетний ребенок рисует конечности двойными линиями. Руки по-прежнему изображаются от середины туловища; второстепенные детали обычно отсутствуют или они немногочисленны.
На шестом году жизни ребенок овладевает представлениями о вертикали и горизонтали; если раньше он часто рисовал человека в наклонном положении, словно падающего, то теперь он начинает рисовать его стоящим строго вертикально. Последующее развитие рисунка человека состоит в переходе к изображению толщины рук и ног. К шести годам ребенок часто рисует руки человека от верхней части туловища. Появляются различные второстепенные детали: пальцы, волосы, брови, ресницы.
Для шестилетнего возраста нормальным является детализированное схематическое изображение, содержащее все основные и большинство из наиболее важных второстепенных деталей. К последним относятся шея, пальцы, ступни, волосы или шапка, брови, одежда.
Уважаемые родители, помните, как важно обогатить жизнь ребенка разнообразными впечатлениями, способствовать формированию влечения к искусству и творчеству, побуждать ребенка к рисованию, ни в коем случае не мешая его самовыражению с помощью карандашей и красок. Ведь именно тогда, перед нами предстанет уникальная, внутренне богатая и такая интересная личность, как ваш ребенок!