При чтении лекций используются объяснительно - иллюстративный метод с элементами проблемного изложения учебной информации (монологической, диалогической или эвристической). При проведении практических занятий применяются активные и интерактивные методы: разбор конкретных ситуаций (кейсы), деловые игры, решение ситуационных задач, дискуссии, «круглые столы».
При подготовке к лекционным занятиям необходимо продумать план его проведения, содержание вступительной, основной и заключительной части лекции, ознакомиться с новинками учебной и методической литературы, публикациями периодической печати по теме лекционного занятия. Определить средства материально-технического обеспечения лекционного занятия и порядок их использования в ходе чтения лекции. В ходе лекционного занятия преподаватель должен назвать тему, учебные вопросы, ознакомить студентов с перечнем основной и дополнительной литературы по теме занятия. Желательно дать студентам краткую аннотацию основных первоисточников. Во вступительной части лекции обосновать место и роль изучаемой темы в учебной дисциплине, раскрыть ее практическое значение. Если читается не первая лекция, то необходимо увязать ее тему с предыдущей, не нарушая логики изложения учебного материала. Раскрывая содержание учебных вопросов, акцентировать внимание студентов на основных категориях, явлениях и процессах, особенностях их протекания. Раскрывать сущность и содержание различных точек зрения и научных подходов к объяснению тех или иных явлений и процессов.
Следует аргументировано обосновать собственную позицию по спорным теоретическим вопросам, приводить примеры, задавать по ходу изложения лекционного материала риторические вопросы. Это способствует активизации мыслительной деятельности студентов, повышению их внимания и интереса к материалу лекции, ее содержанию. Преподаватель должен руководить работой студентов по конспектированию лекционного материала, подчеркивать необходимость отражения в конспектах основных положений изучаемой темы, особо выделяя, категорийный аппарат. В заключительной части лекции необходимо сформулировать общие выводы по теме, раскрывающие содержание всех вопросов, поставленных в лекции.
|
II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практическое занятие № 1
Тема занятия: «Классификация средств и методов управления качеством»
Модуль 1. «Механизм современного управления качеством»
Модульная единица 1. «Основные подходы к классификации средств и методов управления качеством»
Разбор схемы «Классификация средств и методов управления качеством».
Цель работы: изучить классификацию средств и методов управления качеством
Теоретические положения
Классификация средств управления качеством
1.Оргтехника
2.Банки нормативной документации
3.Организационная структура организации
4.Средства связи
5.Средства метрологии
Классификация методов управления качеством
1. Теоретические основы
Концепции и системы
Отдельные методы
Комплексные методы
Теоретические основы:
А)Понятие «качество»
Б) Понятие «управление качеством»
|
В) PDCA; PDSA; SDCA
Г) KAIZEN; KAIRYO и др.
Концепции и системы
А) БИП; СБТ; КС; УКП и др
Б).J I T KANBAN
В) Lean production (TPM; SS)
Г) СМК по ИСО 9000
Д) TQM
Е) Концепция «Шесть сигма»
Ж) Система экономики качества
Отдельные методы:
А)Объект-социальная система:
-экономические методы;
-организационно-распорядительные методы;
-социально-психологические.
Б)Объект-информация:
-статистические методы;
-методы логического анализа
-методы экспертных оценок;
-методы принятия решений.
В)Объект-оборудование
Комплексные методы:
А) -QFD (дом качества)
Б) -FMED (методологии)
В)-реинженеринг процессов
Г))-кружки качества
Д)-бенчмаркинг
Е)-самооценка
Порядок выполнения работы
Студенческая группа, пользуясь раздаточным материалом, кратко конспектируя его основные тезисы, изучает классификацию средств и методов управления качеством
По результатам освоения знаний проводится устный опрос.
Практическое занятие № 2
Тема 2. Международные стандарты ISO серии 9000
ПК-3,ПК-5, ПК-8
Модуль 1. «Механизм современного управления качеством»
Модульная единица 2. «Основные положения технического регулирования в механизме управления качеством»
План практического занятия
1.Структура базовых стандартов ISO серии 9000. Связь с критериями и философией стандартов ИСО 9000.
2.Интеграция задач обеспечения качества с задачами бизнеса и интересами общества.
3. Роль стандартов ИСО 9000 в развитии менеджмента качества.