Метрологическое обеспечение измерений.
Под метрологическим обеспечением измерений понимается установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений. Определение метрологического обеспечения (МО) измерений - «деятельность метрологических и других служб, направленная на: создание в стране необходимых эталонов, образцовых и рабочих средств измерений; правильный их выбор и применение;, разработку и применение метрологических правил и норм; выполнение других метрологических работ, необходимых для обеспечения требуемого качества измерений на рабочем месте, предприятии (организации), в министерстве (ведомстве), народном хозяйстве». Определение «метрологическое обеспечение» очень обширное - от осуществления технических измерений до обеспечения единства измерений и законодательной метрологии и используются, в основном, по отношению к измерениям, испытанию и контролю в целом. Параллельно разрешено применять понятие метрологическое обеспечение (МО) технологического производства.
Составляющие метрологического обеспечения:
1. Основы метрологического обеспечения.
2. Нормативно-правовые основы метрологии
.3. Метрологические службы и организации.
Метрологическое обеспечение производства, в основном, включает: - анализ состояния измерений;- установление рациональной номенклатуры измеряемых величин и использование средств измерений (рабочих и эталонных) соответствующей точности;- проведение поверки и калибровки средств измерений;- разработку методик выполнения измерений для обеспечения установленных норм точности;- проведение метрологической экспертизы конструкторской и технологической документации; - внедрение необходимых нормативных документов (государственных, отраслевых, фирменных);- аккредитацию на техническую компетентность;- проведение метрологического надзора.
|
Метрологическое обеспечение производства должно в определенной степени обеспечивать оптимизацию управления технологическими процессами и предприятием в целом, стабилизировать процессы, поддерживать качество изготовления продукции. При этом затраты на метрологическое обеспечение производства должны соответствовать масштабам производства, сложности технологических циклов и в конечном счете не только окупаться, но и приносить доход. В оценке адекватности и экономической эффективности МОП могут оказать серьезную организационную и методическую помощь разработанные Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы (ВНИИМС) рекомендации МИ 2240-92 «ГСИ. Анализ состояния измерений, контроля и испытаний
на предприятии, в организации, объединении». Этот документ используется при разработке и сертификации систем качества, при аккредитации на техническую компетентность, для разработки программ совершенствования метрологического обеспечения и т.д. В нем определена «методика оценивания экономической эффективности мероприятий по совершенствованию состояния измерений, контроля, испытаний, метрологического обеспечения производства на предприятии». Очень актуально и необходимо приложение 2 «Информационное обеспечение. Сценарий диалога и алгоритмы для автоматизированной обработки информации по анализу состояния измерений, контроля, испытании на предприятии». Дополнение этого материала соответствующим программным продуктом и техническими средствами разрешает автоматизировать работу метрологической службы предприятия и снизит объем рутинных операций, упростит расчет экономической эффективности метрологического обеспечения производства и увеличит его эффективность.
|
Правовые основы обеспечения единства измерений. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений».
Точные и объективные измерения являются. обязательным условием обеспечения эффективности производства, проведения научных исследований по созданию новых видов продукции и новых технологий, разработки и вы пуска высококачественной продукции.Для обеспеченияединства измерений следует выражать результаты измерения в стандартных единицах. должна быть точно известна погрешность выполненных изм. Для достижения требуе
мой точности погрешность измерения не должна превосхо
дить предельно допустимых значений. Правовые основы обеспечения единства измерений установлены Законом
РФ "Об обеспечении единства измерений" (1993 г.). он регулирует отношения государственных органов управления РФ с юридическими и физическми лицами по вопросам изготовле
ния, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений и направлен на защиту прав и интересов граждан, установленного правопо
рядка и экономики РФ от отрицательных последст
вий недостоверных результатов измерений.Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве РФ об обеспечении единства измерений, то применяются правила международного договора.Единство измерений достигается их организа
|
цией на основе Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ) - системы государственных стандартов и других НТД, В ГСИ установлено требование, чтобы для каждого результата измерений была известна погрешность. Причины погрешностей рассматриваются с двух сторон: характер (свойство) и источник.
Организационная и техническая основы метрологического обеспечения измерений. "Метрологическая служба" совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений. Метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц создаются для выполнения работ по обеспечению единства измерений, повышения уровня метрологического обеспечения. Допускается возложение отдельных функций метрологической службы на иные структурные подразделения. Метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц организуют свою деятельность на основе положений Закона РФ "Об обеспечении единства измерений", других законодательных и нормативных документов, регламентирующие вопросы метрологии. Основные задачи, права и обязанности метрологических служб государственных органов управления и юридических лиц независимо от форм собственности определены в ПР 50.732-93 "ГСИ. Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления и юридических лиц". Метрологическая служба государственного органа управления представляет собой систему, образуемую приказом руководителя государственного органа управления, которая может включать:
1.подразделение (службу) главного метролога в центральном аппарате;
2.головные и базовые организации метрологической службы в отраслях;
3. метрологические службы предприятий.
К основным задачам метрологических служб относятся: -калибровка средств измерений; -надзор за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений; -выдача обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм; -проверка своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку; - анализ состояния измерений, испытания и контроля на предприятии, в организации. Метрологическое обеспечение охватывает все стадии жизненного цикла изделия, начиная с этапа научно-исследовательских и опытно-конструкционных работ. На этом этапе устанавливаются, а затем закладываются в конструкторской и технологической документации параметры точности, обеспечивающие высокие эксплуатационные характеристики изделия и их допуски; производится выбор и обоснование необходимых средств измерения и контроля. При этом устанавливаются:
- необходимая номенклатура контролируемых параметров комплектующих изделий, сырья, материалов, подлежащих входному контролю; - возможность контроля этих параметров, а также наличие на предприятии необходимых средств и методов измерений и, при необходимости, приобретение соответствующей измерительной
техники; - наличие необходимой нормативно-технической документации и подготовленного обслуживающего персонала.
Национальный орган по метрологии, стандартизации и сертификации.
Национальным органом по стандартизации в России является Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию, а также функциональное регулирование в области стандартизации, метрологии и сертификации. Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии — правопреемник упраздненного Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в отношении функций по реализации государственной политики в сфере стандартизации, метрологии и сертификации. Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии — специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации. Председатель Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии является главным государственным инспектором Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений. В ведении Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии находятся государственные инспекторы по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений, а также центры стандартизации, метрологии и сертификации, предприятия, учреждения, учебные заведения и иные организации. Госстандарт России выполняет следующие функции:
-координирует деятельность государственных органов управления, касающуюся вопросов стандартизации, сертификации, метрологии;
-взаимодействует с органами власти республик в составе РФ и других субъектов Федерации в области стандартизации, сертификации, метрологии;
-направляет деятельность технических комитетов и субъектов хозяйственной деятельности по разработке, применению стандартов, другим проблемам сообразно своей компетенции;
-подготавливает проекты законов и других правовых актов в пределах своей компетенции;
-устанавливает порядок и правила проведения работ по стандартизации, метрологии, сертификации;
-принимает большую часть государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации;
-осуществляет государственную регистрацию нормативных документов, а также стандартных образцов веществ и материалов;
-руководит деятельностью по аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации;
-осуществляет государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, правил метрологии и обязательной сертификации;
-представляет Россию в международных организациях, занимающихся вопросами стандартизации, сертификации, метрологии и в Межгосударственном совете СНГ;
-сотрудничает с соответствующими национальными органами зарубежных стран;
-руководит работой научно-исследовательских институтов и территориальных органов, выполняющих функции Госстандарта в регионах;
-осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации;
-участвует в работах по международной, региональной и межгосударственной (в рамках СНГ) стандартизации;
-устанавливает правила применения в России международных, региональных и межгосударственных стандартов, норм и рекомендаций;
-при разработке государственных стандартов определяет организационно-технические правила; формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности как между собой, так и с государственными органами управления, которые будут включены в нормативный документ;
Государственная метрологическая служба РФ (ГМС).. В соответствии с законом «Об обеспечении единства измерений» государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в РФ осуществляет Госстандарт России. Государственная метрологическая служба (ГМС) находится в введении Госстандарта и включает
:1) подразделения центрального аппарата Госстандарта России, осуществляющие функции планирования, управления и контроля деятельностью по обеспечению единства измерений на межотраслевом уровне;
2) государственные научные метрологические центры (ГНМЦ);
3) органы ГМС на территориях республик и других субъектов в составе РФ.
Государственные научные метрологические центры (ГНМЦ) несут ответственность за создание, совершенствование, хранение и применение государственных эталонов единиц величин, а также за разработку нормативных документов по обеспечению единства
измерений.Органы Государственной метрологической службы, образованные по территориальному признаку, осуществляют государственный метрологический контроль и надзор на местах.В состав Государственной метрологической службы (ГМС) входят такие ГНМЦ, как:− Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС);− Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии им. Д.И. Менделеева (НПО ВНИИМ им. Д.И. Менделеева);− Всероссийский научно-исследовательский инсти-тут физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ); −Всероссийский научно-исследовательский институт оптико-физических измерений (ВНИИОФИ);− Сибирский государственный научно-исследовательский институт метрологии (СНИИМ), г. Новосибирск; − Уральский научно-исследовательский институт метрологии (УНИИМ), г. Екатеринбург.Главным центром Государственной метрологической службы ГМС является ВНИИМС. Важнейшими направлениями деятельности ВНИИМС как главного центра Государственной метрологической службы ГМС являются общее научно- методическое руководство и координация деятельности метрологических служб, а также разработка научно-методических, организационных, технико-экономических и правовых основ метрологического обеспечения народного хозяйства. Главными центрами эталонов являются:- ВНИИМ (специализация величины длины и массы, механические величины, теплофизические величины, ионизирующие излучения, давление, физико-химический состав и свойства веществ). Во ВНИИМ созданы и находятся государственные первичные эталоны всех основных единиц Международной системы, кроме единиц времени и частоты. Эталон единицы был первоначально представлен платиново-иридиевым штриховым метром № 28 – копией международного эталона. В 1895 г. после работ А. Майкельсона была признана возможность замены вещественного эталона естественным – длиной световой волны определенной спектральной линии какого-либо атома. Новое определение метра на основе оранжевой линии криптона 86 было принято позднее – только в 1960 г. на 11-й Генеральной конференции по мерам и весам. Начиная примерно с 1930 г. во ВНИИМС была начата работа по переходу на новое определение метра. Работы завершились в 1968 г. созданием нового государственного первичного эталона длины.Эталон единицы массы представлен платиново иридиевым килограммом № 12, полученным в 1889 г. от Международного бюро мер и весов в качестве копии международного эталона. В послевоенные годы во ВНИИМ были созданы первичный эталон единицы силы тока и эталон единицы силы света – канделы. Для воспроизведения единицы температуры – кельвина – был создан прецизионный гелиевый газовый термометр и определены температуры реперных точек: кипения кислорода, затвердевания кадмия, цинка, олова и золота.Кроме перечисленных основных эталонов Международной системы единиц во ВНИИМ созданы эталоны и эталонные установки для многих единиц различных
физических величин. Из общего числа государственных эталонов нашей страны около 50 % сосредоточены во ВНИИМ.- ВНИИФТРИ (радиотехнические и магнитные величины, время и частота, акустические и гидроакустические величины, низкие температуры, ионизирующие излучения, давление, твердость, характеристики аэрозолей и т. д.), в котором хранится эталон времени.- ВНИИОФИ (оптические и оптико-физические величины, акустооптическая спектрометрия, измерения в медицине, измерения параметров лазеров).- СНИИМ (радиотехнические, электрические и магнитные величины и др.).Ряд эталонов хранятся в центрах государственных эталонов: ВНИИМС, ВНИИ расходометрии, г. Казань, НПО«Дальстандарт», г. Хабаровск).
Метрологическая служба организаций и её задачи. Метрологическая служба предприятий, организаций и учреждений включает отдел главного метролога, другие структурные подразделения (поверочные и измерительные лаборатории, группу ремонта средств измерений, бюро проката, и т. д.) и создается для выполнения задач по обеспечению единства измерений и метрологическому обеспечению исследований, разработки, испытаний и эксплуатации продукции или иных областей деятельности, закрепленных за предприятием.
К основным задачам метрологической службы предприятия относятся: − обеспечение единства и требуемой точности измерений, повышение метрологического обеспечения производства;
− внедрение в практику современных методов и средств измерений, направленное на повышение уровня научных исследований, эффективности производства, технического уровня и качества продукции;− организация и проведение калибровки и ремонта средств измерений, находящихся в эксплуатации и своевременное представление средств измерений на поверку;− проведение метрологической аттестации методик выполнения измерений, а также участие в аттестации средств испытаний и контроля;− проведение метрологической экспертизы технических заданий, проектной, конструкторской и технологической документации, проектов стандартов и других нормативных документов;− проведение работ по метрологическому обеспечению производства; − участие в аттестации испытательных подразделений, в подготовке к аттестации производств и систем качества;− осуществление метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами,применяемыми для калибровки средств измерений, за соблюдением метрологических норм и правил, нормативных документов по обеспечению единства измерений на прикрепленных предприятиях.
Понятие о сред-ве изм-я. Классиф-я средств изм-й.Сред-ми изм-й наз-ся техн-ие сред-ва использ-ые для измер-я и имеющие нормированные метрол-ие хар-ти. К сред-ам изм-я отн-ся меры,измер. преобразова
тели, измер-ые приборы измер. уст-ва и мет-ы и измерит. принадлежности. По метролог. хар-м и назначению средства измерений подразделяются на:
1) рабочие гр.измерений, они пред
назначены для техн. измерений. Раб. ср. измер. под
разделяются на: лабор-ые, производственные, поле
вые рабочие.2) эталоны. Меры величины- СИ, пред
назначен-е для воспроизведения и хранения физ.вел одного или нескол-х заданных размеров. различают меры: однозначные (гиря 1кг, калибр); многознач
ные (маштабная линейка); наборы мер (набор гирь). К однозначн мерам можно отнести стандартные образцы(СО). Существуют СО: состава и свойства. СО состава вещ-ва – СО с установлен-ми знач.вел, харак-их содерж-е опред-ых компонентов в вещ-ве. СО свойств веш-в-СО с установлен-ми знач.вел., характ-их физ-ие, хим-ие, биолог-ие и др.свойства. Измерит приборы(ИП)-СИ, служащие для преобра
зования измер,вел в другую вел или сигнал измер-ой информации, удобный для обработки, хранения, дальнейших преобраз-ий. Измерит прибор-СИ, пред
наз-ое для получ-я значений измер-ой физ.вел. в установленном диапазоне. Измер.установка- совок-ть функционально объединенных мер, изм. приборов, измер.преобразователей, и друг.устройств, предна
значен-х для измерений одной или нескольких физ,вел и расположенных в одном месте. Измер.сист.- совок-ть функционально объединенных мер, изм. приборов, измер.преобразователей, ЭВМ и др. техн средств, размещ-ых в разн. точках контро
лируемого простр-ва с целью измерений одного или нескольких физ,вел, свойтсвенных этому простран-ву. Эталоны- это высокоточная мера предназ для хранения, воспроиз-ва и передачи ед-цы вел., другим средствам измер-я. Размер ед-цы предается сверху –вниз: первичн. эталон-втор.-раб.эталон нулевого класса-раб. эталон 1 класса-…-раб.ср-во измерения. Передача р-ра осущ-ся в процессе поверки. Цель поверки установить пригодность ср-ва измер к при
менению. Соподчинение ср.измер-я участвующих в передаче размера ед-цы от эталона к рабочим ср.измер-я устанавливается в поверочных схемах. Допускается применение. мет-ов поверки:1) непо
средст-ое смочение эталонов,
2)сличение с помощью лопаратора,
3)прямые измер-я вел
4) косвенные из мерения вел.
Документы по поверке СИ. Методы и виды поверок.Поверка средств измерения.В основе обеспечения единообразия средств измерений лежит система передачи размера единицы измеряемой величины. Технической формой надзора за единообразием средств измерений является государственная (ведомственная) поверка средств измерений, устанавливающая их метрологическую исправность.Поверка - определение метрологическим органом погрешностей средстваизмерений и установление его пригодности к применению.Пригодным к применению в течение определенного межповерочного интервала времени признают те СИ, поверка которых подтверждает их соответствие метрологическим и техническим требованиям к данному СИ.Средства измерений подвергают первичной, периодической, внеочередной,
инспекционной и экспертной поверкам.Первичной поверке подвергаются СИ при выпуске из производства или ремонта, а также СИ, поступающие по импорту.Периодической поверке подлежат СИ, находящиеся в эксплуатации или на хранении через определенные межповерочные интервалы, установленные с расчетом обеспечения пригодности к применению СИ на период между поверками.Инспекционную поверку производят для выявления пригодности к применению СИ при осуществлении госнадзора и ведомственного метрологического контроля за состоянием и применением СИ.Экспертную поверку выполняют при возникновении спорных вопросов по метрологическим характеристикам (MX), исправности СИ и пригодности их к применению.Достоверная передача размера единиц во всех звеньях метрологической цепи от эталонов или от исходного образцового средства измерений к рабочим средствам измерений производится в определенном порядке, приведенном вповерочных схемах.Поверочная схема - это утвержденный в установленном порядке документ,регламентирующий средства, методы и точность передачи размера единицы физической величины от государственного эталона или исходного образцового средства измерений рабочим средствам.Различают государственные, ведомственные и локальные поверочные схемы органов государственной или ведомственных метрологических служб.Поверке подвергаются СИ, выпускаемые из производства и ремонта,получаемые из-за рубежа, а также находящиеся в эксплуатации и хранении.
Основные требования к организации и порядку проведения поверки СИустановлены ГОСТ 8.513-84.
Международные организации по метрологии. Международные метрологические организации-ии действуют с конца 19 в. В 1875г 17 гос-в, в число которых входила и Россия, подписали в Париже Метрическую конвенцию, кото
рая, по существу, явилась 1м междунар стандартом. При этом было создано первое междунар метр-е учреждение - Междунар бюро мер и весов, которое и сейчас активно функц-ет, оно распол во Фр, хранит междунар прототипы метра и кг и некоторые др эталоны, также организует периодическое сличение нац эталонов с междунар. Руководит деят-ю бюро междунар комитет мер и весов, созданный одновр с бюро. В среднем раз в 4 года собирается Генеральная конференция по мерам и весам- это высший орган в мире по вопросам установленя единиц величин, их определений и методов воспроизводства при помощи эталонов. Итоги деятельности междунар орг очень результативны. Благодаря их усилиям в большинстве стран мира принята Междунар система единиц физ-х величин (СИ), действует сопоставимая терминоло
гия. Актуальной задачей метр-х орг явл-я создание глобальной метр-ой системы. Необходимость ее созд связана с либерализацией рынка, возн-м новых тор
говых зон и разделением труда.
Государственный метрологический контроль за средствами измерений. Виды контроля, сферы распространения. Утверждение типа СИ. Закон "Об обеспечении
единства измерений" устанавливает следующие виды государственного метрологического контроля:• утверждение типа средств измерений
• поверка средств измерений, в том числе эталонов;• лицензирование деятельности юридических и физических лиц на право изготовления, ремонта, продажи и проката средств измерений. Государственный метрологический контроль и надзор (ГМК и Н) осуществляются только в сферах, установленных Законом. Поэтому разрабатываемые, производимые, поступающие по импорту и находящиеся в эксплуатации средства измерений делятся на две группы:• предназначенные для применения и применяемые в сферах распространения ГМК и Н. Эти средства измерений признаются годными для применения после их испытаний и утверждения типа и последующих первичной и периодической поверок;• не предназначенные для применения и не применяемые в сферах распространения ГМК и Н. За этими средствами измерений надзор со стороны государства (Госстандарта России) не проводится. Утверждение типа — это первая составляющая государственного метрологического контроля. Утверждение типа средств измерений проводится в целях обеспечения единства измерений в стране и постановки на производство и выпуск в обращение средств измерений, соответствующих требованиям, установленным в нормативных документах.
Правила ПР 50006-94 "ГСИ. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения" устанавливают, что фактически разделение всех средств измерений на две группы возможно только в процессе их использования в той или иной сфере, что определяет юридическое (физическое) лицо, применяющее конкретное средство измерения.Структурная схема утверждения типа и поверки средств измерений как вида государственного метрологического контроля приведена на рис.Система
испытаний и утверждения типа средств измерений (далее Система) включает:• испытания средств измерений с целью утверждения типа;• принятие решения об утверждении типа, его государственную регистрацию и выдачу сертификата об утверждении типа;• испытания средств измерений на соответствие утвержденному типу;• признание утверждения типа или результатов испытаний типа, проведенных компетентными организациями зарубежных стран;• информационное обслуживание потребителей измерительной техники, контрольно-надзорных органов и органов государственного управления. Организационно в Систему входят:• Научно-техническая комиссия по метрологии и измерительной технике (НТК) Госстандарта России;• Управление Госстандарта России, на которое возложено руководство рабо-• Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС);• государственные центры испытаний средств измерений;• органы Государственной метрологической службы.Испытания средств измерений для целей утверждения типа проводят по программе, которая в отличие от ранее принятого порядка устанавливает не только объем и методику испытаний, но и продолжительность испытаний, номенклатуру и количество документов, представляемых на испытания, а также перечень документов, необходимых для государственной регистрации средств измерений утвержденных типов. Государственный метрологический контроль включает:
1.государственные испытания средств измерений и утверждение их типов
2.поверку и метрологическую аттестацию средств измерений;
3.аккредитацию на право проведения государственных испытаний, поверки, метрологической аттестации и калибровки средств измерений, проведение измерений и аттестации методик выполнения измерений
4.лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже или прокату средств измерений.
Государственный метрологический контроль за средствами измерений. Лицензирование деятельности по изготовлению, ремонту, прокату и продаже СИ. Настоящий документ устанавливает порядок лицензирования.деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений, применяемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора в соответствии с Законом Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений", и распространяется на все юридические и физические лица,осуществляющие эту деятельность, независимо от форм собственностии ведомственной подчиненности.1. Общие положения.1.1. Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений является одним из видов государственного метрологического контроля.1.2. Лицензия на изготовление, ремонт, продажу и прокат средств измерений - документ, удостоверяющий право заниматься указанными видами деятельности, выдаваемый юридическим и физическим лицам органом Государственной метрологической службы. 1.3. Лицензия на изготовление (ремонт, продажу, прокат) средств, выданная органом Государственной метрологической службы,действительна на всей территории Российской Федерации. 1.4. Основанием для выдачи юридическому или физическому лиц лицензии является: а) заявление юридического или физического лица (заявителя) на осуществление лицензируемого вида деятельности; б) положительные результаты проверки органом Государственной метрологической службы условий осуществления лицензируемого вида деятельности на их соответствие требованиям нормативных документов по обеспечению единства измерений и требованиям, устанавливаемым настоящим документом. 2. Требования, предъявляемые к заявителю. 2.1. Заявитель, претендующий на получение лицензии на изготовление средства измерений, должен:иметь комплект конструкторско-технологической документации на изготовление средства измерений, имеющего Сертификат об утверждении типа средства измерений, полученный в соответствии с Порядком проведения испытаний и утверждения типа средств измерений; обеспечить условия для проведения органом Государственной метрологической службы по месту расположения заявителя испытаний средства измерений на соответствие утвержденному типу; иметь аттестат аккредитации на право поверки средств измерений данного типа или договор на
проведение поверки данных средств измерений с организацией, обладающей этим правом; лицензия на изготовление средств измерений дает владельцу лицензии право на их продажу, ремонт и прокат. 2.2. Заявители, претендующие на получение лицензии на ремонт средств измерений для сторонних организаций, должны иметь: рабочие помещения, соответствующие требованиям к организации ремонта средств измерений и условиям хранения средств измерений; необходимое технологическое оборудование, средства измерений, ремонтную документацию; квалифицированные кадры, выполняющие работы по ремонту,наладке средств измерений; аттестат аккредитации на право поверки средств измерений данного типа или договор на проведение поверки данных средств измерений с организацией, обладающей этим правом. 2.3. Заявители, претендующие на получение лицензии на продажу или прокат средств измерений, должны иметь: рабочие помещения, соответствующие требованиям к условиям хранения средств измерений; помещения, квалифицированные кадры и необходимое оборудование, обеспечивающие условия для демонстрации работоспособности средств измерений; аттестат аккредитации на право поверки средств измерений данного типа или договор на проведение поверки данных средств измерений с организацией, обладающей этим правом. 2.4. Соответствие установленным требованиям должно быть подтверждено Заявителем в виде обобщающих справок и копий соответствующих документов. 3. Порядок выдачи лицензии3.1. Юридическое или физическое лицо (далее - Заявитель), изъявившее желание осуществлять один или несколько видов лицензируемой деятельности, подает заявление по установленной форме (Приложение 1) в орган Государственной метрологической службы по месту расположения Заявителя (по месту регистрации юридических лиц). 3.2. Орган Государственной метрологической службы регистрирует заявление и направляет Заявителю подписанный им проект договора на выдачу лицензии (в двух экз.). Заявитель подписывает договор и возвращает один экземпляр органу Государственной метрологической службы.Орган Государственной метрологической службы проводит лицензирование не позднее 30 дней со дня получения договора.В случае обнаружения недостатков в организации выполнения лицензируемой деятельности, препятствующих выдаче лицензии, орган Государственной метрологической службы формулирует в акте проверки мотивированный отказ. 3.3. В выдаче лицензии Заявителю может быть отказано в случаях, если: а) в представленных документах содержатся недостоверные сведения;б) условия осуществления лицензируемой деятельности не соответствуют требованиям настоящих правил и нормативных документов по обеспечению единства измерений.3.4. Лицензия выдается на срок не более 5 лет. Повторное лицензирование на основании заявления Заявителя может быть осуществлено по сокращенной или полной программе по решению органа