Практическое занятие № 6




Тема занятия: «Организационно-распорядительные методы управления качеством»

Модуль 3. «Организационно-распорядительные методы управления качеством» Модульная единица 7. «Основные подходы к классификации средств и методов управления качеством»

Цель работы:

1.Изучить организационно-распорядительные методы управления качество 2.Политика в области качества

3. Методы определения качества управления персоналом.

Теоретические положения

1.Организационно-распорядительные методы управления качеством осуществляются посредством обязательных для исполнения директив, приказов и других предписаний, направленных на повышение и обеспечение необходимого уровня качества.

В группу организационно-распорядительных методов управления качеством следует включать методы:

– регламентирования (общеорганизационного, функционального, должностного, структурного);

– стандартизации (па основе стандартов различного уровня и статуса);

– нормирования (на базе норм времени, численности, соотносительности, численных величин);

– инструктирования (ознакомления, объяснения, совета, предостережения, разъяснения);

– распорядительных воздействий (на основе приказов, распоряжений, указаний, постановлений, контроля исполнения с использованием превентивного и оперативного воздействий и т.п.).

Среди них необходимо отметить:

– разработку и реализацию политики в области качества, утверждаемой первыми руководителями организаций; разработку и реализацию СТП, руководств, процедур и другой НТД и НМД по управлению качеством;

– разработку и внедрение положений о подразделениях и должностных инструкций; подбор, расстановку, воспитание и аттестацию кадров по управлению качеством; внедрение передового опыта по управлению качеством;

– обеспечение выполнения целевых программ по качеству; приказы и распоряжения по управлению качеством; обеспечение выполнения требований МС, ГОСТ и ТУ;

– контроль за исполнением требований ПТД, НМД и решений по управлению и обеспечению качества.

Применение организационно-распорядительных методов управления качеством обусловливает создание совокупности документов различного статуса. При этом к каждому документу следует предъявлять исключительно жесткие требования к качеству его содержания, в противном случае данные методы управления качеством не могут полностью реализоваться в практике управления. В связи с этим к документам по управлению качеством следует предъявлять следующие требования:

– логическая последовательность и четкость изложения информации;

– краткость, конкретность, простота и точность формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования;

– убедительность аргументации;

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); – информационная выразительность; достаточность и обоснованность;

– небольшой объем;

– малоизменчивость (стабильность);

– качественная содержательность.

2.Политика в области качества является одной из важнейших составных частей управления качеством. Данный документ должен быть первичным в составе документации при использовании организационно-распорядительных методов управления качеством, это связано с необходимостью принятия ответственности высшим звеном менеджеров за ведение политики в области качества, что в принципе становится первоначальным при реализации системного управления качеством.

При формировании политики предприятия в области качества следует учитывать требования, предъявляемые к ней: руководство должно определять политику в письменной форме (подписывается первым руководителем); она должна согласовываться с другими направлениями деятельности предприятия; руководство должно обеспечивать понимание каждым членом коллектива разработанной политики в области качества, неуклонно ее осуществлять и проводить в жизнь; она должна быть сформулирована таким образом, чтобы ее положения касались каждого члена трудового коллектива, а не только качества выпускаемой продукции. Документ, раскрывающий политику в области качества, должен быть кратким, простым, доходчивым и запоминающимся, отражать требования к качеству работы каждого сотрудника.

По существу приемлемой политикой в области качества продукции может быть признана та, которая положительно отвечает на ряд вопросов:

– является ли она краткой, касается ли она каждого работника коллектива предприятия;

– установлены ли в ней стандарты (требования к качеству работы, охвачены ли в ней все аспекты качества поставляемой потребителю продукции и услуг (этот вопрос следует относить также к срокам поставки продукции, цене, качеству конечных результатов деятельности предприятия, включая услуги);

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); – подписана ли политика в области качества первым лицом предприятия?

В зарубежной практике политика в области качества формулируется таким образом, что отвечает на многие перечисленные выше вопросы. Например, корпорация IBM в подписанную президентом политику в области качества наряду с прочим включила следующее:

"Мы будем поставлять нашим заказчикам бездефектные, конкурентоспособные товары и услуги точно в установленные сроки". Анализ этого заявления показывает, что оно:

1) обращено к каждому работнику корпорации;

2) четко определяет показатели уровня качества работы (ожидается от каждого поставка бездефектной продукции и услуг точно в срок, ио лучше было бы записать так, чтобы каждый понимал: от него требуется работа без ошибок);

3) охватывает все аспекты качества (в том числе цену, срок поставки и исполнение);

4) подписано первым лицом корпорации.

Осуществление политики

Осуществление данной политики подразумевает понимание всеми работниками компании ожиданий потребителей и предоставление им изделий или услуг в соответствии с этими ожиданиями или сверх этих ожиданий. Необходимо постоянно оценивать и пересматривать все требования, чтобы следовать изменениям в ожиданиях потребителей. Всю свою работу следует выполнять с заданными требованиями.

Дж. З. Джонсон, президент компании

3. Используя организационно-распорядительные методы управления качеством (регламентирования, инструктирования, распорядительных воздействий), ознакомится с некоторыми методами определения качества управления персоналом

Качество управления персоналом.

Основными особенностями современного производства является всё более широкое использование достижений науки и техники и рост конкуренции, связанный с глобализацией мировой экономики. Первая особенность вызывает рост требований к квалификации кадров, усложнение как самой продукции, так и процессов ее производства. Вторая особенность - рост требований к качеству продукции при одновременном уменьшении ее стоимости. Развитие процессного подхода к организации производства сопровождается постоянным отказом от жесткой вертикальной структуры предприятия в пользу гибкой горизонтальной структуры, основанной на командных, проектных принципах работы. Все эти обстоятельства приводят к усложнению функций работников, предъявляют к ним требования ответственного, инициативного отношения к своим обязаннос­тям, понимания целей и проблем своего подразделения и предприятия в целом, стремления внести максимальный вклад в их решение. Увеличивается степень ответственности исполнителей, управляющих дорогой техникой, сложными процессами, так как масштабы последствий их ошибок многократно возросли. Примеры катастроф, основной причиной которых был человеческий фактор, в последнее время постоянно появляются. Примеры - авария на Чернобыльской АЭС, авария на Саяно – Шушнской ГЭС, гибель командира пилотажной группы «Русские Витязи» и др.

Наше время называют эпохой инноваций. Выживают только те организации, которые работают наиболее эффективно. Рост эффективности невозможен без внедрения новой техники, постоянного совершенствования организации производства, производимой продукции/услуг. В значительной степени успех освоения инноваций зависит от социально-психологической обстановки в коллективе, готовности его преодолевать трудности во имя успеха предприятия.

К сожалению, менталитет современных работников далек от идеала. В табл. 1 приведены характеристики этого менталитета в сравнении с современным западным менталитетом (Свиткин М. Руководитель и персонал. //Стандарты и качество. – 2005. - №1.).

.

Поведенческие установки, характерные для западной и российской культуры в бизнесорганизациях

Качество управления персоналом.

Основными особенностями современного производства является всё более широкое использование достижений науки и техники и рост конкуренции, связанный с глобализацией мировой экономики. Первая особенность вызывает рост требований к квалификации кадров, усложнение как самой продукции, так и процессов ее производства. Вторая особенность - рост требований к качеству продукции при одновременном уменьшении ее стоимости. Развитие процессного подхода к организации производства сопровождается постоянным отказом от жесткой вертикальной структуры предприятия в пользу гибкой горизонтальной структуры, основанной на командных, проектных принципах работы. Все эти обстоятельства приводят к усложнению функций работников, предъявляют к ним требования ответственного, инициативного отношения к своим обязаннос­тям, понимания целей и проблем своего подразделения и предприятия в целом, стремления внести максимальный вклад в их решение. Увеличивается степень ответственности исполнителей, управляющих дорогой техникой, сложными процессами, так как масштабы последствий их ошибок многократно возросли. Примеры катастроф, основной причиной которых был человеческий фактор, в последнее время постоянно появляются. Примеры - авария на Чернобыльской АЭС, авария на Саяно – Шушенской ГЭС, гибель командира пилотажной группы «Русские Витязи» и др.

Наше время называют эпохой инноваций. Выживают только те организации, которые работают наиболее эффективно. Рост эффективности невозможен без внедрения новой техники, постоянного совершенствования организации производства, производимой продукции/услуг. В значительной степени успех освоения инноваций зависит от социально-психологической обстановки в коллективе, готовности его преодолевать трудности во имя успеха предприятия.

К сожалению, менталитет современных работников далек от идеала. В табл. 1 приведены характеристики этого менталитета в сравнении с современным западным менталитетом (Свиткин М. Руководитель и персонал. // Стандарты и качество. – 2005. - №1.).

Таблица 1.

Поведенческие установки, характерные для западной и российской культуры в бизнес-организациях

 

Поскольку эффективность функционирования любой системы управления организацией и ее составляющих определяется ее вкладом в достижение общеорганизационных целей, то из данных таблицы 1 следует, что в управлении персоналом в наших реалиях существует множество проблем. Это тем более справедливо в отношении управления персоналом, пронизывающего все сферы деятельности организации, все процессы и влияющего на эффективность других систем управления, в т.ч. системы управления качеством. Если последняя функционирует недостаточно результативно - это отражение неэффективного управления персоналом, т.к. персонал либо недостаточно профессионально подготовлен, либо он недостаточно мотивирован, либо руководство не соответствует решению проблем качества.

Управление персоналом эффективно настолько, насколько успешно сотрудники организации используют свой потенциал для реализации общеорганизационных целей. Учитывая, что в современных условиях одной из важнейших, и даже основной общеорганизационной целью становится качество, система управления персоналом должна быть связана с качеством, быть адекватной системе качества, базироваться на тех же принципах и основах.

Задание.

Предприятие имеет целью разработать и сертифицировать систему менеджмента качества. Одно из условий достижения этой цели – вовлечение работников в процесс разработки и внедрения СМК.

При решении задачи необходимо учитывать следующие факторы:

- личность как живое существо;

- личность как индивидуум;

- личность как сознательный член коллектива;

- способы мотивации.

Отчёт предоставляется в произвольной форме каждым студентом персонально.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: